Проблема мотивирования учащихся в образовательном процессе.
Ключевые слова: мотив, мотивация, стимулирование, потребность.
Аннотация: в статье рассматривается проблемы мотивирования учащихся в образовательном процессе. Акцентируется внимание на психологические особенности учащихся, а также на дифференциацию в мотивах обучения.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Психологическое изучение мотивации, ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций, потребностей) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Исходя из этого, мы обозначили для себя следующие цели и задачи:
Цель: описание мотивационной проблемы мотивирования учащихся в образовательном процессе.
Задачи:
1. Раскрыть проблему мотивации обучения истории.
2. Обозначить психологические особенности, влияющие на формирование учебной мотивации.
Объект: формирование учебной мотивации.
Предмет: проблематика познавательных мотивов.
В современное время, ситуация с мотивацией к учению у школьников демонстрирует следующее: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками старшего возраста, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны. У большого количества обучающихся отсутствует положительная мотивация к учебной деятельности, а также возникают проблемы с успеваемостью, зачастую это связано не с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью [5].
На первых этапах исследования данной темы, прежде всего необходимо объяснить понятия, которые напрямую связаны с мотивационным модулем преподавания: мотив, мотивация, стимулирование.
Мотив (лат. moveo - двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа [1].
Стимул также очень важен на уроках и занятиях, стимул порождает действия или другими словами, как утверждает Дж. Уотсона и другие бихевиоризты стимул дает толчок к реакции (S) – (R). Так что же такое стимул? Это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредован психикой человека, отвечает его взглядам, чувствам, настроениям и, конечно же, мотивам. Получая из внешней среды стимулирующий импульс (экономический, политический, правовой, социокультурный и т.д.) и пропуская его через свою психику, человек трансформирует этот импульс на себя, соотносит его со своими потребностями, интересами, возможностями, желаниями, ожиданиями и целевыми установками. В результате из множества вариантов появляется решение действовать именно так, а не иначе. Это решение перерастает в действие, которое приводит к определенному результату [1].
Мотивация - побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Такое понятие как мотивация побуждает, вызывает активность организма и определяет ее направленность. Поэтому очень важно заинтересовать ребенка, мотивировать на начальных этапах урока [1].
Рассматривая такую тематику как мотивация на уроках, также следует учитывать возрастные особенности учащегося. Так, например, в младшем школьном возрасте, писал А. Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности, ребенок приобретает новую социальную позицию.
В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивает интерес к работе в школьных детских организациях.
В старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широкой жизненной перспективы.
Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. Вначале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифференцироваться, возникают собственно учебные интересы. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, которым это действие отвечает, на способы, которыми оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности, моментах. А это, по мысли А. Н. Леонтьева, создает некоторые новые трудности: ведь подчинение своих действий мотиву, не имеющему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует волевого характера ученой деятельности. Выполнение же учебной деятельности, движущей внутренними мотивами, учащегося, в меньшей мере требует волевых усилий, так как может сопровождаться и непроизвольным интересом.
Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к созданию условий учебной мотивации каждого ребенка, педагогу очень важно уметь изучать её в разных ситуациях, на протяжении ряда лет. Для проведения индивидуальной работы с учащимися по выработке у него мотивации надо помнить о том, что каждое из побуждений может находиться в разном состоянии, в разной степени зрелости. В учении мотивы могут осязаемыми, каждый из них может быть реально действующим или создавать только потенциальную готовность к действию. Основу целенаправленного процесса учения составляют, конечно, осознаваемые мотивы. Вместе с тем мотивация учения определяется и разного рода не вполне осознаваемыми учеником установками и потребностями. Это объясняется тем, что осознание мотивов возможно при довольно высоком уровне развития личности школьника. Отвечая на простые вопросы взрослого, стремясь осознать свои мотивы, ребенок может, тем не менее назвать не мотив, а мотивировку (в некоторых педагогических ситуациях подлинные мотивы могут по каким-то причинам и преднамеренно маскироваться школьником) [2].
А. Н. Леонтьев выдвигает следующую классификацию мотивов:
1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
· широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.
· учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
· мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
· Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
· Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).
· Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Как правило, реально действующие мотивы вырастают из осознанных побуждений, т.е. действенность мотивов связана с их осознанностью. Вместе с тем действенность мотивов связана с их удовлетворенностью (или неудовлетворенностью) [3].
Опираясь на мотивационные категории, учителю следует «переводить» потенциальные мотивы и мотивацию на жизненные потребности. Другими словами, следует подавать определенную дисциплину как неотъемлемую часть жизни ученика, которая способствует ему в формировании личности и социализации в его окружении, обществе в целом. Необходимо доступно спроецировать учебный предмет по всем разным потребности человека. Так, например, за основу можно взять пирамиду А. Маслоу, где при необходимости объяснить ученикам потребности, на примере, по пунктам его пирамиды. В нее входят следующие положения: физиологическая потребность, потребность в безопасности, социальные потребности, престижные потребности, потребности в самоактуализации.
Если указанный перечень потребностей подразумевал, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимно-исключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно [4].
Подводя итог можно сказать, что в настоящее время, проблема мотивации в современное время является довольно спорной, так как нет четкой формулы для ее решения. Можно сказать, что для реализации успешной мотивации, необходимо опираться на возрастные особенности учащихся. Причинной этому является то, что ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития с возрастом меняется. В угоду естественного взросления, учащиеся приобретают новообразования, которые влияют на учебную мотивацию в целом.
Необходимо разграничивать познавательные и социальные мотивы. Следовательно, делать акцент в пользу познавательного или социального, необходимо с учетом возраста, окружающей социальной группы, а также индивидуальных личностных особенностей ученика. С учетом интересов и возможностей учащихся, стоит преобразовывать мотив в потребность человека, с целью долговременного сохранения интереса и рвения к изучению истории как на уроке, так и за пределом образовательного учреждения. Следует навязать ученику его потенциальную успешность как в социуме, так и в учебном, а затем и карьерном плане. Необходимо отметить, что такие понятия как мотив, стимул, мотивация стоит рассматривать как базовый теоретический и практический комплекс, для плодотворной реализации педагогической деятельности по историческому предмету.
Список литературы:
1. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь : науч. изд. / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. – Москва : Смысл, 2005. – 304 с.
3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – Москва : Издание 2-е, стереотипное : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2006. – 13-20 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999. – 77-101 с.
5. Хлытина, О. М. Мотивационный модуль урока истории: варианты проектирования / О. М. Хлытина // ЮГРА, Сибирь, Россия. – Нижневартовск, 2015. – С. 230-233.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.