Здесь узнаете, что нужно знать при подготовке к проблемно-диалогическому уроку по любому предмету. В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Проблемно-диалогическая технология. Цель- обучить самостоятельному решению проблем. Приводятся примеры проблемных ситуаций. учитель подводит учеников к мысли.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Что нужно знать 
при подготовке  
проблемнодиалогического 
урока по любому предмету  
1
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!    
А учит ли этому школа? 
    Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию 
затруднения. Мы формулируем 
цель: «Чего мы хотим 
добиться?».
2. Мы обдумываем варианты 
решения, определяем, хватит ли 
знаний и умений. 
3. Мы пытаемся решить проблему 
(при необходимости добывая 
новые знания).
4. Получив результат,  мы 
сравниваем его с целью. Делаем 
вывод – добились своего или 
нет. 
   Структура 
традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з 
учеников.
2. Учитель объявляет 
новую тему.
3. Учитель объясняет 
новую тему.
4. Учитель организует 
закрепление знаний 
учениками.
2
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Проблемнодиалогическая технология (с 1999 г.)
Цель – обучить самостоятельному решению проблем.
Средство – открытие знаний вместе с детьми.
   Традиционный урок
1. Проверка д/з 
учеников учителем.
2. Объявление темы 
учителем.
3. Объяснение темы 
учителем.
4. Закрепление знаний 
учениками.
    Проблемно
диалогический урок
1. Создание проблемной 
ситуации учителем и 
формулирование  
проблемы учениками.
2. Актуализация учениками 
своих знаний.
3. Поиск решения проблемы 
учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний 
учениками.
3
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Немного теории   
Из каких этапов состоит проблемно
диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации 
учителем и формулирование 
учебной проблемы учениками.
3) Актуализация 
имеющихся 
знаний.
2) Выдвижение 
версий.
4) Составление 
плана решения 
проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового 
знания.
6) Выражение решения проблемы и применение 
нового знания на практике.
4
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Немного теории: проблемная ситуация 
Приемы создания проблемной ситуации 
Предъявить ученикам два 
противоречащих друг 
друга факта, мнения, две 
теории и т.д.! 
(Приемы 1– 3 по Мельниковой)
Дать задание, 
порождающее 
затруднение (несходное с 
предыдущим, на новый 
материал и др.) 
(Приемы 4 – 6 по Мельниковой)
понятия
закономерности
  чаще История, Биология, География
правила, алгоритмы
чаще Русский язык. Математика
 Типы нового знания, которые дети могут открыть сами 
5
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пример проблемной ситуации через 
противоречие двух мнений 
3 класс, Окружающий мир – обществознание 
Учитель подводит 
учеников к мысли: 
Путешествовать в 
прошлое нельзя – 
это сказка!  
 Учитель подводит 
учеников к 
противоположной 
мысли: 
Путешествовать в 
прошлое можно! 
 Сравните два утверждения – в чем противоречие? 
 Какой возникает вопрос? 
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое?
РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.
6
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пример проблемной ситуации 
(задание с затруднением) 
Учебник «Математика», 4 класс
 Задание на 
сложение дробей 
(не изучали) 
2/4 + 1/4 = ?
 Разные результаты 
(не знают правила): 
Ответы:
3/4 или 3/8 ?  
  Чтото не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание 
затруднения).
 Какая у нас сегодня цель урока? 
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.
7
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пример проблемной ситуации 
(задание с затруднением) 
Учебник «Русский язык», 4 класс
Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать 
предложение, которое он читает вслух. На доске появляется несколько 
вариантов записи: 
Мама спросила 
 Мама спросила 
Петю, как у тебя 
дела в школе?
Петю как у тебя 
дела в школе.
  Посмотрите на записи и сравните со своими. Вас чтото 
удивляет? (осознание затруднения) 
 Какие вопросы у вас возникают? 
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как называются такие предложения и 
как они оформляются на письме?
РЕШЕНИЕ: Это предложения с прямой речью, на письме они 
8
оформляются так…
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Немного теории: виды диалогов
 Побуждающий диалог
Вопросы учителя, 
побуждающие детей 
высказывать различные 
версии решения проблемы
+ Развивает творческое 
мышление
+ Максимально близок к 
жизненным ситуациям
 Ученики могут увести в 
сторону от темы
 Невозможно рассчитать 
время на уроке
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, 
последовательно приводящих к 
правильному ответу, 
запланированному учителем
+ Развивает логическое 
мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату 
коротким путем
 В меньшей степени развивает 
творчество и инициативу
9