Конспект урока по литературному чтению

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Солодкая М.В. литературное чтение.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения 19 марта 2021г.

Предмет: литературное чтение                         

Класс: 3-а

УМК: «Школа России». Л.Ф .Климанова, В.Г. Горецкий,  М.В. Голованова «Литературное чтение   3 класс»

Учитель: Солодкая М.В.

Тема урока:    «Ещё про Мальку»  В.И. Белов

                                                        

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: словесный, проблемный,  частично – поисковый, практический, тестирование.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая (работа в парах). Исследовательская деятельность: работа с текстом,  заполнение таблицы, работа по карточкам

Педагогические задачи

1. Создать   условия   для   обучения   определению   отношения   автора к героям   рассказа на основе анализа  произведения;  помочь выразить  своё  отношение  к происходящим событиям;  способствовать  расширению  читательского  опыта, развитию  навыков  беглого сознательного  чтения; содействовать воспитанию нравственных качеств (доброго внимательного отношения к окружающему миру).

2. Показать приёмы, с помощью которых на уроке литературного чтения можно использовать различные виды смыслового чтения, вести подготовку к ВПР.

3. Дать полезную информацию родителям: ознакомить с приёмами работы с текстом, которые они могут использовать самостоятельно, чтобы помочь детям при подготовке к итоговой аттестации.

Планируемые предметные результаты

Научатся читать бегло, передавая отношение  к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы; проявлять доброе неравнодушное отношение к окружающему миру.

Метапредметные УУД

Познавательные: определяют основную идею произведения, выявляют  отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Регулятивные:  осознают  смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,  оценивают свои достижения и результаты сверстников.

Коммуникативные:  строят рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляют активность и стремление высказаться.

Личностные
результаты

Применяют  морально- нравственные понятия  к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делают герои произведения; предлагают варианты работы в зависимости от формы урока.

 

Ход урока

 

Этапы  урока

Виды деятельности  учителя и учащихся

Цель  этапа, формируемые УУД

1.      Организационный момент

Введение в урок

Проверяют готовность к уроку ( наличие тетрадей, линейки, карандаша, сигналов)

- Как вы понимаете смысл этих слов:

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» Василий Александрович  Сухомлинский – педагог – писатель.

Организовать, настроить на работу

Психологический настрой,  развитие понимания  необходимости  чтения в жизни ребёнка.

Регулятивные:  осознавать  смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

2.  Определение темы урока. Постановка учебных задач

- О чём будем читать на уроке? (о природе, о животных)

- Почему вы так думаете? (по названию раздела «Люби живое»)

Упр . № 35 «Найди слова»

утравыслямегурассказчсюбаволз

юдчытрпамугцбеловицфяьглема

малькацырапкудюятвизжэфотис

- Рассказ Белова про Мальку (тему записывают в тетрадь)

Коррекция чтения (правильно читается начало слова, а конец прочитывается с искажениями)

3.Актуализация знаний.

Прогнозирование.

Работа с таблицей

З – что мы знаем

Х- что хотим узнать

У- что мы узнали

- произведение «Ещё про Мальку» написал Белов Василий Иванович;

- это рассказ;

- Малька – дворняжка принесла 2 щенков, одного из них отдали в соседнюю деревню.

- Малька каждый день бегала кормить его.

Герои произведения.

Что ещё с ней произошло?

Характер  Мальки.

Отношение автора к героям и др.

 

Прогноз (по названию раздела и текста, по автору определить, что будем читать)

- рассказ про Мальку.

- Что с ней могло произойти?

- Где происходят события?

- С какой целью будем читать? (ознакомиться с содержанием)

Приём из технологии критического мышления. Смысловое чтение: что читать? Зачем? Как?

Выбирать вид чтения в зависимости от цели.

 

Личностные:  предлагать варианты работы в зависимости от формы урока.

Коммуникативные:   проявлять активность и стремление высказаться.

 

 

 

 

Вид чтения: ознакомительное

4. Первичное чтение, обмен впечатлениями

- Подтвердились наши предположения?

- От чьего имени   написан  рассказ?

- Что особенно понравилось? Что взволновало?

- Какой момент был самым напряжённым?

- Выразите своё мнение о прочитанном.

- Определите жанр.

Рассказ – повествовательность, небольшой объём, небольшое количество

героев, описание одного  сюжета.

 

- Какую работу мы будем выполнять дальше?

Развитие умения слушать чтение, понимать, аргументировать свою точку зрения.  Определять   жанр художественного  произведения.

Воспринимать тексты разных жанров (смысловое)

Познавательные: определять основную идею произведения, выявлять  отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Коммуникативные:   проявлять активность и стремление высказаться.

Предметные:   проявлять доброе неравнодушное отношение к окружающему миру.

5.  Повторное чтение, словарная работа

Чтение  учащимися   (с карандашом).

Лава – два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – сети или ловушки для ловли  рыбы.

Обомлел  - лёгкое замирание тела (замер).

Кулик – водная птица.

Долговязые – длинноногие.

Обормот- негодный человек, грубиян.

Легка на помине – появляется в тот момент, когда о нём говорят или вспоминают.

Развитие  речи, расширение словарного запаса. Подготовка к ВПР:  умение   определять лексическое значение слова, подбирать синонимы.

Вид  чтения : изучающее

6.  Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Заполнение 3 графы в таблице (что узнали)

- Герои произведения.  Почему собака получила такую кличку? Почему  автор  сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?

- Согласны ли вы с авторами учебника, включившими рассказ в изучаемый раздел?

- Люби живое. Люди должны любить живое. А что можно сказать об отношении людей к Мальке? (автор, Лидия, Федя).

Подтвердите свои мысли строками из текста.

 

Тест  (по ответам на вопросы теста составить краткий отзыв о прочитанном  тексте). По желанию работают  в парах.

1.      Какой текст прочитали?

А) научный

Б) художественный

2.      Определи жанр прочитанного произведения?

А) сказка

Б) рассказ

В) басня

3.      Определи основную мысль  текста.

Найди в тексте  предложение, отражающее главную мысль.

 

4.      С какой целью автор написал этот рассказ?

А) развлечь читателя

Б) заставить поразмышлять о силе материнской любви

В) призвать  читателя  бережно относиться к природе и всему живому

 

5.      Отношение автора к героине.

А)  он над ней смеётся

Б)  он восхищается  её подвигом

В)  осуждает  за глупость,  ведь  она могла погибнуть

      6.   Моё отношение к героине, к рассказу.

Подготовка  к ВПР: формирование умения выполнять тестовые задания.

Развитие умения выделять нужную информацию, высказывать своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Вид чтение: поисковое

 

 

Коммуникативные:  строить рассуждение и доказательство своей точки зрения

7. Работа  по карточке.

Выполните задания:

1.      В первом абзаце найди  сложное предложение, выпиши его из текста, подчеркни основу.

2.      Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода Мальку.

- выпиши из предложения слово, в котором все согласные звуки звонкие.

3.      Выпиши из текста 2 имени прилагательных вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу.

Определи их род и число.

Межпредметная связь с уроком русского языка.  Связь имён прилагательных с именами существительными.

  Подготовка к ВПР. Находить в тексте нужную информацию. Вид  чтения: поисковое

8.  Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Дают оценку своей деятельности и деятельности класса

( с помощью сигналов оценивают работу  класса)

Д- з .  Какие ещё виды работы можно было  использовать?

- чтение и ответы на вопросы в тетради с. 68 № 1;

- выразительное чтение отрывка;

- характеристика  героини, в тетради  задание № 2 стр. 68

- составить план ( выделить  микротемы), краткий пересказ

Выберите задание.

Развитие навыков оценки и самооценки   учебной деятельности

 

Регулятивные:    оценивать свои достижения и результаты сверстников.

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также