«Смысловое чтение на уроках окружающего мира»
Работу выполнила:
Учитель начальных классов
Артюхина М.А.
Приёмы обучения смысловому чтению на уроке окружающего мира.
Академика Лев Дмитриевич Кудрявцев писал «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
Приёмы обучения на уроках окружающего мира - это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
Сегодня я хочу рассказать о некоторых приемах по формированию смыслового чтения, которые применяю на уроках окружающего мира. На каждом этапе урока реализуются свои педагогические приёмы.
Стадия вызова Предтекстовая работа.
3 слайд Прием «Чтение слов с прикрытой нижней половиной»
природные зоны
Детям предлагаю прочитать слово, и определить о чем сегодня пойдёт речь?
4 слайд Приём «Корзина идей»
Организую групповую работу. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Тема: «Почва»
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
На доске фиксируют все предположения.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами тому, что мы узнали из текста.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
слайд Приём – игра «Верите ли вы?», или «Данетка». Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.
Тема: «Почва» как образуется почва
Предлагаю детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила игры:
1. У вас на столах таблица, как у меня на экране. Цифрами указан № вопроса.
2. Я вам буду задавать вопросы, которые
начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
Сегодня на уроке вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
5слайд Ещё одним несложным приёмом при работе с текстом является создание кластеров. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
Записываем в центре листа ключевое понятие, а от него рисуем в разные стороны стрелки-лучи. «Накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяем прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Состав почвы (аннимация)
6слайд В своей практике я применяю приём «Ориентиры предвосхищения» Учащимся предлагаю утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним.
Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны.
Отметьте их ещё раз после чтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
Например, текст «Солнце» по теме «Мир глазами астронома»
До чтения текста |
Суждения |
После чтения текста |
Солнце – ближайшая к Земле звезда. |
|
|
Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров. |
||
|
Это огромное раскалённое космическое тело. |
|
|
Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли |
|
|
Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов. |
|
7 слайд Прием «Ключевые слова» . Ребята учатся видеть ключевые слова, соотносить их с предварительными предположениями о характере информации и определять по ним тему, а в ряде случаев и основную мысль текста.
Предлагаю детям прочитать текст. Найдите слова, выделенные жирным шрифтом. Выпишем их на доску. (Название текста «Река» должно быть закрыто).
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
После выполненной работы задаю вопросы
- Какие из этих слов вам знакомы, а какие – нет?
- Как вы думаете, что это за слова? На что они указывают?
- Какую тему можно развивать, прочитав эти слова? слайд (аннимация)
- Приходим к выводу: выделенные слова в тексте – это ключевые слова. С помощью этих слов можно догадаться, что будем изучать на уроке.
В стратегии текстовой деятельности использую
8 слайд Прием «Задаем простые вопросы»
Цель данного приёма умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Вариант 1. Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» по иллюстрации. Организовать работу можно в парах, в замкнутой четверке
Вариант 2. Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» к предполагаемому тексту по заголовку текста (вопросы-версии).
Готовлю карточки. На карточках текст. Название текста открыто, а содержание текста закрыто. Предлагаю учащимся к тексту в соответствии с заглавием задать простые вопросы, на которые могут быть в тексте даны ответы. Поработав с вопросами, учащийся открывает текст и сопоставляет свои вопросы с материалом текста.
В итоге проводим рефлексию:
- На какие вопросы нашли ответы?
- Какой вопрос остался без ответа? - Что нового узнали из текста?
- Чему были удивлены?
Волк |
|
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен. В зависимости от природной зоны, в которой обитает волк, цвет шерсти животного разнится. Серый «разбойник» живёт в лесу, тундровый имеет почти белый окрас, а степной – рыжеватого цвета. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи –самый сильный и опытный волк. Волк достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. В летнюю пору, когда в логове волчицы появляются детёныши, волки стараются не охотиться вблизи своего жилища, чтобы люди ненароком не обнаружили волчат. |
На практических занятиях использую 9 слайд Прием «Сводная таблица» позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.
Тема: «Полезные ископаемые»
Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Выясни, из чего образовалось полезное ископаемое. Внимательно прочитай текст.
3. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
4. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
5. Поразмышляй о способах добычи полезного ископаемого? Заполни таблицу.
Название |
Из чего образовалось
|
Основные свойства |
Применение |
Способы добычи |
10 слайд Одним из приемов смыслового чтения является «Логика мыслей»
1 способ Деление текста напечатанного без точек и заглавных букв. Детям даю задание
определить границы предложений.: Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни
2 способ Подбираю «деформированный текст ». Каждое предложение абзаца написано на одной полоске бумаги. Задача учащегося: логично выстроить абзацы текста. Предлагаю работу в паре. После работы результаты выносятся на обсуждение. Приходят к выводу: логично выстроенные предложения каждого абзаца (микротемы) – это правильно построенный текст.
Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». … 1…
Весной с каждым днем становится теплее. 2…
Лед на водоемах тоже тает. 4…
На реках начинается ледоход. 6….
Не забывай, что весной на водоемах опасно ходить по льду. 7…
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов.5
От весеннего тепла оттаивает почва.3 …
- Сопоставьте свою работу с текстом в учебнике.
- Выберите одну, интересную для вас тему из предложенных абзацев (микротем). Подумайте, что можно к вашей теме дополнить, как озаглавите свой текст?
11слайд Для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, учиться пересказу применяю приём «Восстанови текст».
Дети читают текст.
Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.
Затем, работая в паре или группе, каждый учащийся получает задание, из слов каждой строчки составить предложения, которые надо расположить в правильном порядке. После выполнения задания ребята рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста (возможна проверка по эталону)
покрыта густой летом травой тундра.
моховых растут на мягких ягоды кочках и грибы.
под ногами у тебя ивы растут и березы.
грибов они не растут выше .
мешает им долгая темная зима расти.
Послетекстовая стратегия
На любом этапе урока можно использовать. 12.слайд Прием «Лови ошибку»
Преимущества данного приёма:
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
Составляя задание, продумываю с позиции ученика, по каким признакам учащийся найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
После ответов учеников обязательно на экране предоставляю информацию с правильными вариантами
- Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика выдаётся текст)
Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую часть зоны занимают широколиственные леса. В лесной зоне распространёнными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
ПРОВЕРКА слайд Учащиеся исправляют ошибки, взаимопроверкой оценивают работы, Лесная зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую часть зоны занимают хвойные леса. В лесной зоне редкими являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
13слайд Прием «Лови ошибку»
Нижний рыхлый слой земли называется почвой. В состав почвы входят: вода, гранит, песок, глина, соли и перегной. Плодородие почвы зависит от количества солей, входящих в ее состав. В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Самые распространенные в нашей стране – лесные почвы. Для почвы полезны ядохимикаты. Почва нуждается в охране. (Аннимация-проверка)
Нравиться ребятам работа 14 слайд Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)
Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы.
Модель Земли называют ....
А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ....
Существует много видов географических карт. Это ... .
На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... .
Каждая карта имеет свой ....
(Аннимация-проверка)
Модель Земли называют глобусом.
А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой.
Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, карта полушарий .
На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зелены - суша, белым – ледники.
Каждая карта имеет свой масштаб.
Чтобы пополнить словарный запас, научить краткому пересказу 15 слайд использую Приём «Синквейн» Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
Тема: « Вода»
Вода
Жидкая, твёрдая.
Течёт, испаряется, замерзает.
Вода – это настоящее чудо!
Жизнь.
Тема: «Пустыня»
Пустыня
Глинистая, песчаная.
Пересыхает, нагревается, охлаждается.
Жарко и хочется пить.
Засушливая земля.
Вывод: Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем.
16 Слайд Спасибо за внимание! Желаю всем успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.