ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как проблема компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.
В наше время увеличивается количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость.
Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
Гипотеза исследования: уровень тревожности подростка находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.
Методы исследования:
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Термин «компьютерная зависимость» определяет пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам факт формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Сейчас в России, по данным исследований, до 80% школьников в возрасте 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью1. И выводы ученых относительно дальнейшего развития зависимости человека от компьютера неутешительны: все большее количество подростков и молодых людей в возрасте до 30 лет проводит в интернете, в социальных сетях и чатах или за компьютерными играми больше 5-7 часов в день, к компьютеру в последнее время все чаще тянется и более возрастное население планеты.
ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Если сравнивать компьютерную зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить много общего. Большинство ученых сошлись во мнении, что не компьютер и Интернет делают человека зависимым, а человек находит деятельность, которая и становится объектом зависимости.
Можно выделить несколько основных причин, по которым подросток «уходит» в виртуальный мир:
ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Можно с легкостью определить, что у человека начинается компьютерная зависимость, зная ее основные признаки:
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Подросток - это развивающая личность. В подростковом возрасте формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете.
Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения. Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.
Исследование компьютерной зависимости среди учащихся 6-х классов
Нами был проведен эксперимент на базе 8-х классов . В эксперименте приняли участие 56 подростков в возрасте 12-14 лет. Им было предложено сначала ответить на вопросы, ответы на которые помогут установить причину появления компьютерной зависимости
По какой причине вы «уходите» в виртуальный мир?
Количество времени, проводимого за компьютером?
Чем вы занимаетесь за компьютером?
Анализ результатов показал, что основными причинами пребывания за компьютером являются отсутствие друзей, неумение организовать свой досуг и личные неприятности. Большой процент учащихся находится в виртуальном мире более 2 часов в сутки. Очень жалко, что большинство из них это время тратят не на самообразование, а на виртуальное общение и развлечение.
Затем учащиеся прошли тест Кимберли Янг на компьютерную зависимость2.
Кимберли Янг — американский психиатр, мировой эксперт по интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста.
Ответы даются по пятибалльной шкале: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда. При сумме баллов 0-10 – обычный пользователь, 11 - 29 баллов ситуация вполне контролируема, но могут возникнуть проблемы из-за частого пребывания в сети; при сумме 30 - 59 баллов стоит учитывать серьезное влияние компьютера и Интернета на жизнь; при сумме 60 - 80 баллов имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).
Определение степени компьютерной зависимости
у учащихся 8- классов?
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной зависимости у подростков-участников исследования, но о том, что есть группа риска подростков, склонных к компьютерной зависимости можно говорить смело (4%), т.е. учащиеся, у которых есть проблемы из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Как правило это подростки, которые не получают должного внимания, любви и заботы от родителей, не имеют возможности в реальной жизни получать что-то интересное – заниматься спортом, общаться, выезжать на природу и пр.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.
Рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости:
Временные ограничения пребывания за компьютером3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человечество погружается в компьютерные сети, с каждым днём всё больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры.
Подсевшие на компьютер подростки — это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями. В первую очередь, для самих детей.
Анализ результатов исследования показал, что серьезных проблем, требующих консультации специалиста, у учащихся 8-х классов не выявлено, но риск возникновения компьютерной зависимости достаточно высок. А это значит, что излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения компьютерной зависимости как модели психических расстройств. От того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей.
Все участники исследования были ознакомлены с результатами теста и возможными последствиями компьютерной зависимости, чем привлекли их внимание к данной проблеме.
Совместно с психологом разработали рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости4.
Теоретическая значимость: определяется тем, что рассмотрены виды компьютерной зависимости, ее признаки и последствия, а так же структурированы меры борьбы с компьютерной зависимостью.
Практическая значимость: в результате исследования образовалось 3 информационных продукта: информационный видеоролик, буклет «Рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости» и презентация, которые могут быть полезны в работе школьному психологу, социальному педагогу, а также родителям для профилактики компьютерной зависимости в школьном возрасте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (К. ЯНГ И Р. РОДЖЕРС)
Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу: 0 баллов – никогда; 1 балл – редко; 2 балла - иногда; 3 балла - часто; 4 балла - всегда.
Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости:
Приложение2
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
1 http://mirvsem.info/articles/18/
2 http://raevsch2.ucoz.ru/test_dlja_opredelenija_stepeni_kompjuternoj_zavisi.pdf, см. Приложение 1
3 https://infourok.ru/prezentaciya_po_vospitatelnoy_rabote_po_profilaktike_kompyuternoy_zavisimosti_na_temu-181566.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.