ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Оценка 4.6

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
социальная работа
8 кл
20.02.2023
ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Зависимость подростков от совеменных гаджетов
ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.docx

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как проблема компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.

В наше время увеличивается количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость.

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

В связи с этим можно поставить следующие задачи:

  1. выявить наличие компьютерной зависимости среди учащихся 7-х классов;
  2. рассмотреть влияние компьютерной зависимости на личность подростка;
  3. разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростка находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по теме исследования.
  2. Проведение анкетирования среди учащихся 7-х классов.
  3. Теоретический анализ исследований, проведенных по данной проблеме.

ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Термин «компьютерная зависимость» определяет пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам факт формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Сейчас в России, по данным исследований, до 80% школьников в возрасте 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью1. И выводы ученых относительно дальнейшего развития зависимости человека от компьютера неутешительны: все большее количество подростков и молодых людей в возрасте до 30 лет проводит в интернете, в социальных сетях и чатах или за компьютерными играми больше 5-7 часов в день, к компьютеру в последнее время все чаще тянется и более возрастное население планеты.

ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

  1. Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр. Выделяют две группы в зависимости от характера той или иной игры:
  • ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности;
  • не ролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от набора очков.
  1. Сетеголизм — зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12–14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах.
  2. Хакерство — вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Если сравнивать компьютерную зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить много общего. Большинство ученых сошлись во мнении, что не компьютер и Интернет делают человека зависимым, а человек находит деятельность, которая и становится объектом зависимости.

Можно выделить несколько основных причин, по которым подросток «уходит» в виртуальный мир:

  • отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его;
  • отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  • неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  • стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
  • низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • подражание, уход из реальности вслед за родными и друзьями.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Можно с легкостью определить, что у человека начинается компьютерная зависимость, зная ее основные признаки:

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Подросток - это развивающая личность. В подростковом возрасте формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения. Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.

Исследование компьютерной зависимости среди учащихся 6-х классов

Нами был проведен эксперимент на базе 8-х классов . В эксперименте приняли участие 56 подростков в возрасте 12-14 лет. Им было предложено сначала ответить на вопросы, ответы на которые помогут установить причину появления компьютерной зависимости

По какой причине вы «уходите» в виртуальный мир?

Количество времени, проводимого за компьютером?

Чем вы занимаетесь за компьютером?

Анализ результатов показал, что основными причинами пребывания за компьютером являются отсутствие друзей, неумение организовать свой досуг и личные неприятности. Большой процент учащихся находится в виртуальном мире более 2 часов в сутки. Очень жалко, что большинство из них это время тратят не на самообразование, а на виртуальное общение и развлечение.

Затем учащиеся прошли тест Кимберли Янг на компьютерную зависимость2.

Кимберли Янг — американский психиатр, мировой эксперт по интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста.

Ответы даются по пятибалльной шкале: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда. При сумме баллов 0-10 – обычный пользователь, 11 - 29 баллов ситуация вполне контролируема, но могут возникнуть проблемы из-за частого пребывания в сети; при сумме 30 - 59 баллов стоит учитывать серьезное влияние компьютера и Интернета на жизнь; при сумме 60 - 80 баллов имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Определение степени компьютерной зависимости

у учащихся 8- классов?

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

  • доминирующий вариант ответов «часто»,
  • хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере;
  • так же опрошенные отметили, что если кто-то им мешает во время сеанса on-line – они раздражаются;
  • практически отсутствуют желающие, которые готовы времяпрепровождение со своими друзьями заменить на общение в Интернете;
  • не нашлось и таких ребят, которые считают, что время проведенное вдали от компьютера потрачено впустую.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной зависимости у подростков-участников исследования, но о том, что есть группа риска подростков, склонных к компьютерной зависимости можно говорить смело (4%), т.е. учащиеся, у которых есть проблемы из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Как правило это подростки, которые не получают должного внимания, любви и заботы от родителей, не имеют возможности в реальной жизни получать что-то интересное – заниматься спортом, общаться, выезжать на природу и пр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости:

  • Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
  • Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
  • Контроль. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером. А главное, что необходимо для искоренения компьютерной зависимости, – близкие и честные отношения между всеми членами семьи. Станьте ребенку другом и помощником: пусть он знает, что всегда может на вас положиться и доверить вам свои проблемы.
  • Обращение к психологам в случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой.

Временные ограничения пребывания за компьютером3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество погружается в компьютерные сети, с каждым днём всё больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры.

Подсевшие на компьютер подростки — это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями. В первую очередь, для самих детей.

Анализ результатов исследования показал, что серьезных проблем, требующих консультации специалиста, у учащихся 8-х классов не выявлено, но риск возникновения компьютерной зависимости достаточно высок. А это значит, что излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения компьютерной зависимости как модели психических расстройств. От того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей.

Все участники исследования были ознакомлены с результатами теста и возможными последствиями компьютерной зависимости, чем привлекли их внимание к данной проблеме.

Совместно с психологом разработали рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости4.

Теоретическая значимость: определяется тем, что рассмотрены виды компьютерной зависимости, ее признаки и последствия, а так же структурированы меры борьбы с компьютерной зависимостью.

Практическая значимость: в результате исследования образовалось 3 информационных продукта: информационный видеоролик, буклет «Рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости» и презентация, которые могут быть полезны в работе школьному психологу, социальному педагогу, а также родителям для профилактики компьютерной зависимости в школьном возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., Торос, 2014 г, с. 107;
  2. Бурова В.А. Кибераддикты среди нас// Газета «Известия» №7, М. Речь, 2014., –с. 20;
  3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернет //Психологический журнал. № 1, Тверь, Ламор, 2014., . С. 90-100.;
  4. Войскунский А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., Смысл, 2012, С 235-250;
  5. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2012, с.82-101.;
  6. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Психологический журнал, М, 2015, № 2, с. 20–31;
  7. Егорова А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2014. -190 с.;
  8. Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. 2014., Саратов, 272-274;
  9. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - 432 с.;
  10. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011;
  11. http://raevsch2.ucoz.ru/test_dlja_opredelenija_stepeni_kompjuternoj_zavisi.pdf
  12. http://www.myshared.ru/slide/262015/
  13. http://festival.1september.ru/articles/620541/

Приложение 1

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (К. ЯНГ И Р. РОДЖЕРС)

  1. Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?
  2. Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?
  3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?
  4. Как часто вы остаетесь в режиме on-line дольше, чем намеревались?
  5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени за компьютером?
  6. Снижается ли ваша успеваемость в учёбе от длительного пребывания за компьютером?
  7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?
  8. Считаете ли вы время, проведённое вдали от компьютера, потраченным впустую?
  9. Отмечаете ли вы в своём поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?
  10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?
  11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернет?
  12. Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?
  13. Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?
  14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?
  15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Интернете)?
  16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку...»?
  17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете (за компьютером)?
  18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания за компьютером (в режиме on-line)?
  19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываетесебе в необходимом отдыхе (ночном сне)?
  20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете?

Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу: 0 баллов – никогда; 1 балл – редко; 2 балла - иногда; 3 балла - часто; 4 балла - всегда.

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости:

  • 10 - 29 баллов. Вы — обычный пользователь,
  • 11 - 29 баллов.Ситуация вполне контролируема, но могут возникнуть проблемы из-за частого пребывания в сети.
  • 30 - 59 баллов. Есть проблема из-за частогоувеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.
  • 60 - 80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Приложение2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

  • никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыхали проведения досуга.
  • используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить.
  • если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
  • всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
  • используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
  • никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
  • прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

1 http://mirvsem.info/articles/18/

http://raevsch2.ucoz.ru/test_dlja_opredelenija_stepeni_kompjuternoj_zavisi.pdf, см. Приложение 1

3 https://infourok.ru/prezentaciya_po_vospitatelnoy_rabote_po_profilaktike_kompyuternoy_zavisimosti_na_temu-181566.htm

 


 

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Ответы даются по пятибалльной шкале: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда

Ответы даются по пятибалльной шкале: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда

Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания , в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т

Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания , в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Снижается ли ваша успеваемость в учёбе от длительного пребывания за компьютером?

Снижается ли ваша успеваемость в учёбе от длительного пребывания за компьютером?

Есть проблема из-за частогоувеличения времени пребывания в сети

Есть проблема из-за частогоувеличения времени пребывания в сети
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023
Посмотрите также: