Здесь узнаете, что нужно знать при подготовке к проблемно-диалогическому уроку по любому предмету. В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Проблемно-диалогическая технология. Цель- обучить самостоятельному решению проблем. Приводятся примеры проблемных ситуаций. учитель подводит учеников к мысли.
6 подготовка ПД урока.ppt
Проблебно-диалогический урок.
Что нужно знать
при подготовке
проблемнодиалогического
урока по любому предмету
1
Проблебно-диалогический урок.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию
затруднения. Мы формулируем
цель: «Чего мы хотим
добиться?».
2. Мы обдумываем варианты
решения, определяем, хватит ли
знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему
(при необходимости добывая
новые знания).
4. Получив результат, мы
сравниваем его с целью. Делаем
вывод – добились своего или
нет.
Структура
традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з
учеников.
2. Учитель объявляет
новую тему.
3. Учитель объясняет
новую тему.
4. Учитель организует
закрепление знаний
учениками.
2
Проблебно-диалогический урок.
Проблемнодиалогическая технология (с 1999 г.)
Цель – обучить самостоятельному решению проблем.
Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Традиционный урок
1. Проверка д/з
учеников учителем.
2. Объявление темы
учителем.
3. Объяснение темы
учителем.
4. Закрепление знаний
учениками.
Проблемно
диалогический урок
1. Создание проблемной
ситуации учителем и
формулирование
проблемы учениками.
2. Актуализация учениками
своих знаний.
3. Поиск решения проблемы
учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний
учениками.
3
Проблебно-диалогический урок.
Немного теории
Из каких этапов состоит проблемно
диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации
учителем и формулирование
учебной проблемы учениками.
3) Актуализация
имеющихся
знаний.
2) Выдвижение
версий.
4) Составление
плана решения
проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового
знания.
6) Выражение решения проблемы и применение
нового знания на практике.
4
Проблебно-диалогический урок.
Немного теории: проблемная ситуация
Приемы создания проблемной ситуации
Предъявить ученикам два
противоречащих друг
друга факта, мнения, две
теории и т.д.!
(Приемы 1– 3 по Мельниковой)
Дать задание,
порождающее
затруднение (несходное с
предыдущим, на новый
материал и др.)
(Приемы 4 – 6 по Мельниковой)
понятия
закономерности
чаще История, Биология, География
правила, алгоритмы
чаще Русский язык. Математика
Типы нового знания, которые дети могут открыть сами
5
Проблебно-диалогический урок.
Пример проблемной ситуации через
противоречие двух мнений
3 класс, Окружающий мир – обществознание
Учитель подводит
учеников к мысли:
Путешествовать в
прошлое нельзя –
это сказка!
Учитель подводит
учеников к
противоположной
мысли:
Путешествовать в
прошлое можно!
Сравните два утверждения – в чем противоречие?
Какой возникает вопрос?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое?
РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.
6
Проблебно-диалогический урок.
Пример проблемной ситуации
(задание с затруднением)
Учебник «Математика», 4 класс
Задание на
сложение дробей
(не изучали)
2/4 + 1/4 = ?
Разные результаты
(не знают правила):
Ответы:
3/4 или 3/8 ?
Чтото не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание
затруднения).
Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.
7
Проблебно-диалогический урок.
Пример проблемной ситуации
(задание с затруднением)
Учебник «Русский язык», 4 класс
Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать
предложение, которое он читает вслух. На доске появляется несколько
вариантов записи:
Мама спросила
Мама спросила
Петю, как у тебя
дела в школе?
Петю как у тебя
дела в школе.
Посмотрите на записи и сравните со своими. Вас чтото
удивляет? (осознание затруднения)
Какие вопросы у вас возникают?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как называются такие предложения и
как они оформляются на письме?
РЕШЕНИЕ: Это предложения с прямой речью, на письме они
8
оформляются так…
Проблебно-диалогический урок.
Немного теории: виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя,
побуждающие детей
высказывать различные
версии решения проблемы
+ Развивает творческое
мышление
+ Максимально близок к
жизненным ситуациям
Ученики могут увести в
сторону от темы
Невозможно рассчитать
время на уроке
Подводящий диалог
Цепочка вопросов,
последовательно приводящих к
правильному ответу,
запланированному учителем
+ Развивает логическое
мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату
коротким путем
В меньшей степени развивает
творчество и инициативу
9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.