Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
Оценка 4.6

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
23.03.2017
Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
В данной статье описываются различные методы и приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Автор делится опытом работы по программе "Начальная школа XXI века". Представленный материал можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира.doc
Боброва И.В., учитель начальных классов МАОУ СШ № 151 с углубленным                                                                              изучением отдельных предметов                                                                      высшая квалификационная категория Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся          на уроках окружающего мира Еще начиная работать в школе, я столкнулась с некоторыми проблемами: 1) Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие – скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес? 2) Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Нужно ли специально развивать познавательный интерес младших школьников?  3) Многие десятилетия основным методом обучения при ознакомлении с природой (социальным миром) был рассказ учителя и работа с текстом учебника. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст. Что в этом плохого? Зачем придумывать новые методы  обучения, осложняя жизнь и учеников, и учителя?     Познавательная   деятельность  –   это   активное   изучение   человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид  приобретает знания, познает   законы   существования   окружающего   мира   и   учится   не   только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Изучение окружающего мира по программе «Начальная школа  XXI  века » строится на основе учебника «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой и рабочей тетради на печатной основе «Окружающий мир» того же автора. Поскольку   познавательная   активность   младшего   школьника   связана   с наличием у него познавательного интереса, то уже в первом классе стоит задача ­ создать условия для развития познавательного интереса у учащихся. Для этого я использую разные способы организации работы на уроках. Большинство   детей   приходит   в   школу   с   небогатым   чувственным   опытом, объем   ощущений   которых   ограничивается   только   зрительными   и   слуховыми впечатлениями. Поэтому чтобы развить детскую наблюдательность и устранить недостатки развития сенсорного опыта, на уроках окружающего мира я провожу: 1. Экскурсии: «Золотая осень», «Ноябрь ­ зиме родной брат», «Март – капельник»,экскурсию   в   конно­спортивную   школу,   на   предприятие (   Кондитерская   фабрика   1   Мая,   фабрика   по   производству 1 мороженого,   завод   по   производству   Кока­колы,   Нижполиграф, Семеновская и Городецкая фабрики народных промыслов ), экскурсии в   краеведческий,   художественный,   литературный   музеи,   музей деревянного   зодчества   и   архитектуры   народов   Поволжья,   музей художественных промыслов, планетарий. 2. Целевые   прогулки:  в   парк   «Звуки   весны»,   на   Щелковский   хутор «Жизнь   водоема»,   «Растения   нашего   края»,   в   зоопарк   «Животные нашего края», в театры нашего города. 3. Наблюдения из окна  ( проводятся только в первом классе): объекты неживой   и   живой   природы;   объекты,   созданные   человеком;   погода, признаки начала ( конца, середины ) сезона; снегопад; иней; капель. 4. Наблюдения   в   уголке   природы:  наблюдение   за   комнатными растениями.    Для поддержания живого познавательного интереса, уже начиная с первого класса, мы проводим опыты и даже ставим эксперименты.      При изучении темы  «Какая бывает вода» ставятся следующие опыты:  Можно ли растворить в воде соль? А речной песок?  Утонет ли в воде гвоздь?  Что   произойдет,  если   опустить   в  воду   две   иголки,  одна   из   которых предварительно смазана жиром?  Опыт по превращению снега в жидкость. Также нравятся учащимся опыты с песком и глиной. Наибольший интерес у детей вызывает эксперимент, который проводится в конце   января   –   начале   февраля:   «Сравнение   сроков   появления   листочков   на ветках   березы,   липы,   американского   клена   и   сирени».   В   начале   эксперимента выдвигается гипотеза: « На веточках каких деревьев листья появятся раньше?» Учащиеся выдвигают свои версии, причем большинство детей предполагают, что на березе. Результаты эксперимента поражают всех: сначала листья раскрываются на американском клене, затем на сирени, на березе и в последнюю очередь на липе. По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Одним   из   приемов   активизации   познавательной   деятельности   младших школьников   на   уроках   окружающего   мира   является  дидактическая   игра, например:  Угадай предмет по форме, по звуку, по цвету, на ощупь, на вкус.  Узнай по описанию, кто это.  Угадай профессию.  Собери урожай (на классификацию по признаку: овощи – урожай).  Ждем гостей.  Узнай дерево по силуэту.  Назови предмет и его свойства. 2 Для   развития   познавательной   активности   у   учащихся   большинство   уроков окружающего мира начинаются с речевой разминки, что позволяет: 1) научить детей слушать вопрос, отвечать на него, строить собственный вопрос;  2) формировать умения и навыки участия в диалоге; 3) учить школьников разыгрывать небольшие сценки; 4) развивать   умение   понимать   жесты,   мимику,   разыгрывать   небольшие пантомимические сценки. Примеры речевых разминок:  Что можно узнать у милиционера?  Поговори с мамой по телефону.  Пригласи друзей в гости.  Фрукты и овощи хвастаются.  Кто больше назовет предметов живой и неживой природы.  Жили – были три матрешки.  Что за птица?  Угадай звуки весны. Для поддержания устойчивого познавательного интереса на уроках решается много разнообразных логических задач, например:  При какой погоде можно рассмотреть снежинку?  Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?  Почему в пустынях не могут жить растения наших краев?  С   каким   животным   сравнивают   иногда   человека,   если   он   труслив ( упрям, хитер, изворотлив, медлителен и т. д. )?  Различные загадки. Также решаются речевые логические задачи, например: « Как лесные жители перепутали свои жилища».  С большим удовольствием дети решают графические логические задачи:  В виде рисунка – загадки, рисунка – ошибки, ребуса…  В вербальной форме, а ответ на загадки должен даваться в рисунке. Для   углубления   интереса   к   окружающему   миру   один  раз   в  две   недели   на уроках   проводится  познавательная   минутка,   во   время   которой   происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни   страны.  (Подбор   содержания   таких   познавательных   минуток   поручается детям в виде домашнего задания).  С огромным интересом дети выполняют творческие задания, когда они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира: 1. Творческий   рассказ,   например:   «   Ты   летишь   в   самолете   на   север. Расскажи, что ты видишь в иллюминаторе». 2. Рассказ   –   этюд,   например:   Каждый   ученик   получает   рисунок   с изображением   бабочки   и   составляет   краткое   устное   или   письменное 3 описание бабочки. Работы сравниваются и коллективно определяется лучший рассказ – этюд. 3. Учебно – ролевые игры, где учащиеся играют различные роли реальных и вымышленных персонажей, например: ­ Лесное собрание. Кто как готовится к зиме. ­ Как хлеб на стол попал. ­ К нам осень пришла.  4.Написание докладов по какой­либо теме: ­ Нелетающие птицы. ­ Млекопитающие. ­ Первые русские князья. ­ Города России и т.д. Кроме   того,   для   поддержания   познавательного   интереса   на   уроках используется технология критического мышления. Например, при изучении темы «Весна»   дети   дома   подбирают   пословицы   и   поговорки   о   весне.   В   классе составляется   список   «известной   информации»,   составляется   кластер.   Затем проводится чтение с пометками в учебнике ( инсерт ), обсуждение  прочитанного. В конце урока составляли дети каждый свой синквейн, например: Весна Ранняя, долгожданная Просыпается, приходит, радует Весна, как девушка, не знаешь, когда засмеется, когда заплачет. Обновление. (Крылова Ольга)                    Весна                    Солнечная, теплая                    Приходит, звенит, играет                    Пришла весна – тут уж не до сна.                    Радость. (Соловьева Анастасия) Весна Веселая, солнечная Просыпается, звенит, радует Вода потекла – весну принесла. Веселье. (Булгаков Иван) Составленные детьми синквейны, их творческие работы, доклады хранятся в личном портфолио ученика. И,   конечно   же,   огромное   значение   для   активизации   деятельности обучающихся имеет работа с интерактивной доской. На уроках окружающего мира я   использую  CD  ­диски     издательства   «Вентана­Граф»   ,   которые   являются электронным   сопровождением   учебника,  CD  ­   диски   «Детская   энциклопедия Кирилла и Мефодия», а также материалы ЭОР, интернет­ресурсы. 4 В   результате   использования   разных   приёмов   активизации   познавательной деятельности на уроках окружающего мира, обучающиеся:  сохраняют устойчивый познавательный интерес в течение всего урока;  проявляют интерес как к процессу, так и к результату деятельности;  меньше устают на уроке;  учатся с желанием. 5

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017