Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?
Оценка 4.6

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
психологическая работа +1
7 кл—11 кл
07.02.2017
Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?
Представлено эссе по итогам исследовательской деятельности старшеклассника, который сделал попытку понять и объяснить проблемы, которые испытывают леворукие дети в школе. В статье представлены причины леворукости, результаты выявления учеников с доминирующим правым полушарием. Были изучены особенности восприятия, мышления, переработки учебного материала.
Статья.doc
Музыкально­эстетический лицей им. А.Г.Шнитке,  г. Энгельс, Саратовская область Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе? Автор: Граблин Антон,  Руководитель: Бригадиренко Наталья Владимировна,  педагог­психолог МЭЛ.  Проблема   межполушарной   асимметрии   ­   одна   из   актуальных   в современном   естествознании.   Ведь   речь   идет   о   сокровенных   особенностях работы   мозга   ­   о   том,   что   природа,   создав   мозг   человека   как   единый управляющий орган, в то же время наделила его полушария неодинаковыми способностями и обязанностями.  Для нас ­ учащихся музыкально – эстетического лицея им А.Г. Шнитке, в котором   особую   роль   играет   творчество,  важно   ответить   на   множество вопросов связанных с этим феноменом. Почему   в   обществе   так   настороженно   относились   к   явлению леворукости?  С древних времен леворуким не очень уютно в праворуком большинстве. Во многих языках слово "левый" имеет и негативное значение: фальшивый,   незаконный,   неловкий,   неумелый.     На   Руси   левшам   даже запрещали давать показания в суде, считалось, что левшой руководит дьявол.  И в течение длительного периода времени правое полушарие головного мозга   выступало   в   роли   изгоя   и   подвергалось   всяческому   третированию. Ученые  называли   его   "тунеядцем",   а  хирурги  —   при   необходимости   без колебаний удаляли.  В настоящее время ситуация коренным образом изменилось и стало ясно, что   полноценная   работа   правого   полушария  чрезвычайно   важна   для становления и развития творческой личности. В   чем   причина   леворукости?  Пока   никому   не   удалось   досконально объяснить   это.   Традиционно   считалось,   что   ведущая   рука   определяется наследственностью. Однако это не всегда так, что подтверждает исследование однояйцовых близнецов. Канадские исследователи обнаружили, что даже если оба родителя левши, их дети, скорее всего, будут праворукими.  Согласно   одной   из   гипотез,   праворукость   является   следствием асимметричного   расположения   внутренних   органов.   Они   смещают   центр тяжести   тела   вправо,   и   поэтому   необходим   упор   на   левую   ногу,   чтобы удержать равновесие.  Другая   гипотеза,   так   называемая   теория   щита   и   меча,   объясняет праворукость   необходимостью   защищать   сердце   во   время   сражений.   Воин держал   щит   левой   (пассивной)   рукой,   а   оружие   ­   правой.   Многовековая тренировка   правой   руки   в   бесчисленных   сражениях   и   определила   ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины?  Согласно третьей гипотезе "виновницей" леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако, это не так. С   какими   проблемами   чаще   всего   сталкиваются   леворукие?  Увы, современный мир создан для праворуких. У нас все приборы, от машин и до автомата Калашникова, сделаны под правшей. Но, помимо чисто технических неудобств,   существуют   еще   опасения   психологического   свойства.   Самым плачевным   и   для   психики,   и   для   интеллектуального   развития   ребенка является   насильственное   переучивание.  Я  являюсь   переученным   левшой,  и знаю насколько трудно адаптироваться  в этом мире. При этом, по словам   зрительно­двигательной родственников,   у   меня   отмечались   нарушения   координации,   трудности   в   пространственной   ориентации,   ослабление внимания и резкое замедление темпа мыслительной деятельности. Таким   образом,  если   человека   с   детства   пытаются   подогнать   под обшепринятые, в основном, "левополушарные", рамки, то вырастает просто неприспособленный   человек.   Ведь   с   самого   начала   он   привыкает   жить   в состоянии   постоянного   стресса,   невроза,   которое   нередко   перерастает   в депрессии.  Существует   еще   одна   проблема,   которая   касается   всех   учащихся. Каждый   год   7   из   10   российских   школьников   сдают   ЕГЭ.   В   результате современное образование становится всё недоступнее для 1/3 подрастающего поколения.  Почему это так? Правополушарные дети (а их 12%) с большим трудом могут воспринимать информацию и воспроизводить её, если она представлена в тестах, таблицах, когда нужно отвечать односложно. Для   них   предпочтительнее   вербальное,   эмоциональное   общение,   когда может   образно   передать   весь   объем   своих   знаний.   Т.е.   правополушарный ученик знающий на «5» учебный предмет, не может ответить по тесту ЕГЭ даже на «3». Его нужно специально натаскивать на эту систему ответов, тратя драгоценное время.  Наши исследования. В лицее мы провели ряд исследований, которые позволили   выявить   количество   детей   с   доминированием   того   или   иного полушария.   Методика   определения   ведущего   полушария   достаточно   проста   и включает в себя несколько тестов на выявление ведущей руки, уха, глаза. По результатам трёх проб (“рука­ухо­глаз”) были выделены следующие профили:   праворукие “чистые   правши”   (доминирование   левого   полушария), (преобладание   левого   полушария),   леворукие   (преобладание   правого полушария),   “чистые   левши”   (доминирование   правого   полушария)   и амбидекстры (равенство функций обоих полушарий).  Результаты показали, что в нашем музыкально­эстетическом лицее 32% учащихся – правополушарные, четверть из них ­ леворукие. Случайно ли они оказались в лицее? Смогут ли реализовать свой потенциал? Чем могут помочь учителя? На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своей работе. Были   проанализированы   анкеты   учащихся   МОУ   «СОШ   №   33»   и учащихся МЭЛ, которые позволили выявить особенности развития леворуких детей,  собственное отношение к своей леворукости и  рассмотреть условия повышения   результативности   учебной   деятельности   в   зависимости   от ведущего   полушария.   Нами   выделены   отличия   в   пространственной     и цветовой   организации учебного материала, в формировании мотивационной сферы, в учебной деятельности. Мы провели исследование типа мышления выявленных левополушарных учащихся   лицея   и   сравнили   результаты   с   показателями   учащихся математического класса общеобразовательной школы № 33 г. Энгельса.  Были получены следующие результаты: Из   диаграммы   видно,   что   наибольшее   количество   учащихся   МЭЛа обладают   наглядно   –   образным   мышлением,   а   учащиеся   математического профиля   –   словесно   ­   логическим.   Кроме   того,   уровень   креативности творчески одаренных учащихся на 23% выше, чем у «математиков». Во­третьих, определили трудности, которые учащиеся испытывают при усвоении учебного материала. В­четвертых, мы провели тест на определение особенностей восприятия. Для этого испытуемому предложили разложить 9 карточек по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что­то общее. Были получены результаты, которые еще раз подтвердили, что доминирование левого полушария ведет к словесно­логическому   характеру   познавательных   процессов,   формирует склонность   к   абстрагированию   и   обобщению;   доминирование   правого полушария   ведет   к   формированию   и   развитию   конкретно­образного мышления, воображению. Нам удалось определить трудности, которые учащиеся испытывают при усвоении   учебного   материала.   На   основе   этого   были   разработаны рекомендации   учащимся   и   педагогам   по   повышению   эффективности восприятия, переработки и усвоения учебного материала. Таким образом, в обычной массовой школе легче учиться детям с низкой функциональной   асимметрией   полушарий   (равнополушарные),   то   есть   тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии. Основная проблема в том, что нас – правополушарных детей учат так же, как   и   праворуких,   не   опираясь   на   специальные   методики   обучения   для левшей. Поэтому необходима такая система обучения и воспитания детей, чтобы она способствовала гармоничному развитию, высоким достижениям не только правшей, но и левшей.   Нашим   лицеистам   повезло:   педагоги   лицея   учитывают   особенности межполушарной ассиметрии и поэтому достигают высоких результатов. Мы, рады, что учимся в лицее, где понимают, что жизнь требует неординарного творческого   мышления,   способности   быстро   реагировать   на   стремительно изменяющиеся   реалии   нашего   времени;   где   создают   условия   и   успешно выпускают в жизнь не только «физиков», в привычном понимании этого слова, но и «лириков» – способных на фантазию, творческий полет, неформальность мышления.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как   руководство   к   общению   с   левшами   можно   взять   слова   Марьяны Безруких,   директора   Института   возрастной   физиологии   РАО,   доктора биологических наук: “С левшой надо обращаться по­особенному …, как с любым другим ребенком”. Итак,   нет   “хороших”   или   “плохих”   психологических   типов   личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки. Без левополушарников   без   правополушарников   станет общество   превратится   в   хаос, роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления. Поэтому, стоит вспомнить слова О. Мандельштама: “ Не сравнивай! Живущий несравним”.

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017