Природные явления.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить детей с такими природными явлениями, как ветер, ураган. Задачи: 1.Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе; 2.Формировать элементарное умение предвидеть последствия ветра, урагана по отношению к окружающей среде; 3. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка. Материал: Презентация «Явления природы: ветер, ураган », корзина с осенними листочками (по 2 на каждого ребенка), дидактическая игра « Какой ветер?», мелодия с записью шума дождя. Принадлежности для рисования.
Иконка файла материала Природные явления..docx
Тема. Природные явления: ветер, ураган. Познакомить детей с такими природными Цель: явлениями, как ветер, ураган. Задачи: 1.Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе; 2.Формировать элементарное умение предвидеть последствия ветра, урагана по отношению к окружающей среде; 3. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка. Материал: Презентация «Явления природы: ветер, ураган », корзина с осенними листочками (по 2 на каждого ребенка), дидактическая игра « Какой ветер?», мелодия с записью шума дождя. Принадлежности для рисования. Ход занятия: Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку, а вы постараетесь ее отгадать: Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он, то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен, Кто свободней всех на свете? Догадались? Это …. (Ветер). Воспитатель: Правильно, ветер. (Слайд 1.) Звуки ветра. Ребята, что же ветер может делать?Ответы детей: Качать деревья. Шелестеть листьями. Поднимать пыль. Кружить снежинки. Гнать волны. Шуметь. Гудеть. Свистеть (в ушах), и т. д. Воспитатель: Верно. На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Воспитатель: Может ли ветер нанести вред в жизни человека? Ответы детей: Ветер иногда ломает деревья в саду, разрушает дома, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза, даже переворачивает автомобили. Воспитатель: Послушайте еще одну загадку и отгадайте, что это за явление природы: Воет ветер, гонит пыль, Гнет к земле траву, ковыль. Хлещет ливень, гром гремит, Небо с нами говорит. Мчится, словно хулиган, Этот страшный ……(Ураган). (Слайд 2) Звуки урагана. Воспитатель: Ураган - это очень сильный ветер. Ребята, вы уже видели, как ветер может захватывать с поверхности земли разные предметы и как возникают маленькие вихри. И чем ветер сильнее, чем быстрее он движется, тем больше всего сметает на своем пути. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когдавстречаются теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень - очень холодным, а другой - очень теплым, то образуется быстрый и сильный ветер, который можно назвать ураганом. Физкультминутка. Разыгрался ветер. Дети: из корзины берут осенние листочки в обе руки и выполняют несложные движения. № Воспитатель 1. Разыгрался ветер 2. На лесной поляне, Дети Широко стороны. Взмахи руками. Быстрые повороты в правую, затем в левую стороны. раскрыть руки Закружил осинку В сарафане. красном в 3. И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и кружится Над колючей елкой. Плавные размашистые движения руками. Медленное приседание, кладут листочки на пол. 4. Облетели от клена, Клен дрожит. На балкона Золотой лежит. листья холода у ковер дорожке Дети: собирают листочки и ставят их в корзину. Воспитатель: В старину люди по разному относились к ветру. Ветер мог принести такой нужный в засуху дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Любили и ждали ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависела от него. Воспитатель: Дети! А сейчас мы с вами поиграем. Дидактическая игра: « Какой ветер?»Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас послушайте музыкальный фрагмент из « Сказки о царе Султане» А. С. Пушкина. Представьте и нарисуйте ветер. Творческая деятельность детей. Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? Какие сделали для себя открытия? Приложение. Дидактическая игра: « Какой ветер?» Игровые правила: определить положительные или отрицательные свойства ветра. Игровые действия. Дети рассматривают сюжетные картинки и определяют, какой ветер на них изображен. Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре. Ход игры: Воспитатель на магнитной доске выставляет картинки с изображением ветра. Дети должны определить, какой ветер, хороший или плохой.  Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.  Дети пускают воздушного змея.  Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.  На улице ветер, а дети гуляют во дворе. И т. д.Загадки. 1. Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой. (Ветер). 2. Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветер). 3. Летит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Слышишь его, А не видишь его .(Ветер). 4. Рукой махнул, Дерево погнул. (Ветер). 5. Есть на свете конь – Всему миру не сдержать. ( Ветер ). 6. Расходится детина – Удержу нет, Уляжется – не видать, Не слыхать. (Ветер). 7. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер).8. Без рук, без ног По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер). 9. Вокруг носа вьется, А в руки не дается! (Ветер). 10. Без рук, без ног По полю скачет, Под окном стучится, В избу просится. (Ветер). 11. Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер). 12. Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер). Сказка  о  ветрах. (по  мотивам  сказок  Б.  Зубкова «Все  равно  тебя  поймаю») На  свете  живет  много  ветров,  и  у  всех  у  них  разные  характеры.  Легкий, теплый  ветерок  любит  играть  с   занавесками  на  окне,  шелестеть листвой, сбрасывать   шишки с сосен и приносить людям прохладу , запах цветов , лесных ягод . В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими  фруктами. Люди  очень  радуются  такому  ветру, открывают  настежь  окна  и  двери. Ветер­гуляка  летает  по  полям,  лесам,  ломает  сучки,  срывает  с  деревьев листву.  Иногда  он  хулиганит:  ломает  деревья,  сносит  с  домов  крыши,  может сорвать  с  головы  шапку  и  бросить  ее  в  лужу. В   горах   и   пустынях   живут   смерчи   и   ураганы,   они   приносят   много   зла, разрушая  все  на  своем  пути.Осенний   ветер   любит   стучаться   в   двери,   выть   в   печных   трубах,   пугать прохожих. Послушайте  историю  об  одном  таком  ветре. Жил­был   ветер.    Он    был   добрый   и   ласковый.    Летом   приносил   с   гор прохладу,  люди  открывали  настежь  окна  и  двери  и  приветствовали  его.  Но вот  пришла  осень.  Небо  затянулось  тучами,  пошли  дожди,  люди  спрятались по домам.   Бедный   наш   ветер   совсем   замерз.   Он   хотел   попроситься   к людям,  но  они  только  плотнее  закрывали  окна  и  двери  и  говорили  сердито: «Какой  сегодня  холодный  ветер!»    А  ветру  было  очень  обидно.  Он  злился, срывал  с  деревьев  листья  и  швырял  их  в  разные  стороны,  бился   в  окна, заставлял   прохожих   крепче   держать   головные   уборы.   Когда   он   совсем замерз   и   от   обиды   заплакал   в   верхушках   деревьев,   его   кто­то   позвал. Слова  звенели,  как  острые,  холодные  льдинки.   Это  была  зима: «Я  накину на  тебя  плащ  из  снежинок  и  сделаю  самым   счастливым».  Накидка  была теплая  и  красивая.  Ветер  согрелся   и  повеселел.  Утром   люди  посмотрели  в окно  и  не  узнали  ветра  в  снежной  накидке. « Какая  красивая  новогодняя метелица!» ­ говорили  они. Сказка­игра. На  одной  поляне  стояли  высокие  деревья,  они  тянули  свои  ветви  к  солнцу. Ветви  были  украшены  зелеными  листиками.  Вот  прилетел  ласковый  ветер  и стал  играть  с  листиками,  шелестеть  ими. Потом   прилетел   ветер­гуляка.   Он   раскачивал   ветки   в   разные   стороны   и свистел.  За  ним  примчался  ветер­хулиган.  Он  обрывал  листья,  гнул  ветки  к земле,   хотел   сломать   их,   поднял   страшный   шум.     Взмолились   деревья: «Оставь  нас  в  покое,  ветер,  лети  лучше  к   мельницам.  Они  тебя  давно ждут».   Полетел   ветер   к   мельницам,   набросился   на   них   и   стал   крутить крылья.  Обрадовались  люди,  много  муки  будет!  Так  ветер  принес  пользу людям   и  перестал  им  досаждать. (Дети  изображают  деревья  и  мельницу). Т.И.Попова.  Мир  вокруг  нас.  Материалы  комплексной  программы   культурно­ экологического  образования  и  нравственного  воспитания  детей  дошкольного и  младшего  школьного  возраста.  МОСКВА  LINKA­PRESS  1998.       Н.В.Елкина. Т.И.Тарабарина. 1000 Загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития 2006.