Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках
Оценка 4.8

Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках

Оценка 4.8
docx
03.12.2021
Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках
Приёмы мотивации учеников на уроках.docx

Мастер-класс для педагогов.

 

Методы и приёмы стимулирования и мотивации обучающихся на уроках

Здравствуйте уважаемые коллеги. Своё выступление  мне хочется начать  с притчи:

— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.

— Всего два слова!

— И какие же, сэр?

— Правильные решения!

— И как же вы принимаете правильные решения?

— Одно слово.

— И что это за слово?

— Опыт!

— А как вы получаете этот самый опыт?

— Два слова.

— И какие же?

— Неправильные решения…

- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия.

 

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата»

Готовясь к уроку, каждый преподаватель составляет дневной план. Это не просто прихоть администрации или навязчивое ненужное требование, а важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах. Одним из первых пунктов плана является Организационный момент. Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. На мой взгляд, хорошее начало урока – это залог его отличного завершения. Поэтому задача формирования у ребёнка желания учиться и достигать отличных результатов во многом зависит от развития мотивации именно на первом этапе урока.

Основной целью мотивации к учебной деятельности на первом этапе является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Существуют различные способы и приёмы повышения мотивации. За многие годы преподавательской деятельности было выявлено несколько мотивационных приемов, которые успешно работают на практике.

 

Этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(Цель этапа – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне).

Так, например, важнейшим стимулом учебной деятельности является благоприятный психологический климат. Идя на урок, всегда необходимо продумать свои первые фразы: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок». Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.

 

Вот вариант, который наиболее часто используется на уроке.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Далее представим еще несколько вариантов мотивационного этапа урока.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

 

Кроме этого, прием использования стихотворений, легких по восприятию, особенно воодушевляет детей к учебному процессу.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

 

Прием «Нужные качества»

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которые помогают в учёбе …(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

 

Прием «Доброе тепло»

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом)

- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке.

или

- Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

 

Прием «Цитаты» «Мыслитель»

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.

«Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». А. Навои

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций

«Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность». Цзи Юнь

«Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек». П. Бомарше

«Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться». Пауло Коэльо

«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О. Ключевский.

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой.

«Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.;

«Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – Энштейн. А.

 

Прием «Народная мудрость»

    Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

    Делу время, потехе час.

    Больше знай, меньше болтай.

    Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

    Умную речь хорошо и слушать.

    Ученье – свет, а не ученье – тьма.

    Ученье лучше богатства.

    Грамоте учится – всегда пригодиться.

 

Приём «Перепутанные логические цепочки»

(начинается, С, успех! Удачи, малой) «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

 

Прием «Продолжение незаконченной фразы»

- Продолжите предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)

– Как бы вы закончили фразу «Математику уже затем учить надо, что …» М. Ломоносов

 

Прием «Азбука хороших слов».

 Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).

 Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный и др.).

 

Прием «Эмоциональное вхождение в урок»

Преподаватель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу шуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.

 

Прием «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только 2 минуты. За это время они должны собраться в группы, поздороваться с участником своей группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 

Прием «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: (умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами).

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

 

Прием «Проблема предыдущего урока»

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

 

Этап Рефлексия учебной деятельности (Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса)

Рефлексия эмоциональная.

 

Прием «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).

- Подумайте кого можно похвалить и за что.  Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите  друг друга и учителя за проведенный урок.

 

Прием «Ладошка» Описание. Каждый на листе формата А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т.д. по цепочке, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное) и оценку работы, которые он отметил во время урока в товарище, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок - и отзывы, и память, и ... Кроме того, это оказывается очень интересно и важно для детей. А если прорвется негативное высказывание - это повод для обсуждения и серьезного диалога.

 

Прием «Голос благодарности»  Описание. Это ритуальный способ публичного признания учителем успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… (отвечал, размышлял, думал, наблюдал…)

-Завершая наш урок, я хочу вам пожелать побольше прекрасных мгновений в вашей жизни. Пусть не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах мы можем. Надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти одним из прекрасных мгновений! Спасибо, друзья мои, за урок!

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01e6/0010a3b5-9b4b025f/hello_html_442e4ccd.jpg https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil-smayliki-10.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/450d4d02-5092-403e-a067-0ae171bd3930/s1200https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01e6/0010a3b5-9b4b025f/hello_html_442e4ccd.jpg

https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil-smayliki-10.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639477/450d4d02-5092-403e-a067-0ae171bd3930/s1200

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01e6/0010a3b5-9b4b025f/hello_html_442e4ccd.jpg


 

Мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов.

Существуют различные способы и приёмы повышения мотивации

Существуют различные способы и приёмы повышения мотивации

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом) -

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом) -

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на…

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на…

Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках

Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2021