Сборник для развития крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, развития познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
«Природные материалы в помощь детскому психологу»
ü Камни
ü Песок
ü Шишки
ü Листья
ü Деревянные палочки
(Дополнено наглядными иллюстрациями)
Педагог-психолог: Старкова Т.С.
Камни
Можно использовать камни с плоской поверхностью большого и маленького размера.
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
Инструментарий: кисти, краски гуашь, бумага, клей, готовые аксессуары.
Время: от 5 минут
Форма работы: индивидуальная или групповая
Варианты заданий:
1. Флора и фауна
|
|
|
|
|
|
2. Люди
3. Предметы и дома
4. Узоры
ИГРЫ С ШИШКАМИ
.Цель: развитие крупной и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
Инструментарий: кисти, краски гуашь, бумага, клей, готовые аксессуары, пластилин.
Время: от 5 минут
Форма работы: индивидуальная или групповая
Варианты заданий:
Пирамидки (для деток от 1 года)
Положите перед малышом коробочку с шишками и покажите, как из них можно построить разные пирамидки — маленькие и большие, низкие и высокие, широкие и узкие. Чтобы ребёночку было проще понять, что надо делать, можно поставить рядышком обычную игрушку-пирамидку (наверняка, она есть у каждого годовасика) и объяснить, что мы сейчас будем строить такую же башенку, только из шишек. Детки постарше сами, по вашему примеру, сообразят, как строятся пирамидки из шишек и примутся за дело.
Простое творческое занятие для развития детских пальчиков. Для этого потребуется несколько шариков пластилина или солёного теста. Предварительно необходимо их раскатать в лепёшечки с помощью скалки — это с удовольствием сделает малыш. Чем больше по размеру пластилиновый шарик, тем более широким получится круг, а значит увеличатся возможности для творческих экспериментов с шишкой.
Ребёнок берёт шишку и делает разными её сторонами и зубчиками разнообразные отпечатки и узоры на пластилиновых кругах. Покажите малышу, как можно катать ладошками шишку по пластилину в разные стороны — пусть он повторит за вами эти движения одной и другой рукой. Получится отличный массаж нежных детских ладошек.
В этом занятии ребёнок полностью проявляет свою фантазию — и в итоге получаются великолепные орнаменты.
Доступная для маленьких деток игра на развитие логического мышления. Кроме того, в процессе игры хорошо прорабатываются сравнительные понятия «большая — средняя — маленькая» и «длинная — короткая».
Малышу необходимо выбрать из коробки шишки по определённым заданным критериям. Положите на столе на небольшом расстоянии друг от друга три шишки — большую, среднего размера и совсем маленькую. Попросите малыша найти среди шишек в коробке такие же по величине шишки и положить их рядышком с каждой подобной шишкой. Впоследствии можно усложнять задачу и просить найти определённое количество шишек каждого размера (например, 3 большие, 4 средние и 5 маленьких).
Шнуровка из шишек — немного необычная разновидность очень любимого детками занятия. Польза подобных игр и занятий для развития мелкой моторики просто бесценна.
На столе перед ребёнком лежат несколько разноцветных шнурков и коробочка с шишками. Попросите малыша выполнить разные несложные задания. Например, такие:
· зашнуровать вместе 3, 4 или 5 шишек;
· выбрать самую большую шишку и обмотать её всю шнурочком;
· сделать паровозик из шишек, сцепив вагончики между собой шнурком.
Проявляйте фантазию и давайте ребёночку новые интересные игровые задания с шишками и шнурками — он с радостью возьмётся за их выполнение, не сомневайтесь.
Для этой творческой игры необходимо приготовить небольшие кусочки пластилина разных цветов. В первую очередь попросите малыша скатать из пластилина маленькие разноцветные шарики — пусть отщипывает пальчиками небольшие кусочки и катает ладошками или пальчиками (если у него это уже получается) колобочки.
Затем вместе выбираем из коробки самую большую шишку — это будет наша новогодняя ёлочка. Дальше просим малыша украсить «веточки» ёлочки-шишки разноцветными шариками. Но делать красивой нашу ёлочку будем вместе — взрослый говорит, какого цвета шарик надо взять и «повесить» на ёлочку, а малыш ищет шарик нужного цвета и прижимает его пальчиками к любой понравившейся «веточке».
помощью этой занятной игры можно легко запомнить цвета, ну и, конечно, хорошо потренировать мелкую моторику.
На фотографиях наш уже подросший сынок по моей просьбе с удовольствием согласился «вернуться в своё раннее детство» и украсить пластилиновыми шариками пару шишек-ёлочек.
Игра «Выложи фигуры, линии и узоры» (от 2-3 лет)
Замечательная и простая игра для развития пространственной ориентации.
В неё можно играть по-разному, ставя перед малышом разнообразные игровые задачи, двигаясь от простого к сложному. Например,:
· взрослый рисует на листе бумаги любую простую фигуру (или предмет) и просит малыша выложить подобную фигуру из шишек;
· деток постарше можно просить выложить из шишек несколько рядов с определённым количеством шишек в каждом ряду (например, 3 вертикальных ряда — первый ряд из 3-х шишек, второй — из 4-х, третий — из 5-ти). По аналогии можно давать задания с горизонтальными и диагональными рядами;
а можно просто дать волю фантазии ребёнка, и пусть он сам выкладывает всё, что захочет.
В качестве объектов, которые необходимо выложить шишками, могут выступать геометрические фигуры, любые несложные в исполнении и известные ребёнку предметы (например, человечек, солнышко, домик, гусеничка, снежинка и т.д.), различные линии (горизонтальные, вертикальные, диагональ — очень хорошо всё запоминается), узоры и орнаменты.
С помощью шишек можно хорошенько потренировать с малышом навыки счёта и простых арифметических действий на сложение и вычитание.
Используя любой наглядный цифровой материал (магнитные или деревянные цифры и знаки, карточки и т.п.), даём малышу примеры на сложение и вычитание и просим положить рядом с каждой цифрой соответствующее количество шишек. А затем считаем, сколько шишек всего получилось — если это задачка на сложение.
Песок
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
Инструментарий: песок, вода
Время: от 5 минут
Форма работы: индивидуальная или групповая
Варианты заданий:
1. Рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др., позволяющие изучать проблемы и переживания детей;
2. Рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.) – позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;
3. «Поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
4. «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
5. «Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку).
6. «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.
7. «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
8. «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву.
9. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
Игры:
Секретные задания кротов
предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под
землей.
Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. (Взрослый взмахивает руками и складывает
их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и
два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту
выполнить важное секретное задание под землей. Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание
ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый
палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки
друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Песочные строители
Жители песочной страны просят тебя помочь
им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться
тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф —
только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. В верхнем
правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей
песочницы.
Заборчики.
Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно
спрятать зайку от злого серого волка.
Листья
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
Инструментарий: листья, клей, краски, бумага
Время: от 5 минут
Форма работы: индивидуальная или групповая
Варианты заданий:
Рисунок сухими листьями
Для этого занятия нужны хорошо просушенные листья, листы А3 и клей ПВА. Рисунок может быть спонтанным или иметь сюжет.
Если существует некий замысел, то для его воплощения необходимо провести подготовительную работу. Листу А3 нужно задать фон с помощью восковых мелков. При рисовании восковыми мелками, положенными плашмя, лист закрашивается не полностью, а частично, остаются пробелы. В результате фон выглядит объемным и фактурным, особенно если его разукрашивали разными по цвету мелками.
Теперь возьмем клей ПВА и наносим контуры изображения. Теперь начинается самое интересное: возьмем сухие листья, разотрем их в пыль между ладонями и обсыплем ими контуры рисунка, сделанные клеем ПВА.
Когда рисунок подсохнет, лишние частицы листьев нужно стряхнуть, а сам рисунок дополнить необходимыми деталями. Можно добавить уточнения фломастерами, карандашами, гуашью (акварель на восковых мелках держаться не будет).
Рисунок листьями
Раскрашивайте
листья разными красками и делайте оттиски. Когда начнут получаться оттиски,
устраивающие ребенка, можно переходить на другой лист и создавать картину.
Листьями очень удачно можно нарисовать осенний лес, рыб, цветы, бабочек
и т.д.
В конце занятия предложите ребенку золотую и серебряную гуаши. Обычно это
вызывает новый эмоциональный всплеск, и работа начинается заново. Золотой и
серебряной краской закрашиваются листья, делаются оттиски, докрашиваются ранее
сделанные рисунки, дорисовываются новые детали.
Деревянные палочки
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, в частности воображения и мышления, арттерапевтический эффект.
Инструментарий: нитки, палочки, ножницы, прищепки
Время: от 5 минут
Форма работы: индивидуальная или групповая
Список использованной литературы:
1. Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством. НФ «Класс», 2013.
2. Дилео Д. Детский рисунок, диагностика и интерпретация. М: Апрель Пресс Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.