Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия.
Признаки нейропсихологических проблем
Примеры упражнений и игр для развития мозга
Дыхательная разминка
Дыхание — самый простой, самый привычный процесс, которым легко
руководить. Существует множество дыхательных упражнений (их можно без
труда найти в интернете), через которые дети учатся концентрироваться
и управлять своими органами.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение.
Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед контрольной уделить
пару минут такой разминке, то ученики справляются с работой гораздо лучше.
«Пальчиковые» упражнения
Моторика — наше все (особенно, если речь идет о письме). Неспроста
задания на моторику активно используются в диагностике
нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных
комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.
Проговаривание слов
Проговаривание орфограмм, увы, сегодня не в моде. Более того —
учитель может и отругать ученика: «Что ты шепчешь на диктанте?».
Но речеголосовой аппарат имеет мышечную память, что можно успешно
использовать при развитии грамотности. Кроме того, проговаривание развивает
внимание.
Игра с мячом
Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч
учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным
действием развивается координация.
Игра с хлопками
Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз
в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами.
Если три раза — крикнуть «Ура». Такое задание помогает сохранять внимание
учеников на протяжении всего урока.
Игра «Солнечная система»
Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая
рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз
повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети
закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами
на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите
безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой
руки на Меркурий». Аналогично можно распределять в пространстве любые
понятия и образы, связанные с темой урока.
Упражнение «Задай вопрос»
Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам:
«Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно
было ответить «Да», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы
ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).
Игра «Услышь слово»
Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей
несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить
их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее
ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором
проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как
можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием,
каждый ряд говорит свое слово отдельно.
Упражнение «4 за 4»
Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение
из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке
2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое
задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает
вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает,
и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.
Упражнение «Метод замещающего онтогенеза»
Во время выполнения этого физического упражнения ребенок условно повторяет
весь путь от рождения до года. Движения:
1. рождение, прохождение через родовые пути,
2. лежит на спине, зрительно осваивает пространство,
3. поворачивается с боку на бок, на живот,
4. ползает по-пластунски,
5. поднимает руки, упирается,
6. поднимает голову, охватывает пространство вертикально,
7. садится,
8. ползает на четвереньках,
9. встает, сначала с помощью рук, потом без,
10. ходит, сначала с помощью, потом без.
Педагогическая игра «Раньше и сейчас»
Цель
–
помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.
Правила: Ребятам раздаются таблички (скачать можно в приложении),
которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица.
После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть,
что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек
постоянно меняется в лучшую сторону.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.