Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в свете современных требований.
Оценка 4.7

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в свете современных требований.

Оценка 4.7
Игры +1
docx
русский язык
Взрослым
07.12.2021
Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся  в свете современных требований.
В статье рассматривается один из самых актуальных проблем лингводидактики – развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Теоретическая часть подкрепляется практическими действиями, приводятся фрагменты уроков по развитию устной и письменной речи, которые конкретизируются приёмами и методами, направленными на совершенствование речевой деятельности обучаемых
статья Шолпан.docx

 

 

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся

в свете современных требований.

 

Аннотация.

 

В статье рассматривается один из самых актуальных проблем лингводидактики – развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Теоретическая часть подкрепляется практическими действиями, приводятся фрагменты уроков по развитию устной и письменной речи, которые конкретизируются приёмами и методами, направленными на совершенствование речевой деятельности обучаемых. Всё описанное в статье опирается на личный опыт учителя, накопленный и систематизированный материал уроков русского языка по развитию и совершенствованию речевой деятельности учащихся.

Статья преследует цель: оказать методическую и практическую помощь педагогам, занимающимся данной проблемой, в построении учебного процесса по совершенствованию речевой деятельности в свете современных требований образования.

Ключевые слова: общение, коммуникация, речевая деятельность, коммуникативные навыки, связная речь, текст, речевая грамотность, методы и приёмы обучения.

 

Введение.

 

 

Развитие устной и письменной речи школьников во все времена рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений в изучении русского языка и литературы. Конечно, в этом направлений есть определённые сдвиги по той простой причине, что в учебно-воспитательный процесс внедрили новые формы обучения, появилась новая обновлённая программа образования, по которой учёными-филологами были выпущены учебники нового поколения. Принимая во внимание все эти изменения и реформы, до сегодняшнего дня есть актального характера темы, к которым, пожалуй, за время существования образовательной системы мы, педагоги, обращались не раз и не один год. Одной из актуальных тем всё же остаётся развитие речевой деятельности учащихся, которая включает такие разделы, как говорение, слушание, письмо и чтение. В общей сложности, речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс передачи и приёма сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения.

Актуальность.

 

Учитывая все положительные факторы и, несмотря на проведённую колоссальную работу педагогическими коллективами общеобразовательных школ, тема развития устной и письменной речи школьников остаётся центральной и одной из актуальных проблем образовательных систем. Причин, как объективных, так и субъективных,  много. Из года в год растёт тенденция бездуховности как среди подрастающего поколения, так и среди взрослого населения. Не соблюдается культура устной и письменной речи. Язык периодической печати – газет, журналов и других публикации, информационных ресурсов отличается крайней бедностью, обилием штампов, как в стилистическом, так и грамматическом плане. Сами того не замечая, нам приходится слушать безграмотную речь выступающего, стилистически неверно употребляющего выражения, неверно расставляющего  ударения в словах, не говоря уже о  не соблюдении жанровых особенностей языка. Эти и многие другие явления отрицательно влияют на нормирование речевой культуры подрастающего поколения.

По формированию и развитию речевой культуры школьниов (ведь всё начинается с порога школы) педагоги страны в поиске эффективных путей решения этой назревшей проблемы. Поэтому Государственная программа образования именно процесс совершенствования речевой культуры школьников считает доминирующим, главной целью которой является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.  А этот процесс  осуществляется с помощью следующих видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Речевая деятельность человека направлена на общение.

 

 

 

Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Главной целью предмета "русский язык" является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя несколько компонентов:

- коммуникативные умения в говорении, чтении и письме;

- языковые знания и навыки владения этим языковым стройматериалом для порождения и распознавания информации;

- лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения социально-культурного фона, без которого невозможно формирование коммуникативной компетенции. Школьники овладевают русским  языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Учащиеся должны освоить вышеназванные виды речевой деятельности, и кроме этого, связанные с ними три аспекта языка - лексику, фонетику и грамматику. Очень важно владение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы русский язык стал средством межличностного и международного общения. Давайте, в первую очередь, выясним, что мы подразумеваем над вышеназванными терминами.

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, через который выполняется устное вербальное общение. Содержание говорения - это выражение мыслей в устной форме.

Чтение – это такой вид речевой деятельности, который связан с восприятием и пониманием письменного текста. При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста.

Письмо – это такой  вид речевой деятельности, который обеспечивает  выражение мысли в графической форме. Это техническая составляющая письменной речи. Письмо очень тесно связано с чтением, т.к. в их системе заложена одна графическая языковая система. При письме с помощью графических символов кодируется мысль, при чтении - графические символы декодируются.

Хочу поделиться с личным опытом работы по этому направлению, в краткой и сжатой форме описать некоторые моменты своих уроков по формированию и совершенствованию речевых умений и навыков школьников.

 

 

@ Я делаю так!

 

 

Как известно, слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря - признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словом, будь это термин или обычное слово, я придаю огромное значение по той простой причине, что именно словарная работа обогащает речь учащихся, активизирует словарный минимум, устраняет употребление учащимися нелитературных слов, способствует исправлению ошибочных ударений, научит уместному употреблению их в том или ином контексте. Глубоко ошибаются те, кто думает, что словарная работа сводится только к выявлению лексических значений. Необходимо углубить понимание известных и новых слов одновременно путём подбора синонимов, антонимов, омонимов, путём сочетаемости слов с другими словами. Необходимо проводить полный анализ многозначных слов, имеющих несколько лексических значений.

Опираясь на эти направления, я научила детей составлять словарную статью, представляющую собой композиционную единицу, которая воспроизводит в миниатюре лексико-грамматическую систему того или иного слова. К примеру, хочу показать, как на одном из уроков при анализе текста проводила словарную работу.

 

Живое слово учителя!

 

Не сосчитать никакими цифрами, сколько слов произносит человек за свою жизнь. Мы общаемся, здороваемся, прощаемся, разговариваем, беседуем, не задумываясь о том, что же с собой представляет произносимое нами слово. 

 

 

 

 

С точки зрения лингвистики, слово – это единица речи, представляющая звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Это высказывание, словесное выражение мысли, чувства. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединить людей», - говорил в своё время «глыба» русской литературы Л. Н. Толстой. «Слово - серебро, молчание – золото», - гласит русская пословица. Чтобы подтвердить значимость этой пословицы, хочу обратить ваше внимание на одно предание, смысл которого заключается в следующем.

- Магомед и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомед  отошел от них. Когда Али подошёл опять к Магомеду, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?».

- Когда это человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомед, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошел и я».

Учитель.

- Давайте обсудим смысл этого предания. (На раздумье даётся 5 минут).

- Подумаем, какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом? («Слово – серебро, молчание – золото).

- А теперь представьте себе на минуту, что произойдёт со всей культурой «цивилизованного» мира, если из неё убрать все слова?

Далее идут высказывания детей, после чего идёт лингвистический анализ текста.

 

 

- Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна — снаружи её слегка припорошил снег.

1. Чтение текста, спроецированного на экране.

2. Словарно-фразеологическая работа со словом «берёза», которая сопровождается словом учителя.

- А знаете ли вы о том, что одно слово может рассказать о себе очень много. Давайте составим «паспорт» слова «берёза», то есть словарную статью.

Ученики достают и повторяют план словарной статьи. В итоге получилась такая запись:

 

1. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. Берёзовый лес.

2. Сочетания слов: белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная, чудесная, белая, тонкая.

 

3. Однокоренные слова к слову: берёза, березина, берёзка, березник, березняк, березовик, берёзовый, берёзонька, подберезовик.

 

4. Синонимы: берёзка, берёзонька, дерево, ёрник (виды карликовых берёз), оксилофити (растения, произрастающие на кислых почвах).

 

 

5. Грамматические признаки:

а) имя существительное; неодушевлённое; употребелено в форме женского рода единственного числа именительного падежа. Отвечает на вопрос: Что?

б) Ударение, формы слова: берёза, берёзы, берёзы, берёз, берёзе, берёзам, берёзу, берёзой, берёзою, берёзами.

 

 

 

 

 

 

6. Пословицы и поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

И у берёзы слёзы текут,

Когда с неё кору дерут.

 

Берёза считается символом России.

 

Край берёзовых лесов.

 

После анализа текста и словарной работы в качестве домашнего задания даётся произвести звуко-буквенный (фонетический) и морфологический анализ этого слова.

 

Аналогичная работа проводится на каждом уроке. При изучении и повторении «фразеологизмы» тоже прибегали к такому приёму.

«Вставить (вставлять) палки в колеса».

1. Употребляется во всех формах.

2. Обычно сказуемое.

3. Употребляется при подлежащем со значением лица.

4. Разговор. Неодобрительное.

5. Лексическое значение: «Намеренно помешать (мешать) кому-либо что-либо делать, создать (создавать) препятствия.

6. Синонимы: перебежать (перебегать), (перейти – переходить), преградить, преграждать дорогу кому-либо.

7. Антоним: отойти (отходить) в сторону.

8. Пример. Ты имей в виду, палки нам в колеса вставляешь, вот чем ты занимаешься.

                                                                                                         (М. Шолохов).

При этом каждый пункт статьи комментируется, анализируется учащимися. В случае затруднения на помощь приходят словари и, конечно, учитель, который дополняет, комментирует, исправляет недочёты в речи учащихся.

Таким образом, на одном уроке выясняется смыcл cлoвa (чтo знaчит, чтo тaкoe или ктo тaкoй(aя) бepёзa? Даётся определение, подбираются словосочетания, синонимы, антонимы (если есть). Определяются грамматические признаки этого слова: формы рода, числа, падежа, подбираются однокоренные слова. А такое задание, как подбор крылатых выражений, афоризмов, пословиц даётся в качестве домашнего задания, то есть дома продолжается поисковая работа. Дети готовят информацию о происхождении берёзы, о том, какую пользу приносят берёзы.

Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского языка, это кропотливая, направленная, прежде всего, на усвоение основных норм русского литературного языка. Потому в структуру своих уроков ввожу рубрики такого типа, как “Произноси правильно”, “Правильно ставь ударение”,Почему мы так говорим”. Например, под девизом «Орфоэпия – правильное произношение!» учащиеся выполняют задания, типа:

- Как правильно произносится? ЧН или ШН? (скучно, прачечная, конечно, яичница).

 

- Читаем правильно слова, соблюдая орфоэпические нормы:

Красивее, крем – кремы,  кухня – кухонный, мельком, набело, наверх, намерение, осуждённый, приданое, пуловер. Ракушки. Свёкла. Симметрия. Слива – сливовый. Торт – торты. Туфля – туфель. Феномен. Ходатайство. Тотчас. Умерший. Включим свет. Занята. Вероисповедание. Семью. Переключимся. Жалюзи.

А ведь чтобы правильно произносить слова, нужно соблюдать орфоэпические нормы. А орфоэпические нормы – это нормы правильной постановки ударения и верного произнесения слова.

 

- Язык до Киева доведёт. Замените русские  слова иностранными:

- Валюта (деньги).  Карцер (тюрьма).  Наркоз (обезболивание).  Шоу (зрелище).

 

 

 

 

 

 

Коммерция (торговля). Презентация (представление). Резюме (сообщение, изложение).

Ностальгия (тоска).

 

- Соедините современные слова левой колонки с их устаревшими эквивалентами.

 

 

1. Губы

а) Жито;

2. Сарай

б) эскулап;

3. Зерно

в) дружина;

4. сумка

г) Рига;

5. Часы

д) покои;

6. Громкоговоритель

е) уста;

7. Отряд

ж) авоська;

8. Комната

з) ходики;

9. Врач

и) тарелка

 

- «Русский мне ближе». Замените иноязычные слова русскими синонимами.

Алфавит (азбука).  Абзац (красная строка).  Абсурд (чепуха). Прогресс (развитие). Космос (Вселенная).   Мираж (видения).  Диалог (беседа).

 

Правильное чтение и грамотное письмо слов должны находиться в центре внимания. Основная работа со словами идёт, конечно, на уроках, которые неоднократно выговаривается в устной форме, потом проводятся словарные диктанты, в особенности со словарными словами, для лучшего запоминания заучиваются рифмовки.

 

Произнеси правильно!

 

Свекла..  Щавель.  Шарфы.  Торты.   БантыКаталогЖалюзи.   СливовыйУкраинскийТуфля.   Звонит.   Квартал.Завидно.   Баловать.   КрасивееСтоляр.

 

 

Запомни!

 

ШассИ, а не (шАсси).    СвЁкла, а не (свеклА).    ТОрты, а не (тортЫ).

 

 

- Читаем правильно слова, соблюдая орфоэпические нормы (красивее, кухонный…).

 

- «Продолжение следует». Дело мастера (боится).

 

- «Скорая помощь» в восстановлении слов во фразеологизмах:

(щёлкать как…) орехиВзять быка… (за рога).  Хлебнуть…  (горя)..

 

 

 

 

В начале урока часто провожу фонетическую зарядку, которая вводит учеников в атмосферу русского языка. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даётся 3-4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяется не только знание фонетики, но и развивается любознательность.

С целью развития коммуникативных навыков и проверки фонетических знаний, я перехожу к анализу фонетических единиц. На экране высвечиваются гласные звуки, которые были охарактеризованы учащимися следующим образом. Фрагмент с урока по фонетике.

Овал: АЗвук [А]. Гласный, потому что он состоит только из голоса, воздух выходит без преград. Среднего ряда, потому что при произношении рот широко открыт, кончик языка опущен. Нижнего подъёма, потому что при произношении язык расположен низко. Нелабиализованный (неогубленный), так как губы находятся в нейтральном положении.

 

Овал: ОЗвук [О] - гласный, потому что он состоит только из голоса, воздух выходит без преград. Заднего ряда, потому что язык отодвинут назад. Среднего подъёма, потому что язык поднят к задней части. Лабиализованный (огубленный), так как при произношении губы вытянуты вперед.

Не забываю и об упражнениях-тренингах с творческими заданиями по лексической и грамматической теме, которые являются составной частью различных видов разминок.

 

 

 

 

 

К таким заданиям относится и работа с пословицами, со стихотворными строками знаменитых поэтов, «кластеры» и другие формы и виды работ по систематизации знаний учеников. В качестве примера хочу предложить несколько видов тренингов заданий. Нужно отметить тот факт, что любой учебник русского языка и литературы насыщен большим количеством пословиц и поговорок, с которыми нужна систематическая, кропотливая работа. Из-за нехватки учебного времени «жемчужины речи» (крылатые выражения, пословицы и поговорки, загадки) остаются за «кулисами». А ведь мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а их знание способствует не только более глубокому знанию языка, но и пониманию образа мыслей и характера народа.  И умелое употребление пословиц в речи свидетельствуют о начитанности, развитости, находчивости и остром уме говорящего. К примеру, задание: «Доскажи пословицу».

Учитель начинает, а учащиеся продолжают. Форма работы: групповая, командная, индивидуальная, парная.

1. Ум хорошо,  (а два лучше).

2. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

3. Лучше поздно, (чем никогда).

4. Век живи, (век учись)

5. Не спеши языком, (торопись делом).

Все виды работ по формированию у учеников лингвистической компетенции можно сформулировать одной рубрикой: «А знаете ли вы, что…». Это информация к размышлению. Лингвистическую разминку в такой форме могут готовить ученики. Используя дополнительную литературу, обращаясь к энциклопедической литературе, к средствам массовой информации, они могут рассказать об истории, например, происхождения слова, фразеологизма, дать представление об интересных явлениях русской лингвистики, о жизни и деятельности, о заслугах учёных-лингвистов. За урок 2-3 ученика могут подготовить краткие сообщения. Хочу предложить подготовленное учеником сообщение, которое заключалось в следующем: используя дополнительную литературу, фразеологические и толковые словари.

Гомерический смех. Неудержимый громкий хохот. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Аредовы веки. Выражение употребляется в значении долголетия. От имени библейского патриарха Иареда, который якобы прожил 962 года.

Дамоклов меч. Из древнегреческого предания. Меч – символ опасностей, которым подвергаются властители. Выражение получило значение наивысшей угрожающей опасности.

И такой список можно продолжать. Ученикам даётся минимальное время подготовить такие сообщения за краткое, математической точности время. Такие задания можно давать независимо от темы урока. Задания на каждый урок идут под разными рубриками. Если рубрика одного урока «А знаете ли вы, что…», то рубрика следующего – «В стране фразеологизмов». Краткое сообщение, подготовленное учеником, - «Филькина грамота».

Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещённый человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы.

Цель таких сообщений – формирование коммуникативных умений и навыков, обучать владению монологической речью, осуществлять речевую рефлексию, развитие интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

Таким образом, совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения.

Уроки по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

А ведь слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Вот почему овладение родным языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан 2011-2020 годы.

2. Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» (от 11 июля 1997 года).

3. Учебник русского языка и литературы для общеобразовательных школ. Авторы: У.А. Жанпеис, Н.А. Озекбаева. Алматы «Атамұра». 2017 г.

4. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Москва, 1990.

5. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. Москва, 1988.

6. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в свете современных требований

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в свете современных требований

Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми

Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми

С точки зрения лингвистики, слово – это единица речи, представляющая звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира

С точки зрения лингвистики, слово – это единица речи, представляющая звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира

Пословицы и поговорки, афоризмы, крылатые выражения

Пословицы и поговорки, афоризмы, крылатые выражения

Коммерция (торговля). Презентация (представление)

Коммерция (торговля). Презентация (представление)

К таким заданиям относится и работа с пословицами, со стихотворными строками знаменитых поэтов, «кластеры» и другие формы и виды работ по систематизации знаний учеников

К таким заданиям относится и работа с пословицами, со стихотворными строками знаменитых поэтов, «кластеры» и другие формы и виды работ по систематизации знаний учеников

Выводы. Таким образом, совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения

Выводы. Таким образом, совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в свете современных требований.

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся  в свете современных требований.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021