Приёмы критического мышления
Оценка 4.9

Приёмы критического мышления

Оценка 4.9
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
12.01.2017
Приёмы критического мышления
Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. В данном документе подобраны и подробно описаны приёмы критического мышления, которые можно использовать на уроках. Эти методические приёмы создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Здесь вы познакомитесь с наиболее доступными и популярными.
Приёмы критического мышления.docx

Приёмы   критического  мышления

         Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

            Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда на уроке используется технология критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.

         Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения .

 

         I стадия. Вызов. Мотивационная функция (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

 

Прием «Выглядит, как…звучит, как…»

Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Плюс – минус - вопрос»                                                                                  

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный приём нацелена актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую: В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но иоценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Прием «Кластеры»

Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

             

              Приём  «Толстые» и «Тонкие» вопросы

              Таблица может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Можно разделиться на группы и задавать вопросы друг другу.

Понятие (фамилия, исторический факт.т.д.) –конкретный ответ.

Тонкие: Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?

Толстые: Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? – развёрнутый ответ.

              "Таблица-синтез"

              На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

                 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА   ТОЛКОВАНИЕ        ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

              Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – что мы знаем    Х – что мы хотим узнать    У – что мы узнали, и что нам осталось узнать        

              Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю  им картинку или предмет или обсуждаю с ними  то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагаются внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

          Прием “ Ромашка Блума”.

http://festival.1september.ru/articles/625679/img2.jpg

         "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

         На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

 

         Прием «Дерево предсказаний»

         Данный прием заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

               Приём «Идеал» (Брэмсфорд)

Стратегия позволяет формировать этапы создания проблемной ситуации:

 умения определять проблему;

 умение находить и формулировать пути решения проблемы;

 умение выбирать сильное решение.

 

Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

«Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

        

         II стадия. Осмысление содержания. Информационная функция (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

              Приём «6 шляп критического мышления»

              Одним из наиболее интересных приемов можно смело назвать так называемые «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое:

1-я шляпа - красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я шляпа - белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я шляпа - черная: критическая, негативная (обращает внима­ние на то, чего не хватает, что плохо).

4-я шляпа - желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5-я шляпа - синяя: аналитическая, поисковая.

6-я шляпа - зеленая: изобретательская, творческая.

              Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное - «держать жанр», линию, строго придерживаться того направ­ления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель.

              Приём «Инсерт»

              Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки: «V» – уже знал; «–» – думал иначе; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы.

              Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации. Авторы приема предлагают определённые правила, соблюдение которых поможет сохранить интерес к тексту:делайте пометки, используя два или три значка; ставьте значки по ходу чтения на полях; прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, может случиться так, что количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

              Приём «Бортовой журнал»

              Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? (до прочтения текста, нового материала)

Что нового я узнал из текста? (после)

              Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

          «Двухчастный дневник».

        

         Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.


Цитата


Комментарии


   


   

         «Трехчастные дневники»  имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.


Цитата


Комментарии. 

Почему эта цитата привлекла ваше внимание?


Вопросы к учителю

 

              Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

              Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

              Техника проведения дискуссии

              Тонкая грань проходит между дискуссией содержательной и динамичной и дискуссией, выливающейся в бесконечный монолог учителя. Как организовать первую? Как не скатиться во вторую? Лучше всего проходят дискуссии, тему и направленность которых задают сами ученики и их природная любознательность. Роль учи­теля - критико-стимулирующая.Существует четыре «шага» или приема, которые использует учитель, чтобы дискуссия не «буксовала» и оставалась при этом в руках учеников.

              Утверждения. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выра­зить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию. Вы можете сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите ____________», или: «Мне это напомнило ____________», ранее сказанное», или: «Погодите-ка, вы утверждаете, что ____________, но Дмитрий только что сказал ____________», или: «Мне непонятно ____________».

              Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопро­сы, а не вопросы учителя. Поэтому старайтесь всячески их провоцировать на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок вам в помощь: Какие вопросы могут возникнуть по содержанию этого текста? Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении? Что осталось неясным в этом тексте? С чем вам хотелось бы согласить­ся? (... не согласиться?).

              Сигналы. Поскольку комментарий учителя зачастую оказывается черес­чур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух. Недоуменное выражение лица учителя — для учащихся сигнал: требуется разъяснение. Руки, как бы взвешивающие два предмета («что перетянет»), подают сигнал учащимся, что нужно сравнить предложенные идеи и ре­шить, с какой из двух они согласны. Выражение доброжелательной заинтересованности ободряет ученика, который с трудом подыски­вает слова, чтобы выразить свои мысли.

              Молчание. Когда вопрос задан, дайте время на размышление. Молчание, длящееся три, четыре или пять секунд, - могучий стимул заполнить паузу. Если ее не заполняет учитель, добровольцы всегда найдутся.

             

 

              Оставьте за мной последнее слово

              «Оставьте за мной последнее слово» - еще один прием для стимулирования размышления после чтения. Он дает основу для обсуждения текста любого плана: как повествовательного, так и описательного. Особенно хорош для вовлечения в общую дискус­сию самых тихих и неактивных учащихся. Прием этот состоит в следующем. Учащихся просят во время чтения текста найти несколько отрывков, которые они считают особенно интересными или дос­тойными комментария. Учащийся выписывает цитату на карточку или листок, не за­быв пометить страницу. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой ком­ментарий. Он может не согласиться с мыслью, содержащейся в ци­тате, развить ее или сделать что-то другое - по своему усмотрению. На следующий день учащиеся приносят карточки с цитатами на урок, и учитель вызывает кого-то из них прочесть выписанное. (Желательно, чтобы он сообщил номер страницы, тогда класс смо­жет следить по тексту.) Когда цитата прочитана, учитель приглашает остальных учащихся как-то на нее отреагировать или ее прокомментировать. Не давайте классу отклоняться от цели дискуссии и следите, чтобы замечания не были обидными и пустыми. Можно дать свой ком­ментарий. В заключение учитель просит учащегося, который выбрал ци­тату, прочитать собственный к ней комментарий. Вот тут-то и вступает в действие главное правило: «За ним последнее слово». Никако­го продолжения дискуссии не будет. (Учителя, временами вам бу­дет очень трудно не вмешаться и удержаться от замечаний. Ни в коем случае не делайте этого! Играть надо по правилам!) После этого учитель вызывает следующего учащегося с его цитатой, и круг начинается снова. Вряд ли удастся предоставить возможность выступить всем на одном уроке. Но можно выделять понемногу времени на каждом последующем уроке.

              Десятиминутное сочинение и другие письменные задания

              После чтения текста и общего обсуждения можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе. Для этого учитель просит учащихся в течение десяти минут писать, не останавливаясь, на конкретную тему, совпадающую с темой предыдущего обсуждения или проработанного текста. Некоторые преподаватели утверждают, что процесс свободного письма как таковой может открыть творческие глубины, которые при заранее спланированном и продуманном письме остаются за­крытыми. Итак, учащиеся пишут свободное эссе непрерывно, без остановки. (Если они не могут придумать, что еще написать, пусть пишут фразу: «Я не знаю, что писать дальше...» Главное: писать без остановки, не перечитывая, не исправляя). После свободного эссе многие учителя предлагают учащимся - не каждый раз, время от времени - просмотреть написанное, выде­лить основополагающие идеи, написать новое сочинение, исполь­зуя эти идеи как стержень и отметая все лишнее, что обычно обра­зуется при свободном письме.

              Приём Фишбоун (Рыбий скелет)

              Где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

              Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» – экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» – нужно беречь зону пустынь.

 

              Приём «Концептуальная таблица»

              Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

+

_

Сами устраивают себе жильё

+

_

Выводят потомство и ухаживают за ним

+

_ +

Защищаются от врагов

+

_

 

             

 

              Таблица «Что? (Кто?») Где? Когда? Почему?».

              Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

              Сводная таблица (данные по каждому аспекту)

              Прием «Словарная карта»

              Работа строится следующим образом: в ходе получения любого вида информации обучаемые концентрируют свое внимание на новых понятиях и терминах, являющихся ключевыми в данной теме. Учащимся предлагается вспомнить, что они знали раньше об этом понятии, и расширить свои знания, а также, используя контекст и словари, вывести осознанное и усвоенное значение слова. Словарная карта может содержать следующие элементы: новое слово; место его нахождения; слово употребление, ассоциацию или пример; другую форму слова; синоним; антоним; предложение, найденное в книге; собственное предложение.

         III стадия. Рефлексия. Коммуникационная функция (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

            Синквейн

            Синтез информации и материала в кратких выражениях.

            В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

            Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

            Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

            Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

            Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием РАФТ

Социо-игровое задание: Р (оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени, выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: “Праздник последнего звонка в моей школе”. Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например, Роль - директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д. Аудитория - подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п.

Например - послание от лица другого человека кому-либо аудитория.

Эссе – краткое сочинение от себя. 0,5-1 страницы. 

Прием «Письмо по кругу»

Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием «Закончи предложение»

Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

           Прием «Интервью»

           Прием «Общее - уникальное»

               Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. Работа с этим приемом на стадии рефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой.

               http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/102/101289/101289_html_4890e338.gif

 

 

Перекрестная дискуссия

        

         Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

 

за

против



               Двухрядный круглый стол

               В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Письмо к учителю 

         Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

 

Памятка написания письма.

1. Я прочитал (а) рассказ…

2. Больше всего запомнилось…

3. Понравилось…

4. Не понравилось…

5. Мое эмоциональное состояние…

6. Этот рассказ учит меня…

Предполагаемые результаты:

В процессе применения технологии развития критического мышления у обучающихся начальных классов формируются общеучебные умения, а именно: 

- умение работать в группе,
- умение графически оформлять текстовой материал,
- умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости,
- умение обобщать полученные знания. 

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе позволило повысить уровень познавательной активности младших школьников, которая способствует формированию социальной успешности.

 

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку);  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

            Набросок   урока (по стадиям урока в технологии развития критического мышления)    в пятом классе по теме «Треугольник».

Стадии урока

Слайд

Действия учителя

Действия ученика

Вызов

№ 20

В центре доски записываю ключевое слово – треугольник, от него рисую стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.

Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом треугольник.

Осмысление

№ 21

 

№ 22

1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий,  которые записаны на сторонах кубика.  В  процессе корректирую работу учеников.

2 часть: заполняем  сводную таблицу (можно одну общую на доске либо распечатать каждому  ученику заготовку).

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника, либо дополнительный материал.

2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы.

Рефлексия

№ 23

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу. 
Составляем синквэйм:

·         Назовите тему урока одним словом

·         Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют треугольник.

·         Назовите 3 действия, которые можно выполнять с треугольником.

·         Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

·         Как иначе можно назвать треугольник?

Проговаривают усвоенные знания.
Отвечают  на вопросы:

·         Треугольник.

·         Равносторонний, прямоугольный

·         Обозначать, чертить, измерять

·         Бывает, что треугольник не существует.

·         Фигура с тремя … .

 


 

Приёмы критического мышления

Приёмы критического мышления

Этот прием может быть началом урока

Этот прием может быть началом урока

Приём «Толстые» и «Тонкие» вопросы

Приём «Толстые» и «Тонкие» вопросы

Таблица-синтез"

Таблица-синтез"

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"

Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова

Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова

Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере

Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере

Двухчастный дневник».

Двухчастный дневник».

Техника проведения дискуссии

Техника проведения дискуссии

Оставьте за мной последнее слово» - еще один прием для стимулирования размышления после чтения

Оставьте за мной последнее слово» - еще один прием для стимулирования размышления после чтения

Где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос

Где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Начинать надо, конечно, с темы

Начинать надо, конечно, с темы

Перекрестная дискуссия

Перекрестная дискуссия

Письмо к учителю

Письмо к учителю

Верные-неверные суждения; корзина идей и т

Верные-неверные суждения; корзина идей и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017