Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
01.09.2017
Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы
Сегодня урок является основной формой учебных занятий в школе. И чтобы дети не утратили интерес к предмету, урок должен быть созвучен времени. Сейчас у учителя-словесника имеется множество разнообразных педагогических приёмов и методов, современных технических средств, способствующих повышению учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы.
00090753-3bb4322b.doc
Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы                   1  .  Актуальность темы: Сегодня урок является основной формой учебных занятий в школе. И чтобы дети не утратили интерес к предмету, урок должен   быть   созвучен   времени.   Сейчас   у   учителя­словесника   имеется множество разнообразных педагогических приёмов и методов, современных технических   средств,   способствующих   повышению     учебной   мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы. Девиз  моей   педагогической   деятельности     звучит   так:       «   Учение   без принуждения », а   главную     задачу  вижу в том , чтобы     сделать процесс обучения     занимательным                     Для мотивации учения, формирования умения учиться, развития творческих  способностей учащихся  я  применяю  нетрадиционные   методы и приёмы,   которые   помогают   детям   не   только   усваивать   материал,   но позволяют это делать с интересом, увлечённо.                    Предлагаемые задания учитель может использовать на любом этапе урока.   Главное   –   дать   возможность   учащимся   наблюдать,   сопоставлять, анализировать,   обобщать,   делать   выводы;     тем   самым   открывать   законы русского языка и  литературы                   Важно на уроках использовать приёмы,  которые  развивают познавательную активность, вызывают интерес к предмету,  ­помогают сделать уроки занимательными, ­создают ситуацию успеха ­  положительный эмоциональный настрой,  ­ доброжелательную атмосферу  доверия и сотрудничества,  ­создают проблемные ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов.       2.Приёмы повышения  мотивации школьников. Так , после объяснения  нового материала учитель приступает  к его  закреплению, которое предполагает  применение на практике полученных   знаний. На этом этапе урока можно использовать следующие приёмы  работы   на уроках  литературы: ­  различные  виды пересказов (подробный, краткий, выборочный, пересказ от  другого лица) ­  рассказ по иллюстрации,  ­ рассказ с введением цитат из произведений, ­ рассказ­характеристика, в процессе которого демонстрируется умение  учащихся вводить в рассказ описание портрета, умение объяснять,  мотивировать поступки героя, его взаимоотношения с другими лицами, на уроках русского языка: ­ творческое списывание (5­6кл.) , ­ творческие диктанты, ­ сочинения по опорным словам, ­ изложения с  заданием оценить определённую ситуацию, ­ беседы  с учащимися, ­ диктанты с речевыми ошибками, ­ эстафеты, ­ различные игры ,  ­разнообразные упражнения, ­ задания с элементами проблемности, ­ орфографические  диктанты, ­ лексические  диктанты, ­ диктант « Угадай словечко», ­творческие задания на уроках  литературы:   а) по опорным словам составить небольшой текст,   б) создать словесный портрет героя,   в) использовать  элементы театрализации,   г) составить логическую цепочку,    д) приготовить коктейль из слов: нежных и ласковых,  быстрых  и бойких, волшебных и сильных,   ж) выписать из учебника литературы цепочку слов, помогающих понять, как происходит становление личности поэта.   на уроках  русского языка:  приём"Верные и неверные утверждения" приём "Да, нет"  приём "Лови ошибку"  а также  приём"Найди ошибку" приём "Напиши правильно" приём "Найди имена существительные в  данном  отрывке"  приём  "Закрепления  материала по  таблице"   ­индивидуальные  задания: среди слов найди слово с удвоенной согласной.   ­ групповые  задания,    ­устные  разминки,  ­ разминки  со словами ( синонимические и антонимические)  ­ практические  ситуации,  ­ диктанты  значений,    ­ задания:   угадай слово по его описанию( например: шляпка на ножке – гриб),    ­ придумать удивительный диктант, используя как можно больше      необыкновенных  слов,    ­   записать  ключевые слова, которые являются важными в изучен­    ном  материале   После закрепления  материала  на уроке  следует  контроль знаний. Но учащимся  тяжело все сорок минут урока  находиться   практически без   движения, и поэтому я предлагаю проводить   приём   «Грамматическая разминка», который помогает  выполнить сразу  несколько  задач. Во­первых, в виде  игры провести мини проверку по  любому материалу  урока , а  во­ вторых, учащиеся могут встать со своих мест и немного подвигаться.       Цель контроля – проверка знаний  и умений учащихся. Основным  приёмом при контроле  знаний является  самостоятельная  работа. Она может иметь разные виды: ­  работа с контрольным  листом, ­ задание:  запиши определение,  ­  Приём  «Взаимопроверка»     Ребята обмениваются тетрадями и по полученным ключам  ставят  оценки. ­ диктант  « Проверь  себя», ­ работа с таблицей, ­ контрольный тест, ­ кодовое  задание, приём"Разгадывание  кроссворда" приём "составление вопросника по прочитанному  тексту" Этот приём   интересен   тем, что   ребята   сами составляют   и вопросы,   и ответы.   Составивший свой вопросник   находится в   роли   учителя и сам решает, кому   задать  вопрос. За правильные   ответы   учащиеся  получают жетоны,   которые     в   конце   урока   подсчитываются   .   За   набранное определенное   количество     жетонов     ученики   получают     оценки.   Ребята одновременно и  играют, и  учатся. ­  мини­контрольная , ­  зачёт (устный, письменный) ­  работа  с карточками  контроля, ­  работа по образцу, приём "Толстые и тонкие вопросы"  Очень эффективными  являются  различные виды  опроса (индивидуальный, фронтальный,  выборочный). В качестве контроля  на уроках   литературы можно проводить литературные конкурсы  ( на лучший  монолог,  диалог  и т.д.) ­Инсценирование  …. ­ чтение по ролям ­Составление  кроссвордов Составление   таблиц Составление схем ­Составление  характеристики героя ­Придумай своё продолжение проявить   самостоятельность. Составление     синквейнов   (данный   прием   можно   применять     и   на   уроках русского языка ,и литературы) например, синквейн  на тему: "Любовь"  И наконец, закончить урок можно, применив   приём рефлексии  "Незаконченное предложение"               3.Заключение.             Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее четырёх ­семи видов ,  их продолжительность не может превышать 10 минут. Смену видов учебной деятельности следует производить не позже чем через 10   минут..   Учащимся   следует   предоставлять   возможность   выразить   своё мнение,   Огромное   значение   имеет психологический   климат   на   уроке:   взаимоотношения   между   учителем   и учениками,   между   учащимися;   наличие   эмоциональных   разрядок;   наличие внешней   мотивации   (похвала,   поддержка,   соревновательный   момент…); стимуляция   внутренней   мотивации   (стремление   больше   узнать,   интерес   к изучаемому   материалу).   Игровая   форма   занятий   создается   при   помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования   учащихся   к   учебной   деятельности.   Игровая   технология обладает   огромными   возможностями...   Любой   учитель   ищет   свои   пути,   с годами вырабатывает и использует приемы , повышающие учебную мотивацию школьников  на уроках, и у каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.              Использованная  литература: 1.Давыдов В. Б. Теория развивающего обучения. ­ М.: Интор, 1996. 2.Новлянская З.Н. О способности к литературному творчеству. 3.Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. ­ М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.  4.Цукерман   Г.А.   Психология   саморазвития:   задача   для   подростков   и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и  литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017