"Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников"
Оценка 5

"Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников"

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература +1
Взрослым
24.03.2023
"Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников"
Выступление по обмену опытом на муниципальном мероприятии "Рождественские чтения". Использование притчи на уроках русского языка и литературы.
Выступление на РождесПреображенская СШ Кравцова О.И..docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современного школьника

Работу выполнила:

Кравцова Ольга Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преображенская

2023год

Содержание

1.     Введение:

- выбор правильного ориентира

 

     2. Основная часть:

- ценность притчи

- притча на уроках русского языка и родной литературы

- притча – жанр, созвучный времени (краткость, чёткость, лаконичность - жанровые признаки  притчи)

- «ограждение от пустоты души»

    3. Заключение:

- притчи – это семена…

--притчи вдохновляют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Слайд 2

Я была приятно удивлена, когда он пожелал выйти к доске и написать ответ на вопрос: «Может ли родительская любовь принести вред ребёнку?»

  Это был тот самый симпатичный мальчик низенького роста, со стильной стрижкой, в модной одежде и всегда  новой обуви, внешне доброжелательный и никогда не работающий на уроке. Каждый учитель, преподающий в моём 8 классе, может легко понять, о ком я говорю: в вопросах учёбы совершенно не идущий на контакт ребёнок.

  И вот он у доски выводит ответ…

   Для меня это успех! Всё получилось!

  Конечно, далеко не сразу. Зато теперь ко мне пришла полная уверенность: я всё правильно делаю и нужно продолжать.  

Нашим детям нужна помощь. Но как помочь? Вариантов много: разнообразные методы и приёмы, современные электронные ресурсы, чтение книг…

   Я предлагаю притчи. Древние, пришедшие из глубины веков, и современные. 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

                                                   Основная часть                                                     Слайд 3                                              Два волка.

    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

   Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 4-5

 Обычно после знакомства с содержанием дети берут небольшую паузу, обдумывая и подбирая нужные, точные слова. А затем следует разнообразная работа.

Слайд 6-7

                                     Почему я выбрала притчи?

   К этому жанру я обратилась при подготовке к районному конкурсу «Учитель года-2010». И с тех пор не расстаюсь…

 Ценность  притчи - в ее лаконичности и краткости.

  Небольшой объём текста - на любом этапе обычного урока, всё зависит от учителя, который постарается правильно организовать работу.

     Слайды 8

 Издавна и до наших дней притчам было посвящено невероятное количество филологических исследований, но их загадка и до сих пор не раскрыта до конца. Даже поняв смысл притчи, осознаешь оставшееся ощущение тайны, чего-то невысказанного, необъяснимой прелести и красоты. Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь.

  Моя любимая притча «Окно»

Я с ней познакомилась на курсах повышения квалификации в Волгограде уже много лет назад. Конечно же, использую её по-разному в разных классах.

   Очень помогла она мне «собрать внимание» девятиклассников на весенних консультациях перед экзаменами в 2022 году.  Мы работали над понятиями «милосердие», «сострадание», «надежда», «зависть».

  Приглашаю вас посмотреть притчу, а потом я попрошу моих слушателей ответить на несколько вопросов.

Слайд 9

Просмотр притчи «Окно» в исполнении Светланы Копыловой

Видео (отдельно)

Слайд 10

ВОПРОСЫ:

- о чём говорится в притче?

- какие добродетели вы заметили в характере героев?

- какие отрицательные качества, показанные в притче, вы можете назвать?

- какие выводы вы сделали для себя?

- зачем мы сейчас познакомились с этой притчей?

- что вы почувствовали?

- о чём подумали?

- что поняли?

- что хотели бы изменить в притче?

  А дальше – вы готовы написать изложение, сочинение, эссе…

    Возможности использования притчи в целях воспитания практически безграничны.

 Слайд 11

 Если работать с ней на уроке русского языка в 8 классе по теме «Обобщающее слово при однородных членах предложения», то можно после просмотра притчи дать задание учащимся, например:

Слайд 12-13

Продолжите предложение, используя содержание и смысл притчи «Окно»:

1)    В притче «Окно» изображены положительные человеческие качества: …

2)    В притче мы наблюдаем проявление человеческих пороков:…

3)    Самые лучшие свойства и качества характера: ……..- мы развиваем в себе, знакомясь с притчами.

    Учащиеся выполняют задание, учитель получает ответы детей и видит, что с человеческими ценностями в классе всё хорошо, и с однородными членами предложения тоже работа на должном уровне. Но если какие-то проблемы возникнут при выполнении задания – сразу будет видно, кому какая помощь потребуется. Равнодушных и отвлекающихся на другие темы при работе с притчами,  как правило, не бывает.

   Слайды 14-17 (пролистать с интервалом 2-3 секунды)

Родная литература

Предваряя изучение рассказа А.П.Чехова «Шуточка», подготавливая детей к анализу произведения, можно познакомить учащихся с притчей «Окно», затем дать задание по группам.

        Слайд 18

 Жанровые признаки притчи:

– малый объем,

– сказовая форма,

– кольцевая композиция,

– сюжет из обыденной жизни,

– иносказание,

– отвлеченное понятие,

– нравоучение.

Слайд 19

   Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

 

 

  Заключение

Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - о счастье, любви, дружбе, о предназначении человека и смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя нам свободу самим искать смысл их ярких, неожиданных образов.

    

Слайд 20

                     Притчи вдохновляют на творчество

         И восхищенья не тая

         Великим гением народным,

         Летит к потомкам песнь моя

         Во славу притчи так свободно!

         И нет препон, и нет преград:

         Непревзойдённый жанр и лучший.

         Забвенья цепи не грозят,

         Ведь он спасает наши души…

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»

Содержание 1. Введение: - выбор правильного ориентира 2

Содержание 1. Введение: - выбор правильного ориентира 2

Введение Слайд 2 Я была приятно удивлена, когда он пожелал выйти к доске и написать ответ на вопрос: «Может ли родительская любовь принести вред ребёнку?»

Введение Слайд 2 Я была приятно удивлена, когда он пожелал выйти к доске и написать ответ на вопрос: «Может ли родительская любовь принести вред ребёнку?»

Основная часть

Основная часть

Слайд 9 Просмотр притчи «Окно» в исполнении

Слайд 9 Просмотр притчи «Окно» в исполнении

Слайды 14-17 (пролистать с интервалом 2-3 секунды)

Слайды 14-17 (пролистать с интервалом 2-3 секунды)

"Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников"

"Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023