Приёмы эффективного целеполагания на уроках гуманитарного цикла
Е.В.Долженко
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»
Аннотация
В статье обоснована необходимость целеполагания на современном уроке, приведены примеры использования различных способов постановки цели на уроках гуманитарного цикла.
Ключевые слова: цель, целеполагание, мотивация.
Народная мудрость гласит: «Хорошее начало – половина дела». На современном уроке трудно переоценить важность этапа целеполагания. Исходя из новых требований к уроку, предусматриваются качественные изменения этого этапа. Для чего педагогу необходима постановка цели урока?
1) Цель является мативатором деятельности.
2) Цель определяет направление движения.
3) Цель формулирует ключевые результаты деятельности.
4) Цель позволяет определить необходимое содержание, технологии и методы обучения и воспитания.
5) Цель является индикатором результативности деятельности педагога и учащихся.
Главным принципом постановки цели – удивляй. На своих уроках я использую следующие приемы нестандартного входа в урок:
1) Использование оптических иллюзий для постановки цели урока урока. Например, при постановки цели урока «Архитектура Древней Греции» учащимся можно показать изображение храма Парфенона и рассказать о том, что при строительстве данного храма архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру, чем на самом деле.
2) Постановка цели через расшифровку ребусов.
Изучая тему «Налоги» в курсе обществознания в 8 классе учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока.
3) Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.
4) приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).
5) Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д. При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока.
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой, как пред битвой
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
При изучении темы «Пирамиды Египта» перед учащимися можно поставить вопрос «Зачем нужны священные сооружения?» и, исходя из этого, определить цель урока.
6) Приём «Яркое пятно» подразумевает просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. [1]
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Приёмы целеполагания формирует мотив, потребность действия.
Библиографический список
1. Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/03/20/priemy-tselepolaganiya-na-uroke-v-ramkah-fgos.
2. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.