Технологическая карта урока по учебному предмету « «Русский язык» в 3 классе
Учитель – Никифорова Зульфия Хабибулловна., первая квалификационная категория
Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»
Тип урока |
Урок получения новых знаний. С использованием технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, оценивания. Методы: поисковый, работа по алгоритму |
Авторы УМК: |
УМК «Школа России», Русский язык – 3 класс, Канакина В.П. |
Цели урока: Задачи: |
научить ставить вопросы к существительным в творительном падеже, определять окончания имён существительных в творительном падеже. формировать представления об особенностях имени существительного в форме творительного падежа |
Планируемые образовательные результаты(личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные результаты: - контроль, коррекция, оценка действия партнера; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Метапредметные: -определять учебную задачу при помощи учителя. -осуществлять самоконтроль с опорой на эталон; -включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы, проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться. -искать информацию в учебнике Предметные: - умение различать падежи по совокупности их признаков, -знание падежей и падежных вопросов -знать написание словарных слов |
Оборудование: |
Ноутбук, мультимедийный проектор, учебник Канакиной В.П. «Русский язык» 3 класс, документ-камера, напечатанные слова для кластера, карточки с заданием для творческой работы, таблица падежей. |
Образовательные ресурсы: |
Информационный материал: Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||
I.Самоопределение к деятельности. 1 мин. |
- Здравствуйте, ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я
очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе
повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть
новые секреты имени существительного. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей |
Познавательные УУД: - самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения; - развивать умение различать падеж имен существительных по вопросам и определять грамматические признаки имен существительных Творительного падежа. Регулятивные УУД: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация
7 мин.
|
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» II. Орфографический диктант. - Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать с орфографического диктанта. Как вы думаете, с какой целью? 1 – с проверяемой безударной гласной, 2- словарные слова - Что объединяет слова 1 столбика? Какое слово «лишнее»? - Что можете сказать о словах 2 столбика?
- Чем был полезен этот этап урока? |
Объясняют значение
- орфограмма, проверяемый безударный гласный в корне
слова; еловый –имя прилагательное
закрепление изученных орфограмм
|
РУУД |
||||||||||||||||
III. Создание проблемной ситуации. 1 мин. |
Так я зашифровала тему нашего сегодняшнего урока - Какой падеж можно назвать падежом-работягой и почему? |
Формулируют тему и цель: Падеж - работяга
Гипотезы детей на доске |
РУУД КУУД |
||||||||||||||||
IV . Поиск решения проблемы.5 мин.
|
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга. Кто догадался, что это за падеж? - По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? - Подберите синонимы к этому слову. - Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу - С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду. - Труд учеников – учёба в школе и дома. - Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом. Расшифруйте тему урока: Падеж-работяга
|
Запись на доске оформляет ученик. Падеж-работяга? труд работа творить Творительный Творить Создавать, делать, совершать, осуществлять
Творительный падеже имён существительных. |
ПУУД |
||||||||||||||||
V. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности 3мин. |
- Чтобы узнать, какие задачи мы поставим на этом уроке, что нам надо вспомнить? По какому плану мы изучаем падежи? Составление плана (кластер) План:
5.Роль в предложении
Какие цели поставим для себя?Что мы уже знаем?- Что нам необходимо узнать об именах существительных в творительном падеже? |
план, по которому разбирают падежи.
Ученики собирают кластер на доске
Научиться ставить вопросы и определять окончания имён существительных в творительном падеже. Вопросы, вспомогательное слово. Окончания Предлоги Роль в предложении |
РУУД ПУУД |
||||||||||||||||
2 мин. |
Физкультминутка для зрения |
|
|
||||||||||||||||
VI. Поиск решения (открытие нового знания)
10 мин.
|
Работа в парах по учебнику с.53 упр95 - Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы - Наша задача: найти существительные в творительном падеже, выделить их окончания. Возьмите простой карандаш, выделяем окончания. - Давайте проверим. Сколько таких слов вы нашли? Запишем два предложения. - Что узнали об окончаниях существительных в творительном падеже? - Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили? - Следующий наш шаг – наблюдаем за предлогами, находим предлоги и выделяем их кружком.
- Вывод наших наблюдений. - Сравним с выводом в учебнике. Что скажете? - Согласимся с учебником?
- Внесём предлоги творительного падежа в таблицу. - Приведите примеры словосочетаний с предлогом перед
- А теперь давайте составим предложения с существительными в творительном падеже с предлогом. Для чего нужны нам предложения? - Что для этого будем делать?
Каким членом предложения является существительные в
творительном падеже?
- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой?
- Ещё урок не окончен, а мы уже ответили на вопросы. - Что мы ещё должны сделать? - Наша задача: потренироваться |
1.Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду. 2.Шьют, ловят, забивают, пилят, косят. 3.Неводом, иглой, косой, молотком, пилой. 5
Траву косят косой. Рыбу ловят неводом.
существительные в творительном падеже имеют окончание – -ой, -ом. (Есть варианты окончаний ой (-ою), -ей (-ею), -ом,-ем. Две буквы в окончаниях. В наших записанных предложениях нет предлогов (Да)
Над, с, за, под, перед – предлоги Т.П. Перед уроком, перед сестрой
Мама с дочкой пошла в цирк. За школой построили большой стадион. Узнать, каким членом предложения будут существительные в творительном падеже. Разбирать по членам предложения. второстепенным членом предложения - дополнением и
обстоятельством Наблюдать за окончаниями существительных в творительном падеже, узнать с какими предлогами они употребляются, каким членом предложения бывают.
Проверить, как мы усвоили тему, потренироваться |
ПУУД |
||||||||||||||||
2 мин. |
Физкультминутка |
|
|
||||||||||||||||
VII. Проверка усвоения темы. 7 мин.
|
Творческая
работа(с применением документ-камеры)
|
Запись пропущенных слов в тексте
Чтение получившихся работ. 4 |
КУУД |
||||||||||||||||
VIII. Итог урока 1 мин. |
Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. – Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Домашнее задание – упр № 96 с. 53 правила |
по кластеру
- Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить
|
|
||||||||||||||||
IX. Рефлексия 1 мин. |
– С каким настроением заканчиваем наш урок? Поставьте на полях тетради цифру, соответствующую вашему настроению. 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться. – Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с темой урока. |
Дети выбирают строку и обозначают её на полях. |
РУУД ЛУУД |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.