Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др. Поэтому основными задачами учителя физической культуры являютсяОдним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др. Поэтому основными задачами учителя физической культуры являются
Проблема двигательной активности младших школьников
Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является
разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование
установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных
режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др. Поэтому
основными задачами учителя физической культуры являются: научить детей сознательно
относиться к своему здоровью, к выполнению тех или иных физических упражнений и
знать свой организм.
Каждый педагог хочет видеть своих
воспитанников здоровыми,
веселыми,
хорошо физически развитыми. С момента
рождения нормально развивающийся
ребенок стремится к движениям.
Интенсивная работа
большого
количества мышц при выполнении
физических
помогает
функционировать всем системам организма
и в то же время оказывает на них
тренирующее действие. Под воздействием
движений
функции
сердечнососудистой и дыхательной систем,
укрепляется опорнодвигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и
ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности
циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
улучшаются
упражнений
к
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают
мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движений (гиподинамия)
вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, может привести к
эмоциональной напряженности, к нарушению обмена веществ, а так же к уменьшению
дыхательных систем и,
функциональных возможностей сердечнососудистой,
снижению
следовательно,
работоспособности.
К сожалению,
современные младшие
школьники мало двигаются. Это связано с
интенсивным учебным трудом, с большим
объемом
заданий,
дополнительными занятиями после школы
и др. Времени не хватает на прогулку и
участие в подвижных играх со
сверстниками.
Именно поэтому в
оздоровительных целях в школах должны
создавать условия для удовлетворения
биологической потребности учащихся в
движениях.
Для реализации этой
потребности учащиеся должны активно двигаться в течение дня на менее двух часов. Такой
домашнихобъем двигательной активности складывается из участия в комплексе мероприятий дня
МАОУ СОШ №67: в проведении утренней гимнастики до учебных занятий,
физкультминуток на уроке, подвижных игр на перемене, трех уроков физкультуры в
неделю, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных
занятий физкультурой.
Именно уроки физкультуры отличаются от
общеобразовательных эмоциональностью,
возможностью двигаться, а не сидеть за
партой, и кроме этого установившимся
мнением,
что занятия физкультурой
полезны для здоровья. На уроках надо
помочь ребятам избавиться от сутулых
плеч и впалой груди, развить у них силу,
быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам
необходим полноценный урок физкультуры
– предельно активный, хорошо оснащенный
современными техническими средствами.
Одним из действующих рычагов активизации учебнодвигательной деятельности
учащихся на уроке физической культуры в начальной школе является соревновательно
игровой метод. Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение
через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в
обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной
ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Применение соревновательно
игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться
более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с
общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать
более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную
проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового
различия.
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач повышения
двигательной активности, если будут выступать в форме целостного двигательного
режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной
активности каждого ребенка.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. М «Просвещение» 2010
2. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М.
Айрис пресс 2004
3. Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М Чистые пруды
2005