Привлечение молодежи к чтению посредством организации новых форматов проведения свободного времени
Воспитатель : Куцева Л.В.
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»В.А. Сухомлинский
Снижение интереса к чтению
В последнее время происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков, в семьях почти прекратилось совместное чтение и обсуждение книг с детьми. А ведь, с одной стороны, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. С другой стороны, именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребенком и книгой являются родители. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Если взрослые сами не читают книг, ссылаясь на занятость и работу, то требовать от ребенка регулярного чтения бессмысленно. Современные дети проводят время с гаджетами, освобождая родителей от воспитательной работы.
Одна из главных задач моей педагогической деятельности: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению
Свою работу строю на основе тесного взаимодействие с библиотекой.
Предлагаю вам свой опыт работы и сотрудничества с библиотекой в рамках нашей группы. Сотрудничество со школьной и городской библиотекой (филиалом №12) мы начали с 1 класса. Совместно с библиотекарями составляется план на год. Мной разработана система работы, которая отражена в рабочей программе воспитания. Многолетний опыт работы, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:
Формы работы:
№ п/п | Название мероприятия | Мероприятия |
1. | Жужжащее чтение | 6. Учимся читать районные газеты |
2. | Библиотечные часы | 7. Энциклопедический час «Хочу всё знать!» |
3. | Библиотечные час | 8. Библиотечный час « Журнал для меня» |
4. | Внеклассное занятие | 9. Библиотечный час |
5. | Час чтения | 10. Час чтения патриотических произведений . |
| 11. Энциклопедический час: «Хочу всё знать! Дед Мороз и все, все» |
Мероприятия
Региональный компонент
Чтобы привлечь детей к чтению книг во внеурочной деятельности использую региональный компонент и следующие формы: участие в акциях, посвященных знакомству с книгами, тематических выставках, неделях чтения, в конкурсах на лучшее прочтение стихотворения, сказки, знакомство с творчеством поэтов и писателей родного края. Практическим выходом из поставленной проблемы является организованные мной мероприятия по внеклассному чтению для учащихся группы. Мной проводятся занятия на которых ребята знакомятся с биографиями русских и зарубежных писателей и творчеством поэтов и писателей нашего Донского края. Во время цикла занятий «Когда приходит вдохновение» учащиеся познакомились с биографиями и творчеством поэтов нашего края. Каково же было удивление ребят, когда знакомясь с книгой, они увидели знакомую фамилию поэта – Стрельцова Фатима Магомедовна! Это было настоящее открытие!
На внеклассном мероприятии «Волшебный мир Петрония Гая Аматуни» учащиеся познакомились с биографией и творчеством нашего земляка Петрония Гая Аматуни. Ребята, изучив материалы, охотно прочли одну из сказок П.Г. Аматуни и выполнили творческое задание, в котором ребятам предлагалось самим придумать новую сказку, используя персонажей и героев сказки – шутки «Чао». Обучающиеся успешно справились с заданием, написав уже другую историю, которую нам навеял П. Г. Аматуни. На этих занятиях учащихся особенно удивляет, что поэты и писатели могут жить рядом с нами, и мы можем быть с ними знакомы.
«Буккроссинг» (англ. BookCrossing) - в переводе с английского «Буккроссинг» - «перемещение книг», или книговорот.
В своей практике я использую элементы «Буккроссинга». Что такое буккроссинг? Буккро́ссинг — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей.
Цель «Буккроссинга»: пропаганда чтения, повышение интереса к чтению, к книгам. Сюда можно и нужно привлекать родителей.
Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия: «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга – принести прочитанную книгу к нам, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей. Суть буккроссинга проста – человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу берет и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое – и так далее. Библиотекарь филиала №12 любезно согласилась принять участие в нашем эксперименте по перемещению книг. Идея очень простая –- прочитал книгу сам - передай другому. Раньше библиотекарь предлагал учащемуся книгу, которую прочесть. А самые интересные книги из читального зала никогда не выдавались на руки. Сегодня, мы с ребятами приходя в библиотеку, выбираем книги сами. Книги из читального зала тоже можно взять с собой и спокойно читать в классе, когда есть свободное время. Ребятам идея «Буккроссинга» очень понравилась, и они с удовольствием читают разные книги, произведения, передавая их друг другу. У нас в классе могут взять книги учащиеся разных классов, на свой вкус. Книги должны читаться, а не стоять на полках! Отпуская книгу на волю, вы даете ей жизнь! Каждая «отпущенная» нами книга может сделать вас счастливее и изменить вашу жизнь! Все желающие также могут пополнить наши полки своими книгами, чтобы «отпустить их на волю.
Патриотическое воспитание
Книга и чтение используются как один из способов выхода из духовного кризиса. Конечно , привлечь к чтению в ходе какой-то компании волевым путём невозможно: заставить читать трудно, а заразить чтением можно через интерес, увлечённость и взаимопонимание. Дети охотно , с интересом слушают и читают книги, в которых рассказывается об их сверстниках во время войны, например, книга «География ВОВ в лицах». Таким образом приходит осознание, война – это смерть, слезы. Благодаря чтению патриотической литературы, формируется гражданская идентничность, духовность, нравственность. Эта работа в моей группе ведется регулярно, систематически. В рамках патриотического воспитания привлекаю учащихся к чтению книг о войне, стараюсь привлечь их внимание к историческим событиям того времени. Ребята охотно читают стихи , рассказы и воспоминания о войне.
Сниженная успеваемость ребенка на разных этапах обучения объясняется не только состоянием его интеллекта, а также наличием специфических нарушений чтения и письма. Нарушения чтения — дислексия — может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии — нарушение письменной речи. Примерно у 70% обучающихся 7- х классов нашей группы диагностированы эти нарушения. Позволю себе напомнить как выглядит дислексия
Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов. На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально. Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте. Поэтому дети не могут пока научиться хорошо, бегло читать. Отсюда проблемы с запоминанием текстов. Результат - низкий читательский интерес.
Коррекция дисграфии и дислексии у детей направлена в первую очередь на нормализацию процессов анализа и синтеза письменных элементов – от отдельных букв до целых предложений. Самые различные дисграфические и дислексические нарушения у школьников можно предупреждать и корректировать, систематически выполняя определённые игры и упражнения.
Причины снижение интереса к книге и чтению
Игровым способом коррекции дислексии дисграфии у детей являются филворды
Филворды как средство профилактики и коррекции нарушений чтения и письма у школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.