Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе.
Оценка 4.9

Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе.

Оценка 4.9
docx
17.02.2023
Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе.
статья 1.docx

Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе.

 

                                                            Слюсаренко Оксана Станиславовна

                                                Учитель начальных классов

                                                                  МБОУ  ОШ № 43  г.Макеевки ДНР

 

          Приёмы обучения учеников начальных классов рас­сказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений де­тей, от их активности и  самостоятельности.

          Рассмотрим основные приёмы рассказывания:

         1.Образец рассказа — это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Образец подсказывает детям примерное содержание, очередность построения предложений, структуру рассказа, опорные слова, фразы.

          Нужно отличать познавательный рассказ учителя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца — дидактического приема, который предназначен для подражания.

          Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь научиться  рассказывать.

          Образец следует произносить громко, четко и понятно. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец относится к прямым приемам обучения. Использовать его можно как в начале задания, так и для корректировки уже готовых рассказов. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.

       Разновидность этого приема — частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.

      2. Учителя в начальной школе часто используют такой метод, как наблюдение. А. А. Смирнов писал, что наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. Используя этот метод, педагог концентрирует внимание ребенка на определении основных признаков, на взаимосвязи между предметами и явлениями. Таким образом, дети учатся выбирать для своего рассказа самое необходимое. Рассказы получаются последовательные, с правильно построенными предложениями.

       3. Беседа. Е. А. Флерина писала, что беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Нужно помнить о том, что беседа -это не пересказ по вопросам. Вопросы педагог задает только для того, чтобы сосредоточить мысль ребенка на значимых моментах повествования. Чтобы беседа не сводилась к тому, что участниками окажутся только педагог и один ребенок, остальным детям даем установку: слушать внимательно и быть готовыми помочь однокласснику в случае затруднения, придумать продолжение рассказа. Также можно использовать такой прием, как «снежный ком». Это когда при ответе на вопрос или при составлении тематического рассказа, пересказа произведения начинает говорить один ребенок, подхватывает другой, потом третий и т.д. Такая работа позволяет развивать не только речь, но и внимание, воображение. Постепенно ребята учатся не только слушать, но и слышать друг друга.

       4. План рассказа — это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.  Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует внимание детей, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

           План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Наряду с готовым планом, предлагаемым педагогом, можно подводить детей к самостоятельному обдумыванию и выбору плана будущего повествования.

          5. Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы,  соединяют фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.

Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток: речевая деятельность  ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление вышеозначенного приема ограничено.

       6.При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого учителем (по предложенному плану, а затем и без него).

       Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия и т. п.). Учитель прибегает к этому приему, встречая однообразие, бедность детских ответов.

     Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

     


 

Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе

Приёмы обучения рассказыванию в начальной школе

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива

Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия и т

Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023