Проблема патриотического воспитания младших школьников в научной литературе
Российское государство является государством многонациональным. Исходя из этого, особую важность приобретают чувства любви к Родине, чувства уважения к другим народам. Ведущая роль в данном вопросе отводится образованию.
Новые социальные посредники и реалии являются основными для молодого поколения россиян, начиная с 90-х годов 20 века. Происходит отрицание прежних устоев и ценностей. Новый социальный тип личности — это люди деловые, независимые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается снижение духовности и культуры. Патриотизм отходит на задний план [1, c. 28]. Возникает необходимость создания новой идеологии в образовании и воспитании [6, c.15].
Патриотизм (греч. Πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – социальное чувство, политический и нравственный принцип. Готовность подчинить его интересам свои частные интересы, любовь к Родине являются содержанием патриотизма (Солженицын 1996); это также гордость за культуру своей страны и её достижения, стремление защищать интересы Родины и своего народа [7, c.52].
Патриотизм необходимо воспитывать, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Данное положение указано в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования». Выпускник начальной школы должен чувствовать любовь к своему народу, своему краю и своей Родине. Ребёнок обязан уважать и понимать ценности своей семьи и всего общества. Необходимо организовать в школе специальную работу по воспитанию патриотизма у детей с учетом их национальной культуры и возрастных особенностей, а также традиций народа. Об этом говорится в проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы. Подрастающее поколение должно быть ориентировано на ценности своего народа, своей Родины, её истории. Дети должны гордиться своей страной, уважать Конституцию, государственную символику, родной язык, народные традиции. Ребёнок должен чувствовать себя гражданином своей страны [1, с. 160].
Важно процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этом возрасте формируется духовно-нравственная основа ребенка. Этот возраст является наиболее благоприятной средой для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Знание истории, гордость за свою страну и свой народ в итоге перерастут в любовь к Отчизне. Однако для этого нужна постоянная воспитательная работа, как на уроках, так и во внеурочной воспитательной деятельности. Ведь, безусловно, воспитание подрастающего поколения – это залог будущего развития и процветания страны. Наибольшей эффективности в этом вопросе можно достичь только благодаря совместной работе семьи и школы [3; с. 488-489].
«Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример не благонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...», – писал А.Н. Радищев [5; с. 205-206].
Патриотизм — это глубокое чувство, которое формировалось у людей всё время существования человечества [1, c. 21]. Отношения личности к Родине нельзя свести только к нравственности. Они предполагают соответствующую мотивационную сферу личности. Патриотическое сознание и поведение, в совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. Патриотизм – это любовь человека и преданность своей стране. Это потребность беречь ее честь и достоинство. Это практические дела, с помощью которых необходимо укреплять ее могущество и независимость [4, c. 23].
Настоящий патриот испытывает привязанность к тем местам, где он родился и вырос. Он уважает родной язык, заботится об интересах родины; проявляет гражданскую позицию. Патриот борется за свободу и независимость своей Родины; уважает историческое прошлое родины и унаследованные от него традиции; стремится посвятить свой труд, силы и способности росту благосостояния родины [3, c.23].
Для успешного воспитания патриотизма необходимо учитывать прежде всего психологические компоненты, которые являются носителями этих качеств. Военно-патриотическое воспитание невозможно без специальной методики, психологической и спортивной подготовки [8, c. 8-12].
Список используемой литературы
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – М., Айрис-пресс, 2002. – с.16
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К.Бабанский. - М.: Владос, 2009. - 348 с.
3. Белинский В.Г. Полн. `роц. Соч. в 13-т. / Ред. Коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте / Л.И.Божович. - М.: Флинта, 2008. - 196 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: педагогика, 1991. - 580 с.
6. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
7. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма / Х.Г.Голотвин, Р.Я.Мирский. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.