Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 города Донецка»
Урок на тему:
«Природные зоны Австралии»
( 7 класс )
Подготовила учитель географии
Коваленко В.А.
Донецк-2021
Тема: Природные зоны Австралии.
Цель:
-Сформировать научное мировоззрение учащихся в процессе изучения природных зон Австралии.
- Выявить зависимость природных зон от климатических особенностей материка через активизацию мыслительной и творческой деятельности.
-Научить сравнивать природные зоны материка, их особенности: местонахождение, почвы, растительный и животный мир
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с характерными представителями флоры и фауны природных зон Австралии.
2. Объяснить закономерности размещения природных зон.
3. Показать зависимость природных зон от климатических особенностей материка.
4. Формировать умение кратко конспектировать изучаемый материал в виде путевого листа.
Воспитательные:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Воспитывать уважительное отношение к мнению других.
3. Развитие творческой инициативы при поиске правильных решений.
Развивающие:
1. Расширять кругозор учащихся.
2. Развивать мыслительную деятельность учащихся через применение различных типов частично – поисковых заданий.
3. Развивать умение грамотно формулировать свои мысли при ответе на поставленный вопрос.
Оборудование: физическая карта Австралии; атласы 7 класса; карта «Природные зоны Австралии», учебник, таблицы, исследовательский проект.
Тип урока:
· по дидактической цели – урок изучения нового материала;
· по способу проведения - урок – путешествие.
Методы и формы обучения: беседа, рассказ, работа с картами, заочное путешествие.
Ход урока
I.Организационный момент (приветствие, отчет дежурного).
II.Актуализация опорных знаний.
1)Устный опрос по изученной теме:
-В каких климатических поясах расположена Авсралия?
-Почему Австралию называют самым сухим материком?
-Где на материке выпадает max. количество осадков?
- Что такое крики?
-Как Австралия обеспечена водными ресурсами?
2)Задание по карте ( у доски):
-Показать на карте реки маерика.
-Показать на карте озера Австралии.
III.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
«…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного.».
(К. Паустовский)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие на один из самых удивительных материков и, я надеюсь, вы узнаете для себя много нового о растительном и животном мире этого материка.
«…Этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!»
-Какой из материков так образно описал один из героев романа Жюля Верна«Дети капитана Гранта»?
В чем неповторимост Австралии?
Стихотворение, которое я прочту, поможет определить вам это:
Весь материк находится под нами,
(Она располагается под нами.)
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары
Столица не имеет населенья.
Цель нашего путешествия: познакомиться с природными зонами Австралии, растительным и животным миром материка.
Что бы поймать попутный ветер мы должны вспомнить карту и ответить на ряд вопросов. Ну, что же начнём.
1.Игра «Знаешь ли ты карту».
Ученикам предлагается карта Австралии с неизвестными объектами . Необходимо определить, что это за объекты и показать на карте (примеры объектов).
Вопросы:
1. В рельефе Австралии преобладают….
2. Самая высокая вершина называется…, она находится…..
3. В Австралии отсутствуют действующие….
4. Перечислите климатические пояса, пересекающие Австралию с севера на юг.
5. Какой климатический пояс Австралии занимает наибольшую площадь?
Я вижу, что вы хорошо готовы и можем отправляться в путь.
По ходу нашего путешествия мы будем заполнять таблицу в рабочих тетрадях.
◊Используя карту атласа (с. 29), давайте, определим, через какие природные зоны пройдёт наш путь.
Таблица: Природные зоны Австралии ( заполнять в течении объяснения и работы по картам атласа ).
Название ПЗ |
Месторасполо- жение |
Типы почв |
Растительный мир |
Животный мир |
Влажные,пере-менновлажные леса |
|
|
|
|
Саванны и редколесья |
|
|
|
|
Полупустыни и пустыни |
|
|
|
|
Жестколистные вечнозеленые леса и кустар- ники |
|
|
|
|
◊Назовите природные зоны материка (записать в тетрадь):
1. влажные и переменно – влажные леса;
2. саванны и редколесья;
3. полупустыни и пустыни;
4. жестколистные вечнозелёные леса и кустарники.
В горных районах находятся области высотной поясности.
◊Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Как вы думаете, почему? (подчеркните её).
◊Сравните карту природных зон и климатическую карты. Установите главную причину смены природных зон.
2.Почвы природных зон Австралии.
Самостоятельная работа с картами атласа:
-найти на карте природные зоны Австралии;
-записать типы почв в каждой природной зоне материка (в таблицу).
3.Растительный мир материка.
Австралия – самый удивительный и неповторимый материк Земли. В органическом мире материка 75% видов растений и 95% видов животных являются эндемиками.
Эндемики – это растения и животные, обитающие в ограниченных районах Земли.
Давайте познакомимся с растениями Австралии. (запишите их в тетрадь).
1.Древовидные папоротники наиболее древние растения на Земле. Иногда достигают в высоты до 20 м. Верхушки их стволов не имеют ветвей и увенчаны группами крупных листьев.
2.Эвкалипт – различают множество их видов. Многие высотой 100 м. Их корни уходят на 30 м в землю. Впитывают много влаги. Имеют твёрдую древесину, листья богаты эфирными маслами.
3.Бутылочное дерево – ствол у основания толстый сужается кверху. Имеет плотную кору, запасает много влаги. Увенчано раскидистой кроной, состоящей из узких листьев 8 см длиной.
4.Казуарина – странного вида дерево с тонкими ниспадающими побегами без листьев. По виду напоминает хвощ. Имеет очень плотную древесину, поэтому её называют «железным деревом».
4.Животный мир материка.
А теперь давайте рассмотрим животный мир материка. (запишите их в тетрадь).
Здесь встречаются примитивные млекопитающие:
1.Ехидна: Напоминает ежа, тело покрыто иголками. Ведёт ночной образ жизни. Питается муравьями, термитами, червями. Самка ежегодно откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке. Детеныш, вылупившись из яйца, очень долго находится в сумке и питается материнским молоком.
2.Утконос похож на жирного щенка. Между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв. Хвост как у бобра, передние лапы барсучьи. У самца на задних лапах шпоры, которые выделяют яд. Ведёт ночной образ жизни, пищу находит в воде. Так же как у ехидны детёныш рождается из яйца и выкармливается материнским молоком.
Большую группу животных составляют сумчатые их около 125 видов. К ним относятся:
3.Кенгуру – любопытные с оригинальным строением тела способны совершать необыкновенно высокие и длинные прыжки. Их рост от 23 см до 2 м. Массой до 20 кг. Детеныш рождается очень маленьким величиной с грецкий орех. Долго живёт в сумке, питаясь материнским молоком.
В зарослях эвкалиптов встречаются коалы. Рост их в среднем составляет до 50 см, вес до 10 кг. Очень ленивы. Сидят на эвкалиптах и объедают их листья. В листьях много влаги, поэтому питьё коалам не нужно. Детенышей, как и все сумчатые животные, вынашивает в сумке 7-8 месяцев. Затем он выбирается из сумки и сидит на спине у матери. Только с года детёныши становятся самостоятельными.
4.Дикая собака динго. По своему внешнему виду это нечто среднее между волком и собакой. Ведёт преимущественно ночной образ жизни. Пищей им служат многочисленные сумчатые, пресмыкающиеся и птицы. Многие учёные считают что, Динго современница древнейшего человека на континенте – обитала в Австралии уже более 6 тыс. лет назад.
5.Страус эму – крупная бегающая птица, массой до 50 кг. Питаются семенами растений и мелкими животными. Может мчаться на своих длинных ногах со скоростью 50 км/ч.
6.Птица лирохвост – увидеть её можно только в Австралии. Перья этой птицы ценятся баснословно дорого, поэтому появилось много любителей поживиться.
7.Казуары – нелетающие птицы с длинными сильными ногами и мощными острыми когтями, которыми при необходимости они защищаются.
5.Представители органического мира на государственных символах страны.
Австралийцы очень любят свою уникальную флору и фауну и поэтому увековечивают их на государственных символах и денежных знаках.
(слайд: герб Австралийского союза с изображением кенгуру и страуса эму).
На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос.
6.Охрана природы материка.
Для сохранения представителей уникальной фауны австралийцы:
-установили запрет на вывоз животных;
-установили запрет на содержание в неволе;
-ограничение или полный запрет охоты на некоторые виды животных.
-Исследовательский проект: «Определение причин формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии».
На этом наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся домой. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.
IV.Рефлексия:
-прошу вас закончить фразы:
• Я узнал (а) ………
• Я понял (а) ………
• Мне понравилось ……….
• Новые знания мне пригодятся ………..
Вывод: таким образом, мы познакомились с природными зонами Австралии, с особенностями органического мира материка.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI.Домашнее задание:
- выучить § 32 (стр.126-128 ), повторить стр.122-124,
- задание по желанию: составить кроссворд или придумать загадки о растениях и животных Австралии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.