Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.
Оценка 4.8

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
1 кл
18.05.2019
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации. Задачи: научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.
Семинар городского МО учителей начальных классов.docx
Семинар ГМО учителей начальных классов. 17 октября 2018 г Зелинская Марина Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №10»  г.Гай Тема: Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). Проблема   обучения  чтению  становится  наиболее   актуальной   в  свете  модернизации  общего образования, так как проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Залог успеха ученика ­ в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном   обществе   носит   «метапредметный»   характер   и   умения   чтения   относятся   к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию   и   развитию   умений   смыслового   чтения.   В   21   веке   проблема   чтения   привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.  Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Что же такое «смысловое чтение»? Смысл – это с­мысль, т. е. «с мыслью».  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание  информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех  деталей и практического осмысления извлеченной информации. Задачи: научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную  информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Какому чтению мы учим? Во­первых,   в   начальной   школе   нужно   учить   медленному   чтению   художественного   текста,   т. е. ребенок   должен   продумывать   в   ходе   чтения   смысл   каждого   слова,   уметь   задавать   вопросы   и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Во­вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В­третьих, необходимо уделять достаточное внимание и чтению про себя. Виды стратегий смыслового чтения: Направленное чтение.   Цель:   сформировать   умение   целенаправленно   читать   учебный   текст.   Задавать   проблемные вопросы, вести обсуждения в группе. Чтение в парах – обобщение в парах.  Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Читаем и спрашиваем.   Цель:   сформировать   умение   самостоятельно   работать   с   печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Этапов работы с текстом три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Этапы работы с текстом. 1     этап  :     Работа     с     текстом     до      чтения    .       Цель     – развитие  антиципации,  т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание  текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов: 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Предтекстовые приемы, которые использую перед прочтением текста: 1. Оценка текста. (Просмотровое или ознакомительное чтение) В   начале   урока   ученикам   предлагаю   не   читать   текст,   а   оценить   содержание   изучаемого материала:   ­ Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?  ­ Как по­вашему, почему они выделены?  ­ Какое имя чаще всего встречается в данном тексте?  ­ Какой абзац текста самый большой? Как по­вашему, почему?  ­ В каком абзаце вы найдёте ответ на вопрос…?    2. Отсроченная отгадка. Прием   «Отсроченная   отгадка»   ­   выборочное   чтение   с   целью   найти   ответы   на   вопросы, поставленные учителем. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником   на   уроке,   если   необходимо   не   просто   читать,   а   искать   разгадку,   ответ   на сформулированную педагогом учебную задачу.  Тема урока:  Я и мои друзья. Обязан ли человек дружить со своими соседями или одноклассниками? Должен ли человек быть похожим на своего друга? 3. Мозговой штурм. ­ Какие ассоциации возникают у вас по поводу темы? Все ассоциации записываются. Идет актуализация знаний. 4. Глоссарий. ­  Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. 5. Обращение к жизненному опыту. 6.  Антиципация  Антиципация   ­   предвосхищение,   предугадывание   предстоящего   чтения.   Виды   антиципаций, применяемые в начальной школе: по обложке; по автору; по иллюстрации; по заголовку. Приведу пример. При  ознакомлении с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом.  На доске записаны фамилии авторов произведений для детей: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер.  ­ Произведение, с которым мы познакомимся на уроке, принадлежит писателю, фамилия которого состоит из двух слогов. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во­первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во­вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех. ­ Название произведения Льва Николаевича Толстого вы определите, если мысленно исключите повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ  («Прыжок»).  Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся к работе происходит следующим образом.  ­ С помощью записанных на доске опорных фраз определите цели урока:  1) расширить знания о … и … … … …;  2) познакомиться с … … «…»;  3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … .  Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники сформулировали цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы». Антиципация   принуждает   соотносить   части   текста   по   содержанию,   привлекать   собственные знания для правильного понимания связей и отношений, является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам ­ фразу, по начальным фразам ­ содержание текста. Это существенно ускоряет   темп   чтения.   В итоге —   высокая   интеллектуальная   активность;   текст   осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось. Пример: ­А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны  дополнить девиз нашего  урока: Тексты будем мы …….., Информацию  из  текста … Точку  зрения… На вопросы ……………,  И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (Слова­подсказки:  читать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать).  7. Верите ли вы? Проводится   с   целью   вызвать   интерес   к   изучению   темы   и   создать   положительную   мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Дети соглашаются или нет с утверждением. 8. «Дерево предсказаний». Этот приём был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. Алгоритм работы с приемом «дерево предсказаний»: I. II. III. Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева – это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно, …»,   «Вероятно, …». Количество ветвей не ограничено.  Листья   дерева –   обоснование,   аргументы,   которые   доказывают   правоту   высказанного предположения (указанного на ветви). Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились. 2     этап  :     Работа     с     текстом       во      время     чтения    .       Цель     – достижение понимания текста на уровне содержания. В своей работе использую такую последовательность действий: 1. 2. 3. 4. 5. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. Чтение   вслух   по   предложениям   или   небольшим   абзацам   (2–3   предложения)   с комментариями.   По   ходу   чтения   учитель   задает   уточняющие   вопросы   на   понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.  Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Задается   уточняющий   вопрос   на   понимание   содержания   главы   (фрагмента)   в   целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем   не   совпали   первоначальные   предположения   о   теме   и   содержании   текста,   развитии событий, о героях? Приемы, используемые мною при работе с текстом: 1. Ключевые слова. . ­ Какие новые слова вы узнали, работая с данным текстом?  Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова, понятия, либо оформить их на отдельном листе. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. И  предлагаю  работу со справочным материалом дома. Приём «Слова­ключики» ­   В   тексте   стихотворения   Г.Сапгир   спрятал   важную   информацию.   Отыскать   её   помогут   «слова­ключики». Назовите их. ФУТБОЛ Сказала тетя:  ­ Фи, футбол!  Сказала мама:  ­ Фу, футбол!  Сестра сказала:  ­ Ну, футбол…  А я ответил:  ­ Во, футбол!    «Слова­ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во.  С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – «фи», пренебрежение – «фу», разочарование – «ну»,   у мальчика – восторг – «во», т.к. футбол – это мужской вид спорта. 2. Прием драматизации  (театрализация, инсценировка) 3. Фишбоун. Фишбоун – «рыбья кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на  ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или,  если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.  Правила составления «рыбьего скелета» «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Существуют два типа расположения: горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на  уроках в младших классах; вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит  для старшеклассников). «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации: головы, в которой обозначается вопрос или проблема; косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления,  проблемы; косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу. Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к  голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко,  точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного  пункта, которые будут чётко отражать суть явления. Например: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»                                                                                       Хорошо повстречать                                         золотую рыбку?                                                                                    вещи для жизни корыто, изба Столбовая дворянка                                        благоприятные условия для жизни Владычица морская                                        лишение ранее полученных благ                                                      Жадность – всякому горю начало 4.Моделирование обложки. Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев,   а   также   составление   схем,   планов   и   моделей   обложек   книг.   Модель   учащиеся   могут нарисовать,   вырезать   из   бумаги,   т.е.   слушание   и   говорение   сочетаются   с   практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя,   также   даёт   возможность   включить   каждого   ребёнка   в   активный   процесс   и   в формирование   специальных   читательских   умений   (умение   ориентироваться   в   книгах,   понимать особенности литературного произведения).       В первом классе   составляются модели обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.      Начитанность   предполагает   знание   детьми   названий   произведений   и   фамилий   их   авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70% выпускников начальных классов не владеют ими. Моделирование ­ реальный путь решения этой проблемы.  Работа по моделированию обложки организуется следующим образом:  У каждого ребёнка на столе находится половина альбомного листа, набор геометрических фигур разного цвета, карандаши. Дети кладут лист  вертикально и слушают произведение, которое читает учитель. По прочтении произведения ученикам даются следующие задания: 1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора 2) дополни модель обозначением жанра произведения, выбери тему произведения 3) переверни лист и обозначь главных героев, укажи их взаимодействие, дай им характеристику. Виды работы по моделированию обложки: ­ Работать можно в паре, в группах. ­ Самостоятельное оформление модели обложки и сверка её с эталоном. ­ Подбор произведений к заданной модели обложки. ­ Подбор модели обложки к прочитанному произведению. ­ «Найди и исправь ошибки» в заданной модели обложки. При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие. 5.Составление плана. 6.Кластер. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются   идеи   (слова,   рисунки),   с   ним   связанные.   Предлагаю   ребятам   прочитать   изучаемый материал   и   вокруг   основного   слова   (тема   урока)   выписать   ключевые,   по   их   мнению   понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. 3. Диалог с автором. Это   естественная   беседа   с   автором   через   текст.   Чтобы   диалог   был   содержательным   и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем   содержании   текста,   проверять,   совпадают   ли   они   с   замыслом   автора   включать воображение. Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..",   "Что   сейчас   случится?..",   "Почему   именно   так?..",   "Для   чего?..",   "Кто   такой?..". Возникающие   вопросы   предполагают   появление   ответов­предположений   и   самопроверку   по   ходу дальнейшего чтения.   8. «Пометки на полях или инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования  более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. К формам такой  разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д. ? не понимаю ! это интересно + надо запомнить 9. Чтение в парах – обобщение в парах. Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1.  Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2. Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает          и         обобщает   содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. 3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению. 10.Дневник двойных записей. Цель: сформировать умение задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о     каких­то       фактах,       вызвали         какие­ либо ассоциации; в правой – написать лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. 11.«Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. 1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».    2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают  текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. 12.«Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель   предлагает   работать   с   текстом   в   следующем   ключе:   "Мы   будем   читать   текст   с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут  быть  направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка". 3     этап  :     Работа     с     текстом     после       чтения    . Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»): 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. 3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента? Учитель еще раз обращает внимание детей   на   иллюстрацию.   Дети   размышляют,   к   какой   части   текста   нарисована   иллюстрация,   какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма). 4. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме   того,   грамотно   построенный   рассказ   о   писателе   углубит   понимание   прочитанного произведения.   Для   учащихся   3–4   классов   рассказ   учителя   о   писателе   можно   чередовать   с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. 5. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Послетекстовые приемы работы: 1.  Толстые и тонкие вопросы.  Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для  организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:   умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых»  вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя  таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Например. По теме урока "Хаврошечка " можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.       Тонкий вопрос. Кто помогал девочке­сиротке? Толстый вопрос. Какие чудеса произошли в сказке? Найди и прочитай 2. Аннотация. 3.  Составление/ разгадывание кроссворда. 4.  Пересказ 5. Чтение по ролям. 6. «Ромашка вопросов». «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной  известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей  по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.   Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов:  I. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.  II. Уточняющие  вопросы.   Обычно   начинаются   со   слов:   «То   есть   ты   говоришь,  что…?»,   «Если   я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является   предоставление   человеку   возможностей   для   обратной   связи   относительно   того,   что   он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. III. Интерпретационные   (объясняющие)   вопросы.   Обычно   начинаются   со   слова   «Почему?».   В некоторых   ситуациях   (об   этом   говорилось   выше)   они   могут   восприниматься   негативно –   как принуждение   к   оправданию.   В   других   случаях   они   направлены   на   установление   причинно­ следственных связей, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. IV. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза,   мы   называем   его   творческим.   «Что   изменилось   бы…?»,   «Как   вы   думаете,   как   будет развиваться сюжет…?» V. Оценочные   вопросы.   Эти   вопросы   направлены   на   выяснение   критериев   оценки   тех   или   иных событий, явлений, фактов. «Почему … хорошо, а … плохо?», «Чем … отличается от другого?» и т. д. VI. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой,   мы   называем   его   практическим.   «Где   вы   в   обычной   жизни   можете…?»,   «Как   бы   вы поступили на месте героя рассказа?»  Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).  Пример «Ромашки» составленной по произведению Н.Носова «Огурцы» 4. «Синквейн». Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,   главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна. 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов  (описание). 5. Существительное (перефразировка темы). Смысловое   чтение   как   общеучебное   метапредметное   умение   формируется   сначала   на   уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать   их   в   рамки   уже   знакомых   традиционных   форм   урока.  Таким   образом,     продуманная   и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную   и   полезную,   а   также   приобретать   социально   –   нравственный   опыт   и   заставляет   думать, познавая окружающий мир. Список литературы 1. 1. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова //  Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 67–72. 2. 2. Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный  журнал экспериментального образования. – 2013. – №7. – С. 24–26. 3. 3. Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/6027_derevo_predskazaniy (дата  обращения: 31.03.2017).  4. 4. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Наука становления личности средствами чтения – общения:  Слов.­справочник. – М.: Школа России, 2011. – 103 с. 5. 5. Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.selezneva­lichnost.ru/index.php/strategii­chteniya/677­romashka­bluma­ili­ romashka­voprosov (дата обращения: 31.03.2017).  6. 6. Лисицына О.В. Работа с текстом на уроке чтения [Электронн Виды работ с текстом в начальной школе:     Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный,  модельный, схематический, из повествовательных предложений). Чтение по готовому плану. Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный,  творческий. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.   Восстановление деформированного текста.  Инсценирование текста или отрывка.  Выборочное чтение (с определенным заданием).     Чтение в лицах. «Жужжащее чтение». Чтение цепочкой по предложению. Чтение абзацами.  Чтение с пометками.  Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")  Чтение по группам.  Поисковое чтение.  Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)  "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)  Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.  Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.  Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.  Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.  Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.  Нахождение самого длинного слова в тексте.  Нахождение двух­, трёх­, четырёхсложных слов.   Кроссворд (игровая форма) погружения в текст Чтение с пометками непонятных слов.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2019