Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения
Оценка 4.6

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения

Оценка 4.6
docx
24.01.2024
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения
Статья Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.docx

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения

    В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, дети теряют интерес к чтению.  Они предпочитают книге телевидение, телефоны, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Это негативно влияет на качество обучения …».

    В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

    Для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. Учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

      Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

        В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

– не могут найти в тексте информацию, представленную в явном виде и основываясь на тексте, не могут сделать простые выводы из-за ошибок при чтении.

              Поэтому важно чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

             В данном разделе познакомлю с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы на уроках литературного чтения. Эти приёмы помогают моим учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Виды работ с текстом в начальной школе:

- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

- Чтение, деление на смысловые части.

-Составление плана (вопросный, картинный, из повествовательных предложений). 

-Чтение по готовому плану. 

-Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

 -Восстановление деформированного текста.

- Инсценирование текста или отрывка. 

-Чтение в лицах.

-«Жужжащее чтение». 

-Чтение цепочкой по предложению.

- Чтение абзацами.

 -Чтение с остановками .

 -Чтение по группам.  Поисковое чтение. 

-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

 -Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.   Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. 

- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн. 

-Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. 

-Нахождение самого длинного слова в тексте.

 -Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

 -Чтение с пометками непонятных слов.

 -Кроссворд (игровая форма) погружения в текст .

- «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

·        Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

·        Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению  уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

·        Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

·        Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

 

"Скажи мне и я забуду,

 Покажи мне и я запомню.

 Вовлеки меня и я научусь".


 

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения

Жужжащее чтение». -Чтение цепочкой по предложению

Жужжащее чтение». -Чтение цепочкой по предложению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024