ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕНННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ
Мирошникова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Любимова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 130 Ворошиловского района Волгограда»
г. Волгоград
Общие свойства юношеской психологии…по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших – племя младое, незнакомое. Между тем (в науке)… достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, а не к позавчерашнему, очень мало.
И.С.Кон
Развитие российского образования происходит с учетом изменений во взглядах на перспективные цели образования. Считается, что оно должно быть направлено на создание условий для успешной адаптации обучающихся к изменяющимся социально-экономическим условиям. В результате анализа ситуации на рынке труда и требований к работникам в образовании родилась идея компетентностного подхода, полагающего, что школа должна помочь выпускнику найти свое место в мире профессий, нужных обществу. А значит, предъявляются новые требования к основным образовательным программам и программам внеурочной деятельности. Выпускник школы зачастую не переходит на новый уровень образования, а выходит на рынок труда со своим «товаром» – знаниями и представлениями о той или иной профессии. Обычно этих знаний оказывается катастрофически мало, поэтому очень важно, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя. В связи с этим происходят изменения в содержании, формах и методах организации образовательного процесса. В этом году всем обучающимся общеобразовательной школы старше двенадцати лет (с 6 по 11 класс) предложен новый профориентационный курс «Россия – мои горизонты». Планируется, что в результате изучения курса выпускникам школы будет проще ориентироваться в постоянно меняющемся мире профессий, то есть ребята получат ряд профессиональных компетенций, которые позволят вчерашним школьникам найти подходящее рабочее место.
Компетентность – это интеграция опыта, практических, теоретических знаний и умений и личностных качеств. Быть компетентным – значит быть способным в случае необходимости мобилизовать полученные знания и опыт. Таким образом, профессиональная компетентность проявляется в определенной конкретной ситуации. В.В. Сериков отмечает, что сегодня «востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом». Если бы понятия «компетентность» и «квалификация» являлись синонимами, то не было бы множества рекрутинговых агентств, ищущих у соискателей не только наличия нужного диплома, но и наличия определенных способностей и талантов, того, что соотносится с понятием «социально-личностная компетентность». Современные ученые расходятся в понимании сути социальной компетентности. Вот наиболее распространенные представления:
· её ядром являются знания, умения и навыки о социальных сторонах жизни;
· высокий уровень выполнения профессиональной деятельности и хорошие знания;
· знакомство с моделями поведения и общения, система знаний из области истории и культуры человеческого общения, способность к адаптации в меняющихся условиях существования.
Проблема формирования социально-личностной компетентности не является новой в отечественной психолого-педагогической науке, хотя стала изучаться относительно недавно. Не является она и уникальной российской, к примеру, Совет Европы выделил 5 групп компетенций современного работника. Среди них есть способности, относящиеся к личности и к личностному росту: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать цели и мотивы партнеров по общению; способность отстаивать свою точку зрения; способность к сотрудничеству и пр. Исходя из этого, социальную компетентность можно определить как активную, инициативную позицию человека в жизни, его участие в происходящем вокруг, умение принимать ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение находить знания о мире и себе, заботиться о людях, выстраивать свои отношения с обществом. Если человек обладает всеми этими характеристиками, то о нем говорят как о всесторонне развитом. Для преподавателя ближе определение социально-личностной компетентности, данное Н.И.Белоцерковец – это определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению социальной роли. К сожалению, в российской действительности так часто меняются ориентиры, что очень сложно донести до сознания обучающихся модель специалиста как всесторонне развитого человека, а не узкого профессионала.
Социально личностная компетентность неотделима от социализации личности. Термин «социализация» трактуется практически однозначно, принято считать, что это «совокупность процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему полноправно функционировать в качестве полноправного члена общества»[4]. Человек может знать все тонкости свой профессии, но не уметь понимать и принимать другого. Довольно часто педагоги говорят, что их обязанность – передать имеющиеся у них знания в максимальном объеме, при этом совершенно неважно, насколько актуальны и интересны ученикам эти сведения. Такая позиция не нова, и здесь можно вспомнить слова, вложенные в уста Фамусова, считающего, что свою жизнь надо строить сообразно с опытом старших поколений:
«Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя».
Если бы целью образования было формирование обучающихся как кальки своих преподавателей, то эти слова являлись бы призывом к действию, но тогда говорить о развитии было бы невозможно, а каждое новое поколение повторяло бы прежние. Оценивание и успешность педагогической работы сводились бы к определению степени передачи ученикам накопленных знаний, ценностей. Современный педагог не должен следовать этим взглядам хотя бы потому, что в рыночной системе быстро меняются жизненные реалии, сменяются технологии, а значит и обесцениваются прежние знания работников. Для успешности в работе в современной экономической ситуации не всегда можно воспользоваться имеющимися знаниями, сегодня нужно обладать умением действовать в нетипичной, нестандартной ситуации, а значит, успехи преподавателя оценивать нужно по тому, сумели ли его ученики самостоятельно принять решение в такой ситуации, которой не могло быть в жизни педагога.
Ориентация образования на рынок труда – это достижение современной педагогики, хотя и не новое: в СССР существовала развитая сеть учебно-производственных комплексов, дающих старшеклассникам азы некоторых профессий. Однако «поворот» школы лицом к рынку труда может принести некоторые риски. Например, воспитание может быть подменено социальной адаптацией, коммуникативными тренингами и технологиями общения. В.А.Сухомлинский считал, что стержнем образовательного процесса, на который «нанизываются научные знания, должны стать духовные, нравственные и моральные ценности», И.А.Ильин высказывался резче: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов…»
Воспитание и образование должны реализовываться всеми средствами, имеющимися в распоряжении педагога, включая его собственную личность, собственный нравственный опыт. «Отступление» от материала урока в сферу личностных ценностей, переживаний не есть именно отступление, а скорее, придание учебному процессу подлинной диалектичности», считает В.В.Сериков. Такой подход вполне вписывается в определение понятия «компетентность», данное Г.К.Селевко: «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности».
Общеизвестно, что опыт невозможно привить искусственно, он приобретает личностную окраску. Нельзя воспитать человека без его личного участия в этом процессе, без его доброй воли и сотрудничества. Обширность социальных отношений и связей в современном мире, которые должны быть освоены личностью в период взросления, требуют, чтобы процесс формирования социально-личностной компетентности учитывал возрастные особенности и специфику условий современной жизни. Для возрастного периода развития обучающихся средней и старшей школы характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни. Вместе с этим происходит формирование профессиональных интересов и элементарных профессиональных компетенций. Программа «Россия – мои горизонты» - хороший помощник, однако ее содержание не в полной мере соответствует запросам учеников и их родителей. Не находя в материалах ответов на волнующие вопросы, ребята становятся равнодушными к сути того, что изучают. Только установление личностного контакта может помочь успешному присвоению знаний и формированию компетенций. Л.С.Выготский писал: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувства ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».
Социальная компетентность личности нередко связывается с категорией «социальное наследование», с присвоением учащимися нового опыта и формированием их представлений о будущем. Системы человеческих взаимоотношений возникают у людей не сами по себе, поэтому необходимо специально обучать умениям анализировать человеческие отношения и овладению формами и способами взаимодействий между людьми.
Формирование любых профессиональных компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством. Развитие социально-личностных компетенций учеников будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий:
1. применение развивающих технологий и методов обучения, ориентированных на профессиональное развитие личности;
2. применение коллективных форм обучения, увеличивающих количество социальных и личностных связей между школьниками, развивающих навыки работы в команде.
3. проведение тренинговых занятий по самоэффективности, самопрезентации, и трудоустройству, позволяющих закрепить психологические знания, навыки общения и повышающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Современная действительность такова, что даже выпускнику школы можно найти не одно рабочее место, однако поиск затрудняется тем, что требования работодателей не абсолютно точно соотносятся с понятием «умение что-то делать руками»: от будущего работника ждут умения работать в коллективе, организаторских способностей, стрессоустойчивости, умения грамотно разрешать конфликтные ситуации, толерантности, уверенности в себе. Идея компетентности как раз и декларирует не оторванность знаний от запросов времени, не ограничение процесса образования приобретением только нужных профессиональных знаний, умений и навыков, а отражение переживаний и событий жизни человека. Таким образом, школьное образование может и должно создавать условия для обретения человеком смысла жизни, не ограниченного рамками общенаучных знаний.
Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов:
· содержание социально-личностной компетентности зависит от возраста;
· социально-личностная компетентность является универсальной и независимой от выбора будущей профессиональной сферы;
· понятие «социально-личностная компетентность» не может отождествляться с суммой знаний о профессиях;
· проявляется социально-личностная компетентность как способность решать проблемы, действовать в типичных и нестандартных ситуациях, использовать не только приобретенные знания и умения, но и жизненный опыт, национально-культурные идеалы и духовно-нравственные ценности своего народа;
· чем выше уровень социально-личностной компетенции выпускника школы, тем легче и успешнее проходит процесс перехода от ученичества к профессиональной деятельности.
К сожалению, пока рано говорить о результативности нового профориентационного курса «Россия – мои горизонты», так как его реализация только начата, однако есть надежда на то, что школьники, виртуально попробовавшие себя в разных профессиях, будут ориентироваться в социально-экономических отношениях более уверенно, чем выпускники прошлых лет.
Библиографический список
1. Бороненкова Л.С. Формирование социальной компетентности учащихся/журнал СПО № 2, 2019 г. стр.31-34
2. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности как педагогическая проблема, www.superinf.ru
3. Валиева Г.В. Изучение философских проблем и духовных ценностей современной молодежи/ ж. Специалист № 12, 2011, с. 27-28
4. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1989,255 с., с.19
5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/programma-vnd-28.08.pdf
6. Сериков В.В. «Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999, с.93-95
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.