Проблема отверженности в школьном коллективе
Оценка 5

Проблема отверженности в школьном коллективе

Оценка 5
doc
21.09.2020
Проблема отверженности в школьном коллективе
Жамалдинова (статья).doc

Исполнитель:

Жамалдинова Анастасия Вячеславовна, студентка 304 группы очного отделения

 

Проблема отверженности в школьном коллективе

 

Биографии известных людей, примеры из художественной литературы, собственные наблюдения наводят на мысль, что в любом детском коллективе есть свои изгои. В каждом человеке живет такое чувство, как отверженность. Мы отвергаем кого-то или кто-то отвергает нас. Почти всегда люди отвергают друг друга насильно (обиды, уход в себя, закрытость от других и скрытность).

В психологическом словаре отверженность – это психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Межличностная ситуация развития при отверженности определяется противостоянием подростка обществу, охватывающим все основные жизненные сферы: семейную, школьно-учебную, коммуникативную. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для психологического профиля при отверженности характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Отверженность – «выраженный психопатизирующий психологический синдром, серьезно нарушающий социальную адаптацию подростка» (А.Л. Венгер) [6].

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту, установление стабильных дружеских привязанностей позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от других. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и взаимопонимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя  не принятыми в коллективе и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников.

Согласно многим психологическим исследованиям ребенок может быть отвергнут сверстниками по разным причинам:

·        Внешняя неопрятность. У людей с физическими недостатками эта проблема стоит на первом месте. Такие люди отвергнуты не только обществом, в котором живут, они еще отвергают и сами себя. Многие люди с физическими недостатками замкнуты, мир их закрыт. И как результат - такие люди остаются одинокими на всю жизнь. Мысль о том, что они никому не нужны, разъедает их изнутри, а это обыкновенная жалость к себе, которая переходит в хроническую отверженность.

·        Незнание стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых в данном сообществе. Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык.

·        Дезориентация в социальных взаимоотношениях окружающих. Ребенок не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта. Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость или агрессивность), ведет к возникновению дефицита игрового опыта и в последствии к отвержению.

·        Пробел в семейном воспитании. Ребенок, которого не принимают в игру, вызывает у родителей только раздражение, даже некоторый стыд за него. Часто реакция родителя на неудачи ребенка в общении – это уход и избегание проблемной ситуации. Они уводят его прочь от не принявшей его компании домой, где игрушки, книжки, компьютер, раскраски, мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как играющим вместе.

Вот и получается, что ребенок не умеет играть, не понимает партнера, все время путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его не будут, здесь закон простой: не умеешь – уходи[3].

Американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что причинами отвержения могут быть:

·        значительные культурные, социальные, национальные различия между ребенком и окружением;

·        заниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других;

·        недостаточно развитые социальные навыки;

·        воспроизведение модели поведения жертвы;

·        спонтанность и импульсивность.

Понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д. [2]

Дефицит социального признания и общения, стремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки. Отвергаемый способен сделать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание [1]. Он начинает много придумывать. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и он запутывается окончательно. Далее у сверстников складывается негативное отношение к этому ребенку, что приводит к отторжению и нежеланию общаться с ним. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии самосознания личности.[8]

Следует отметить, что появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками, часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы, и падает успеваемость. Исследования профессора Эрика Бахса показали, что:

·       дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются гонению и в школе;

·       дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего[7].

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. В большинстве случаев, изгои агрессивны, уклоняются от сотрудничества, склоны к разрушительному поведению и часто не способны контролировать проявление сильных чувств. Они начинают прерывать своих партнеров по игре, не соблюдать очередности в разговоре и менее эмпатичны по отношению к сверстникам[4].

Регулярные издевательства над изгоями способны спровоцировать попытку суицида или толкнуть его на противоправное деяние: покушение на кого-то из преследователей. Проблемы в общении со сверстниками, отвержения в раннем возрасте в дальнейшем проявляется в делинквентности, то есть антиобщественном противоправном поведени и действии ребенка, воплощенных в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом, либо эмоциональном нарушении[5].

Но и сами преследователи и наблюдатели также могут попасть в не менее сложную ситуацию, нежели сам изгой. Наблюдатели безвольно принимают сильную сторону преследователей, под страхом оказаться в числе отвергнутых, тем самым лишаются собственного мнения. В дальнейшем это может привести к снижению самооценки или потере уважения к себе.

Можно сделать вывод, что проблема ситуации отверженности в классе есть как у отвергаемых, так  и у тех кто отвергает.

 

Список литературы

 

1.           Акимова, Г.Е. Как помочь своему ребенку [Текст] : справочник для родителей / Г.Е. Акимова.  – Екатеринбург: У-Фрактория, 2004. 365 с.

2.           Би, Хелен. Развитие ребенка [Текст] / Би Хелен. – СПб. : Питер, 2004. 768 с.

3.           Завьялова, Н.А. Ваши дети среди сверстников [Текст] / Н.А. Завьялова. – М. : Знание, 1981. 537 с.

4.           Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб: Питер, 2004. 146 с.

5.           Попов, В.С. Пробуждение души [Текст] / В.С. Попов. – М. : Знание, 1990. 508 с.

6.           Старобинский, Э.Е. Как управлять коллективом [Текст] /                       Э.Е. Старобинский. – М. : Дрофа, 1995. 285 с.

7.           Чуфаровский, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности [Текст] / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Дрофа, 2002. 426 с.

8.           Шнейдер, Л.Б. Индентификация [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 593 с.

 


Исполнитель: Жамалдинова Анастасия

Исполнитель: Жамалдинова Анастасия

В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки

В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки

Это просто недостаток социального опыта

Это просто недостаток социального опыта

Дефицит социального признания и общения, с тремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки

Дефицит социального признания и общения, с тремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки

Р егулярные издевательства над изгоями способны спровоцировать попытку суицида или толкнуть его на противоправное деяние: покушение на кого-то из преследователей

Р егулярные издевательства над изгоями способны спровоцировать попытку суицида или толкнуть его на противоправное деяние: покушение на кого-то из преследователей

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020