Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современного школьника
Работу выполнила:
Кравцова Ольга Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
Преображенская
2023год
Содержание
1. Введение:
- выбор правильного ориентира
2. Основная часть:
- ценность притчи
- притча на уроках русского языка и родной литературы
- притча – жанр, созвучный времени (краткость, чёткость, лаконичность - жанровые признаки притчи)
- «ограждение от пустоты души»
3. Заключение:
- притчи – это семена…
--притчи вдохновляют
Введение
Слайд 2
Я была приятно удивлена, когда он пожелал выйти к доске и написать ответ на вопрос: «Может ли родительская любовь принести вред ребёнку?»
Это был тот самый симпатичный мальчик низенького роста, со стильной стрижкой, в модной одежде и всегда новой обуви, внешне доброжелательный и никогда не работающий на уроке. Каждый учитель, преподающий в моём 8 классе, может легко понять, о ком я говорю: в вопросах учёбы совершенно не идущий на контакт ребёнок.
И вот он у доски выводит ответ…
Для меня это успех! Всё получилось!
Конечно, далеко не сразу. Зато теперь ко мне пришла полная уверенность: я всё правильно делаю и нужно продолжать.
Нашим детям нужна помощь. Но как помочь? Вариантов много: разнообразные методы и приёмы, современные электронные ресурсы, чтение книг…
Я предлагаю притчи. Древние, пришедшие из глубины веков, и современные.
Основная часть Слайд 3 Два волка.
Когда-то давно
старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк
представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 4-5
Обычно после знакомства с содержанием дети берут небольшую паузу, обдумывая и подбирая нужные, точные слова. А затем следует разнообразная работа.
Слайд 6-7
Почему я выбрала притчи?
К этому жанру я обратилась при подготовке к районному конкурсу «Учитель года-2010». И с тех пор не расстаюсь…
Ценность притчи - в ее лаконичности и краткости.
Небольшой объём текста - на любом этапе обычного урока, всё зависит от учителя, который постарается правильно организовать работу.
Слайды 8
Издавна и до наших дней притчам было посвящено невероятное количество филологических исследований, но их загадка и до сих пор не раскрыта до конца. Даже поняв смысл притчи, осознаешь оставшееся ощущение тайны, чего-то невысказанного, необъяснимой прелести и красоты. Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь.
Моя любимая притча «Окно»
Я с ней познакомилась на курсах повышения квалификации в Волгограде уже много лет назад. Конечно же, использую её по-разному в разных классах.
Очень помогла она мне «собрать внимание» девятиклассников на весенних консультациях перед экзаменами в 2022 году. Мы работали над понятиями «милосердие», «сострадание», «надежда», «зависть».
Приглашаю вас посмотреть притчу, а потом я попрошу моих слушателей ответить на несколько вопросов.
Слайд 9
Просмотр притчи «Окно» в исполнении Светланы Копыловой
Видео (отдельно)
Слайд 10
ВОПРОСЫ:
- о чём говорится в притче?
- какие добродетели вы заметили в характере героев?
- какие отрицательные качества, показанные в притче, вы можете назвать?
- какие выводы вы сделали для себя?
- зачем мы сейчас познакомились с этой притчей?
- что вы почувствовали?
- о чём подумали?
- что поняли?
- что хотели бы изменить в притче?
А дальше – вы готовы написать изложение, сочинение, эссе…
Возможности использования притчи в целях воспитания практически безграничны.
Слайд 11
Если работать с ней на уроке русского языка в 8 классе по теме «Обобщающее слово при однородных членах предложения», то можно после просмотра притчи дать задание учащимся, например:
Слайд 12-13
Продолжите предложение, используя содержание и смысл притчи «Окно»:
1) В притче «Окно» изображены положительные человеческие качества: …
2) В притче мы наблюдаем проявление человеческих пороков:…
3) Самые лучшие свойства и качества характера: ……..- мы развиваем в себе, знакомясь с притчами.
Учащиеся выполняют задание, учитель получает ответы детей и видит, что с человеческими ценностями в классе всё хорошо, и с однородными членами предложения тоже работа на должном уровне. Но если какие-то проблемы возникнут при выполнении задания – сразу будет видно, кому какая помощь потребуется. Равнодушных и отвлекающихся на другие темы при работе с притчами, как правило, не бывает.
Слайды 14-17 (пролистать с интервалом 2-3 секунды)
Родная литература
Предваряя изучение рассказа А.П.Чехова «Шуточка», подготавливая детей к анализу произведения, можно познакомить учащихся с притчей «Окно», затем дать задание по группам.
Слайд 18
Жанровые признаки притчи:
– малый объем,
– сказовая форма,
– кольцевая композиция,
– сюжет из обыденной жизни,
– иносказание,
– отвлеченное понятие,
– нравоучение.
Слайд 19
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Заключение
Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - о счастье, любви, дружбе, о предназначении человека и смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя нам свободу самим искать смысл их ярких, неожиданных образов.
Слайд 20
Притчи вдохновляют на творчество
• И восхищенья не тая
• Великим гением народным,
• Летит к потомкам песнь моя
• Во славу притчи так свободно!
• И нет препон, и нет преград:
• Непревзойдённый жанр и лучший.
• Забвенья цепи не грозят,
• Ведь он спасает наши души…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.