Приёмы запоминания букв

  • docx
  • 04.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приемы запоминания букв.docx

 

«Приемы запоминания букв»

 

 Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении  с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

 

        Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

 

поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);

 

сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);

 

сравнение новой буквы с уже изученными ( Какую букву напоминает новая буква?);

 

поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);

 

конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);

 

печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);

 

распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

 

        Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт  графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

 

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить.

 

 

 

 

 

Напиши в воздухе.

 

       Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

 

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

 

           Оборудование: предметные картинки.

 

           Описание игры.  Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний)  и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

 

Угадай букву.

 

      Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят  к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали , становиться водящим.

 

Полубуковка.

 

         Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

 

          Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

 

Выбирай правильно.

 

     Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

 

Как из одной буквы сделать другую.

 

      Описание игры.  На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать,  как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют : «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

 

Пишу – печатаю.

 

         Описание игры.  К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

 

Буква заблудилась.

 

          Оборудование: карточки изученных букв.

 

           Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

 

Терем – теремок.

 

      Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги  (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

 

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

 

          Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.