Проблема организации контроля в процессе обучения
иностранному языку.
Важным условием, определяющим возможность гармоничного
перехода учащихся с уровня первичного умения на уровень вторичного, а
также обеспечивающим их качество, является контроль.
Анализ современных подходов к определению контроля показал
двуплановость данного определения: 1) это определение уровня владения
языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения; 2) это
неотъемлемая часть урока, во время которой учитель оценивает то, как
учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в
практических целях. Однако, анализ учебников, программ, процесса
организации контроля в школе позволяют сделать вывод о недостаточном
внимании к данной проблеме как одному из актуальных вопросов
современной методики обучения иностранным языкам, тогда как в
соответствии с новой парадигмой образования модернизация контрольно-оценочной системы является приоритетной задачей.
Можно выделить следующие основные недостатки при осуществлении
контроля:
- неправильное или узкое понимание функций контроля
(признание только его оценочной или корректирующей функции, и
невнимание к тому, что контроль может выполнять еще и диагностическую,
обучающую, управляющую, стимулирующую функции);
- нередко контроль превращается в самоцель на уроке, тогда как
он является одним из средств реализации ведущей цели обучения
иностранному языку;
- организация и проведение контроля не осуществляются
систематически, а лишь фрагментарно; отсутствует комплексный подход к
системе его реализации (в основном используется промежуточный или
итоговый контроль грамматических навыков, знаний лексических единиц, и
не оценены роль и значение предварительного и текущего контроля),
- используются однообразные средства и формы контроля;
доминирует субъективизм в выставлении оценок и не разработаны
чёткие, обоснованные критерии оценок.
Все перечисленные недостатки ведут к тому, что снижается мотивация
учащихся к изучению языка, постепенно они теряют уверенность в
собственных силах и не проявляют творческой активности, тем самым
полностью исключается создание ситуаций успеха в изучении иностранного
языка посредством контроля.
Сложившуюся в практике школы ситуацию по вопросам организации,
проведения контроля можно объяснить тем фактом, что долгое время
основным объектом контроля считалось владение учащимися системой
языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к использованию
языка в различных видах речевой деятельности и сферах общения. В
современной методике обучения иностранным языкам в качестве объектов
контроля выступают:
1) речевые навыки, приобретенные в ходе обучения
(языковая компетенция);
2) речевые умения, обеспечивающие возможность
адекватной коммуникации (коммуникативная компетенция);
3) знания о стране изучаемого языка и образе жизни носителе языка (социокультурная компетенция).
В качестве ведущих объектов контроля выступают речевые умения, что
соответствует современной цели обучения иностранному языку в школе и
отражает специфику предмета.
Однако, нередко даже интересное коммуникативное задание,
например: «Составьте диалог и инсценируйте его», которое на первый взгляд
кажется коммуникативным, не содержит конкретной речевой
направленности, так как в нем не отражены цель и задача коммуникации, не
учтены интересы учащихся, само задание не дифференцировано в
зависимости от уровня подготовки учащихся, не определен сам объект
контроля. Для того, чтобы контроль данного задания был продуктивным,
необходимо четко обозначить цели предстоящей работы, распределить роли,
обозначить необходимый лексический материал, а сам контроль должен
осуществляться не как прослушивание составленных диалогов, а необходимо
предложить новую речевую ситуацию, направленную на контроль речевых
умений учащихся при осуществлении коммуникации с использованием
необходимых языковых средств. Возможности контроля велики, однако,
реализация целого круга данных возможностей требует от учителя
творческой подготовки к его проведению.
Одним из важнейших условий эффективной реализации возможностей
контроля при обучении иностранному языку в школе является его
преемственность на разных этапах обучения. Особенно актуален этот вопрос
для начального этапа, так как начальный этап обучения иностранному языку
в школе – это период, позволяющий заложить основы иноязычной
коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их
дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого
предмета. Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения
иностранному языку, и от того, какую основу заложит начало обучения,
зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.