Выступление педагогапсихолога С.В.Поляковой средней школы №53 г.Ульяновска
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
«Здоровье является высшей ценностью общества,
чем выше ценится здоровье человека
в коллективном сознании общества, тем выше ресурс
и потенциал развития самого общества»
«Здоровье это состояние полного физического, душевного(психического) и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Здоровье
педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, можно
говорить о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы
современной школы и ее стратегическая проблема. Проблему профессионального
здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей
концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит
здоровье подрастающего поколения. Следы нервных стрессовых переживаний педагога
проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности,
снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человекчеловек”, что
связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими
профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения
невротических расстройств, соматических проблем.
Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной
деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния
обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и
заниженной самооценки.
Что значит быть психологически здоровым человеком?
А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового
человека:
• человечность;
• уверенность в себе;
• самообладание;
• потребность в знаниях
• потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в
себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут
стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья –
физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает
в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со
стороны различных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Профессиональное здоровье учителя мы определяем как способность организма сохранять
и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие
работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях
протекания профессиональной деятельности.
Здоровье учителя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое
здоровье учащихся. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к
решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом, задача
сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из
первоочередных.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация
восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной
ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и
активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что
необходимо создание нового направления психолого – медико социальной профилактики
и восстановления здоровья педагога.
Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера
способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной
жизнедеятельности в изменяющемся мире.
Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и
изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение
степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.
Выделяются основные направления в решении данной проблемы.
Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности –
воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с
ребёнком.
Второе – обеспечение социальнопсихологических условий повышения уровня
психологопедагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и
конфликтной.
Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни
учителя.
И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя,
осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.
Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к
учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома
эмоционального выгорания» у педагога; помочь им почувствовать собственную
ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление
собственного здоровья.
В нашей школе ежегодно проводится психологическая диагностика по отслеживанию
уровня профессионального выгорания педагогов, исследованию трудностей в
педагогической деятельности, выявлению возможных причин неэффективности
педагогического процесса, выявлению уровня креативности учителей, тест «Насколько Вы
подвержены профессиональной деформации?», оценка психологического климата в
коллективе. Результаты диагностики доводятся до педагогического коллектива на
производственных совещаниях, педсоветах. Учителя получают устные и письменные
рекомендации, проводятся занятия с элементами тренинга. В связи с вышесказанным предлагаем и вам небольшую экспрессдиагностику из
которой вы узнаете вашу стадию наличия или отсутствия синдрома профессионального
выгорания.
А также вам предложены рекомендации по предупреждению и преодолению данного
синдрома.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
да
да
да
да
Количество положительных ответов подсчитайте.
Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю
о том, что завтра снова идти на работу, то
остаток уикэнда уже испорчен
Если бы у меня была возможность уйти на
пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я
сделал (а) бы это без промедления
Коллеги на работе раздражают меня.
Невозможно терпеть их одни и те же
разговоры
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё
мелочи по сравнению с тем, как выводят меня
из равновесия ученики.
На протяжении последних трёх месяцев я
отказывался (отказывалась) от курсов
повышения квалификации, от участия в
конференциях и т.д.
Коллегам я придумал (придумала) обидные
прозвища, которую использую мысленно
С делами по службе я справляюсь «одной
левой». Нет ничего такого, что могло бы
удивить меня в ней своей новизной
О моей работе мне едва ли кто скажет что
нибудь новое
Стоит мне только вспомнить о своей работе,
как хочется взять и послать её ко всем
чертям
За последние три месяца мне не попало в
руки ни одна специальная книга, из которой я
почерпнул бы чтонибудь новенькое
да
да
да
да
да
да
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
да
да
да
да
Количество положительных ответов подсчитайте.
Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю
о том, что завтра снова идти на работу, то
остаток уикэнда уже испорчен
Если бы у меня была возможность уйти на
пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я
сделал (а) бы это без промедления
Коллеги на работе раздражают меня.
Невозможно терпеть их одни и те же
разговоры
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё
мелочи по сравнению с тем, как выводят меня
из равновесия ученики.
На протяжении последних трёх месяцев я
отказывался (отказывалась) от курсов
повышения квалификации, от участия в
конференциях и т.д.
Коллегам я придумал (придумала) обидные
прозвища, которую использую мысленно
С делами по службе я справляюсь «одной
левой». Нет ничего такого, что могло бы
удивить меня в ней своей новизной
О моей работе мне едва ли кто скажет что
нибудь новое
Стоит мне только вспомнить о своей работе,
как хочется взять и послать её ко всем
чертям
За последние три месяца мне не попало в
да
да
да
да
да
да
руки ни одна специальная книга, из которой я
почерпнул бы чтонибудь новенькое
Оценка результатов:
01 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
26 баллов. Вам необходимо взять отпуск,
отключиться от рабочих дел.
79 баллов. Пришло время решать: либо
сменить работу, либо, что лучше,
переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но
в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы
он не погас, помощь специалиста.
Оценка результатов:
01 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
26 баллов. Вам необходимо взять отпуск,
отключиться от рабочих дел.
79 баллов. Пришло время решать: либо
сменить работу, либо, что лучше,
переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но
в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы
он не погас, помощь специалиста.
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Рекомендации педагогам:
Чтобы не возникло синдрома эмоционального выгорания, или, как
способ помочь себе при его признаках, проделывайте простые вещи
1) постоянно работать над собой с целью формирования положительного
оптимистического взгляда на жизнь в целом и на свое профессиональное
настоящее;
2) полноценно отдыхать в выходные и обязательно использовать несколько
раз в год дни отпуска для восстановления духовных и физических сил;
3) отрабатывать накопившиеся негативные эмоции в спортзале. Успешные
люди в тяжелые для себя времена обычно «выбивают» негативные мысли из
головы ударными физическими нагрузками — и поступают чрезвычайно мудро;
4) необходимо подобрать для себя оптимальный режим профессиональной
нагрузки, чтобы однажды не надорваться на службе, переоценив собственные
силы;
5) не пытайтесь всегда и во всем быть лучшим и непогрешимым.
Общеизвестно, что попытка стать идеальным во всем чаще всего заканчивается в
клинике неврозов;
6) учитесь философски относиться к конфликтам и временным неудачам.
Все просто, но именно эта простота позволяет человеку быть
счастливым.
Рекомендации педагогам:
Чтобы не возникло синдрома эмоционального выгорания, или, как
способ помочь себе при его признаках, проделывайте простые вещи
1) постоянно работать над собой с целью формирования положительного
оптимистического взгляда на жизнь в целом и на свое профессиональное
настоящее;
2) полноценно отдыхать в выходные и обязательно использовать несколько
раз в год дни отпуска для восстановления духовных и физических сил;
3) отрабатывать накопившиеся негативные эмоции в спортзале. Успешные
люди в тяжелые для себя времена обычно «выбивают» негативные мысли из
головы ударными физическими нагрузками — и поступают чрезвычайно мудро;
4) необходимо подобрать для себя оптимальный режим профессиональной
нагрузки, чтобы однажды не надорваться на службе, переоценив собственные
силы;
5) не пытайтесь всегда и во всем быть лучшим и непогрешимым.
Общеизвестно, что попытка стать идеальным во всем чаще всего заканчивается в
клинике неврозов;
6) учитесь философски относиться к конфликтам и временным неудачам.
Все просто, но именно эта простота позволяет человеку быть
счастливым.
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Проблема сохранения психологического здоровья педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.