Природные зоны Австралии 7 класс
Оценка 4.9

Природные зоны Австралии 7 класс

Оценка 4.9
doc
16.10.2021
Природные зоны Австралии       7 класс
урок 7кл.прир.зоны Австралии.doc

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 города    Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Урок на тему:

 

                     «Природные зоны Австралии»

           

                                        ( 7 класс )

               

 

 

 

 

                                                                        

                                                                          Подготовила учитель географии

                                                                                    Коваленко В.А.

 

 

 

 

 

         

                                                     Донецк-2021

 

 

Тема: Природные зоны Австралии.

Цель:

-Сформировать научное мировоззрение учащихся в процессе изучения природных зон Австралии.

 - Выявить зависимость природных зон от климатических особенностей материка через активизацию мыслительной и творческой деятельности.

-Научить сравнивать природные зоны материка, их особенности: местонахождение, почвы, растительный и животный мир

Задачи урока:

Образовательные:

1.     Познакомить с характерными представителями флоры и фауны природных зон Австралии.

2.     Объяснить закономерности размещения природных зон.

3.     Показать зависимость природных зон от климатических особенностей материка.

4.     Формировать умение кратко конспектировать изучаемый материал в виде  путевого листа.

Воспитательные:

1.     Воспитывать уверенность в своих силах.

2.     Воспитывать уважительное отношение к мнению других.

3.     Развитие творческой инициативы при поиске  правильных решений.

Развивающие:

1.   Расширять кругозор учащихся.

2.   Развивать мыслительную деятельность учащихся через применение различных типов частично – поисковых заданий.

3.   Развивать умение грамотно формулировать свои мысли при ответе на поставленный вопрос.

Оборудование: физическая карта Австралии; атласы 7 класса; карта «Природные зоны Австралии», учебник, таблицы, исследовательский проект.

Тип урока:

·        по дидактической цели – урок изучения нового материала;

·        по способу проведения -  урок – путешествие.

 

Методы и формы обучения: беседа, рассказ, работа с картами, заочное путешествие.                                                

                                                

                                                   Ход урока

I.Организационный момент (приветствие, отчет дежурного).

II.Актуализация опорных знаний.

1)Устный опрос по изученной теме:

-В каких климатических поясах расположена Авсралия?

-Почему Австралию называют самым сухим материком?

-Где на  материке выпадает max. количество осадков?

- Что такое крики?

-Как Австралия обеспечена водными ресурсами?

2)Задание по карте ( у доски):

-Показать на карте реки маерика.

-Показать на карте озера Австралии.

III.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

 

 «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного.».

(К. Паустовский)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие на один из самых удивительных материков  и,  я надеюсь, вы узнаете для себя много нового о растительном и животном мире этого материка.

«…Этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!»

-Какой из материков  так образно описал  один из героев романа Жюля Верна«Дети капитана Гранта»?

В чем  неповторимост Австралии?

 Стихотворение, которое я прочту, поможет определить вам  это:

Весь материк находится под нами,

(Она располагается под нами.)                        

Там, очевидно, ходят вверх ногами;             

Там наизнанку вывернутый год.                   

Там расцветают в октябре сады,                   

Там в январе, а не в июле лето,                      

Там протекают реки без воды.                      

 (Они в пустыне пропадают где-то).                

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары

Столица не имеет населенья.

Цель нашего путешествия: познакомиться с природными зонами Австралии, растительным и животным миром материка.

Что бы поймать попутный ветер мы должны вспомнить карту и ответить на ряд вопросов. Ну, что же  начнём.

 

1.Игра «Знаешь ли ты карту».

 Ученикам предлагается карта Австралии с неизвестными объектами . Необходимо определить, что это за объекты и показать на карте (примеры объектов).

Вопросы:

1.     В рельефе Австралии преобладают….

2.     Самая высокая вершина называется…, она находится…..

3.     В Австралии отсутствуют действующие….

4.     Перечислите климатические пояса, пересекающие Австралию с севера на юг.

5.     Какой климатический пояс Австралии занимает наибольшую площадь?

 

Я вижу, что вы хорошо готовы и можем отправляться в путь.

По ходу нашего путешествия мы будем заполнять таблицу в рабочих тетрадях.

Используя карту атласа (с. 29), давайте, определим, через какие природные зоны пройдёт наш путь.

 

Таблица: Природные зоны Австралии ( заполнять в течении объяснения и работы по картам  атласа ).

Название ПЗ

Месторасполо-

жение

Типы почв

Растительный мир

Животный мир

Влажные,пере-менновлажные леса

 

 

 

 

Саванны    и редколесья

 

 

 

 

Полупустыни  и пустыни

 

 

 

 

Жестколистные вечнозеленые леса и кустар-

ники

 

 

 

 

Назовите природные зоны материка (записать в тетрадь):

1.            влажные и переменно – влажные леса;

2.            саванны и редколесья;

3.            полупустыни и пустыни;

4.            жестколистные вечнозелёные леса и кустарники.

В горных районах находятся области высотной поясности.

Какая природная зона занимает наибольшую площадь?  Как вы думаете, почему? (подчеркните её).

Сравните карту природных зон и климатическую карты. Установите главную причину смены природных зон.

 

2.Почвы природных зон Австралии.

 

 Самостоятельная работа с картами атласа:

  -найти на карте природные зоны Австралии;

  -записать типы почв в каждой природной зоне материка (в таблицу).

 

3.Растительный мир материка.

 

Австралия – самый удивительный и неповторимый материк Земли. В органическом мире материка 75% видов растений и 95% видов животных являются эндемиками.

 Эндемики – это растения и животные, обитающие в ограниченных районах Земли.

  Давайте познакомимся с растениями Австралии. (запишите их в тетрадь).

 

1.Древовидные папоротники наиболее древние растения на Земле. Иногда достигают в высоты до 20 м. Верхушки их стволов не имеют ветвей и увенчаны  группами крупных листьев.

2.Эвкалипт – различают множество их видов. Многие высотой 100 м. Их корни уходят на 30 м в землю.  Впитывают много влаги. Имеют твёрдую древесину, листья богаты эфирными маслами.

3.Бутылочное дерево – ствол у основания толстый сужается кверху. Имеет плотную кору, запасает много влаги. Увенчано раскидистой кроной, состоящей из узких листьев 8 см длиной.

4.Казуарина – странного вида дерево с тонкими ниспадающими побегами без листьев. По виду напоминает хвощ. Имеет очень плотную древесину, поэтому её называют «железным деревом».

 

4.Животный мир материка.

 

А теперь давайте рассмотрим животный мир материка. (запишите их в тетрадь).

Здесь встречаются примитивные млекопитающие:

1.Ехидна: Напоминает ежа, тело покрыто иголками. Ведёт ночной образ жизни. Питается муравьями, термитами, червями. Самка ежегодно откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке. Детеныш, вылупившись из яйца, очень долго находится в сумке и питается материнским молоком.

2.Утконос похож на жирного щенка. Между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв. Хвост как у бобра, передние лапы барсучьи. У самца на задних лапах шпоры, которые выделяют яд. Ведёт ночной образ жизни, пищу находит в воде. Так же как у ехидны детёныш рождается из яйца и выкармливается материнским молоком.

Большую группу животных составляют сумчатые их около 125 видов. К ним относятся:

3.Кенгуру – любопытные с оригинальным строением тела способны совершать необыкновенно высокие и длинные  прыжки.  Их рост от 23 см до 2 м. Массой до 20 кг. Детеныш рождается очень маленьким величиной с грецкий орех. Долго живёт в сумке, питаясь материнским молоком. 

В зарослях эвкалиптов встречаются коалы. Рост их в среднем составляет до 50 см, вес до 10 кг. Очень ленивы. Сидят на эвкалиптах и объедают их листья. В листьях много влаги, поэтому питьё коалам не нужно. Детенышей, как и все сумчатые животные, вынашивает в сумке 7-8 месяцев. Затем он выбирается из сумки и сидит на спине у матери. Только с года детёныши становятся самостоятельными.

4.Дикая собака динго. По своему внешнему виду это нечто среднее между волком и собакой. Ведёт преимущественно ночной образ жизни. Пищей им служат многочисленные сумчатые, пресмыкающиеся и птицы. Многие учёные считают что, Динго современница древнейшего человека на континенте – обитала в Австралии уже более 6 тыс. лет назад.

5.Страус эму – крупная бегающая птица, массой до 50 кг. Питаются семенами растений и мелкими животными. Может мчаться на своих длинных ногах со скоростью 50 км/ч.

6.Птица лирохвост – увидеть её можно только в Австралии. Перья этой птицы ценятся баснословно дорого, поэтому появилось много любителей поживиться.

7.Казуары – нелетающие птицы с длинными сильными ногами и мощными острыми когтями, которыми при необходимости они защищаются.

 

5.Представители органического мира на государственных символах страны.

 

Австралийцы очень любят свою уникальную флору и фауну и поэтому увековечивают их на государственных символах и денежных знаках.

(слайд: герб Австралийского союза с изображением кенгуру и страуса эму).

На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос.

6.Охрана природы материка.

Для сохранения представителей уникальной фауны австралийцы:

      -установили запрет на вывоз животных;

 -установили запрет на содержание в неволе;

      -ограничение или полный запрет охоты на некоторые виды животных.

 

-Исследовательский проект: «Определение причин формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии».

 

На этом наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся домой. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

 

IV.Рефлексия:

-прошу вас закончить фразы:

         Я узнал (а) ………

         Я понял (а) ………

         Мне понравилось ……….

         Новые знания мне пригодятся ………..

 

Вывод: таким образом, мы познакомились с природными зонами Австралии, с особенностями органического мира материка.

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

VI.Домашнее задание:

- выучить § 32 (стр.126-128 ), повторить стр.122-124,

- задание по желанию: составить кроссворд или придумать загадки о растениях и животных Австралии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Тема: Природные зоны Австралии

Тема: Природные зоны Австралии

Устный опрос по изученной теме: -В каких климатических поясах расположена

Устный опрос по изученной теме: -В каких климатических поясах расположена

Там кролики страшней, чем наводненье,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Назовите природные зоны материка (записать в тетрадь): 1

Назовите природные зоны материка (записать в тетрадь): 1

Здесь встречаются примитивные млекопитающие: 1

Здесь встречаются примитивные млекопитающие: 1

На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос

На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос

Природные зоны Австралии 7 класс

Природные зоны Австралии       7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021
Посмотрите также: