«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа +1
6 кл
22.07.2018
Научно-исследовательская работа учащегося "Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления" Козуляк Артем Александрович, 6 класс "В МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля, 6 класс МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля, 6 класс, г.Владикавказг.Владикавказ".
Научный руководитель: Коновалова Жанна Борисовна, учитель французского языка МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля, 6 класс, г.Владикавказ
Работа была представлена на X Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку», отмечена дипломом II степени
Секция: Педагогика и психология
При переходе из начальной школы в среднее звено, учащиеся преодолевают сложный психологический барьер; им приходиться привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости. Целью данной работы является раскрытие особенностей перехода из начальной школы в среднюю школу на современном этапе.Научно-исследовательская работа учащегося "Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления" Козуляк Артем Александрович, 6 класс "В" МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля, 6 класс, г.Владикавказ.
Работа была представлена на X Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку», отмечена дипломом II степени
Секция: Педагогика и психология
Проблема снижения успеваемости обучающихся 5-х классов.docx
X Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Педагогика и психология
Тема: «Проблема снижения успеваемости
учеников 5х классов. Причины и пути преодоления»
Автор работы:
Козуляк Артем Александрович
Место выполнения работы: МБОУ гимназия
№45 имени Жоржа Дюмезиля, 6 класс,
г.Владикавказ
Научный руководитель:
Коновалова Жанна Борисовна,
учитель французского языка
Владикавказ, 20122013 Содержание
Введение
3
Глава 1. Проблема перехода из начальной школы в среднюю
школу. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы
в среднее звено
6
Глава 2. Причины снижения успеваемости
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
9
14
16
2 Введение
Важный период школьной жизни – переход из начальной в среднюю
школу. Переход в среднюю школу – это иногда в прямом смысле «новые
стены». Происходит «смена статуса»: в начальной школе третьеклассники
четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь
оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых
предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать: то, что
раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.
Родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной
школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что
именно в пятом классе все начнется понастоящему. Родительские ожидания
вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой
жизни».
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно
и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует
ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом
классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается
кризисным периодом. Практически каждый учитель средней школы считает,
что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью
самостоятельно работать и на уроке и дома. Но именно сейчас у ребенка еще
есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные
интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По
другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Актуальность исследования заключается в том, что этот переходный
переход неизбежно связан с временным снижением успеваемости, временем
3 приспособления к новому темпу и стилю жизни, внешними изменениями
совпадающими по времени с началом физиологических изменений в организме
детей. Безусловно, все эти аспекты привлекают педагогов и психологов к
изучению данной проблемы, тем более, что она еще недостаточно полно
изучена.
При переходе из начальной школы в среднее звено, учащиеся
преодолевают сложный психологический барьер; им приходиться привыкать и
к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым
учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как
быстрая
правило,
наблюдается повышенная нервная возбудимость,
снижение
утомляемость,
успеваемости. Это и послужило причиной моего интереса к проблеме
рассеянное внимание и,
как следствие,
адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Целью данной работы является раскрытие особенности перехода из
начальной школы в среднюю школу на современном этапе.
В процессе достижения поставленной цели будут решаться следующие
задачи:
изучить теоретические источники по переходу учеников из начальной
школы в среднюю;
рассмотреть переход из начальной школы в среднюю как
психологическую проблему;
определить факторы, влияющие на качество обучения в средней
школе;
сделать выводы и заключение по теме работы,
предложить учителям, классным руководителям и родителя способы
решения проблемы помощи детям в период адаптации к средней
школе.
4 Гипотеза исследования заключается в том, что при переходе из
начальной школы в среднюю возникают непреодолимые сложности, связанные
с использованием возможностей данного адаптационного периода.
Объектом исследования стали учащиеся 5х классов МБОУ гимназии
№45.
Предметом исследования явились причины сложностей перехода из
начальной школы в среднюю.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения, в которое входят анкеты для
учащихся, анализ результатов анкетирования, памятки для родителей
пятиклассников, учителей и классных руководителей, работающих в 5х
классах.
5 Глава 1. Проблема перехода из начальной школы в среднюю школу.
Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни
ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым
условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым
взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это
интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет
ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей
средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому
необходимость психологопедагогического сопровождения пятиклассников
очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого
школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед
ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной
школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую
школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни.
Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы,
который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во
вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь
этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя,
переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и
разным стилем отношений является зримым внешним показателем их
взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс
6 начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся
отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем
положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности
пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими
ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников
надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют
ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова
синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической
поддержки. Изза неправильного толкования детьми обозначенных понятий
часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо
одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя
предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно
всевозможные предположения,
или сообща выдвигают гипотезы,
устанавливают причинноследственные связи, вступают в учебные дискуссии,
спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу
бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения).
Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам.
Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!»,
«Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же
придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и
давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию
несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще
сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом
конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может
7 попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет
установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на
предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена
порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть
волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется
на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому
целесообразно посвятить 23 минуты на ликвидацию негативных эмоций и
создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом
нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному
фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда
рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и
хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней
именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск
тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем
болеющим детям и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во
многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных
эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к
учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это
уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить
интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них
важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
рассогласованные требования учителей;
педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам,
так и к более взрослым ученикам;
8 ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с
возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий
разнообразие и качественное усложнение требований
обучения,
предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции
«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это
является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это
проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности,
робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У
большинства детей подобные отклонения исчезают через 23 недели учебы, но
у некоторых процесс адаптации затягивается на 23 месяца.
9 Глава 2. Причины снижения успеваемости
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество
успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только
для этого возраста.
Физиологические изменения.
Переход в среднюю школу может
совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок
начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием
этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания.
Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше
времени.
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в
себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс.
Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не
решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная
тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность,
боязнь не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном
возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам,
своей внешности и способностям чеголибо достичь. У многих подростков
наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя
успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть
связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился,
проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с
10 терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно
переждать какоето время, и все войдет в колею, а иногда необходима
поддержка и помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка
какихто выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом
классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить
себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится,
потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные
неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы.
Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не
понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для
общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться
наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь
постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных
знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько
денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает
ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на
уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно
попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного
конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения
или пройденное расстояние.
Когда ктото из родных или знакомых собирается в путешествие,
обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции
надо будет соблюдать.
11 Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший
практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и
белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почемуто выросли
розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость
знания физических законов.
В ходе исследования нами были проведены анкетирование и опрос
учащихся 5 «а» класса на предмет психологической и социальной адаптации
детей в классе, а также школьной мотивации учащихся.
Ребятам было предложено из 16 перечисленных чувств выбрать только 8,
которые они наиболее часто испытывают в школе. Вот перечень этих чувств:
Спокойствие, Усталость, Скука, Радость, Уверенность в себе,
Беспокойство, и другие (Приложение 1, Анкета №1).
Анализ результатов анкетирования показал, что в классе преобладают
(см. табл. 1). Первая колонка таблицы не
следующие чувства
рассматривается, т.к. эти чувства набрали наименьшее количество голосов, и
носят случайный и индивидуальный характер:
≤50%
18 Обиду
25 Страх
29 Беспокойство
29 Раздражение
50%
сюда
50 Сомнение
50 Желание приходить
54 Благодарность
54 Симпатию к учителям
57 Тревогу за будущее
57 Уверенность в себе
Табл. 1
≥50%
61 Скуку
62 Спокойствие
Радость
79
86 Усталость
Из данных таблицы мы видим, что на 4 «отрицательных», набравших
наибольший процент голосов приходится 6 «положительных чувств»
(перечисляешь, какие хочешь, в розовом цвете). Однако, выбор «чувства
усталости» составляет 86% голосов. К сожалению, это чувство испытывает
12 большинство детей, обучающихся в пятом классе (Приложение 2, Анализ
анкеты №1).
Затем нами был проведен опрос учеников того же класса по методике
Лускановой «Диагностика школьной мотивации учащихся»
Н.Г.
(Приложение 1, Анкета №2). Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять
все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей
стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании
необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации
наблюдается снижение школьной успеваемости. В ходе анализа результатов
опроса было выявлено следующее (см. табл. 2):
Например, 1 вопрос – половине учащихся – 50% не очень нравится в
школе, а чуть меньше половины – 43% – нравится. Значит, почти половина
класса имеет хорошую, то есть положительную школьную мотивацию.
Далее, 2 вопрос – 54 % ответили, что бывает поразному, то есть они не
знают, хотят они идти в школу или нет. С радостью идет в школу только 5
человек класса. Это – недостаточно хорошая школьная мотивация.
(Приложение 2, Анализ анкеты №2)
ВОПРОС
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься,
ты всегда с радостью идешь в
школу или тебе часто хочется
остаться дома?
ВАРИАНТЫ
ОТВЕТА
не очень
нравится
не нравится
чаще хочется
статься дома
бывает по
разному
иду с радостью
не знаю
Колво
голосо
в
14
12
2
8
15
5
8
Табл. 2
%
50
43
7
29
54
17
29
13 3. Если бы учитель сказал, что
завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, что
желающие могут остаться дома, ты
пошел бы в школу или остался
дома?
4. Тебе нравится, когда у вас
отменяют какиенибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не
задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе
остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе
родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был
менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои
одноклассники?
остался бы дома
пошел бы в школу
не нравится
бывает по
разному
нравится
хотел бы
не хотел бы
не знаю
не знаю
не хотел бы
хотел бы
часто
редко
не рассказываю
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
мало
много
нет друзей
нравятся
не очень
не нравятся
11
9
2
14
12
16
6
6
16
7
5
15
11
2
6
11
11
5
23
0
22
6
0
39
32
7
50
43
58
21
21
57
25
17
54
39
7
21
39
39
17
82
0
79
21
0
Таким образом, мы выяснили, что ребенку необходимы поддержка
родителей, учителей и классных руководителей (вопросы №7 и 8). В связи с
этим, мы намерены разработать школьный проект, который поможет успешно
адаптироваться пятиклассникам к новым условиям. Рабочее название проекта
«ПОМОГИТЕ ПЯТИКЛАШКЕ». Проект находится на стадии разработки,
но некоторые материалы мы можем уже сейчас предоставить. (Приложения
35)
14 15 Заключение
Очевидно, что обучение в средней школе происходит более интенсивно и
требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать
от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе
опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается
кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных
психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к
определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь
отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе
вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и
так, что ребенок, елееле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг
становится твердым хорошистом.
Однако опыт показывает, что можно избежать серьезных проблем с
учебой при переходе в среднюю школу. Но для этого необходимо учитывать
все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
16 Список литературы
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.:
Просвещение, 1991.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:
Совершенство, 1997.
3. Глассер У. Школа без неудачников. – М.: Прогресс, 1991.
4. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл,
значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.
5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.
М.: Просвещение, 1993.
6. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
М.: Просвещение, 1993.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.:
Просвещение, 1993.
8. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.
9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.:
Просвещение, 1991.
10.Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.:
Просвещение, 1974.
17
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
«Проблема снижения успеваемости учеников 5-х классов. Причины и пути преодоления» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.