«Проблема здоровья нации

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Как решить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: "Здоровый ребёнок - здоровая нация". Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой - человек, например, учитель физкультуры? Не поэт я, не писатель. Я - учитель, я - физрук. Да, таким простым вот словом В каждой школе я зовусь. И не надо мне другого, Этим званьем я горжусь! Действительно, я учитель физической культуры. Моя профессия удивительна. Я в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное.Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Как решить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: "Здоровый ребёнок - здоровая нация". Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой - человек, например, учитель физкультуры? Не поэт я, не писатель. Я - учитель, я - физрук. Да, таким простым вот словом В каждой школе я зовусь. И не надо мне другого, Этим званьем я горжусь! Действительно, я учитель физической культуры. Моя профессия удивительна. Я в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное.
Иконка файла материала problema_zdorovya_nacii.docx
Тема: «Проблема здоровья нации» Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Как решить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: "Здоровый ребёнок ­ здоровая нация". Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой ­ человек, например, учитель физкультуры?  Не поэт я, не писатель. Я ­ учитель, я ­ физрук.  Да, таким простым вот словом В каждой школе я зовусь.  И не надо мне другого,  Этим званьем я горжусь! Действительно, я учитель физической культуры. Моя профессия удивительна. Я в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное. Часто говорю: "Будущее наших ребят в наших руках". Каким будет здоровье наших детей, их жизнь   сегодня,   через   10,   20   и   даже   30   лет,   станет   ли   занятие   спортом   постоянным, надёжным   и   радостным   спутником   жизни   нового   поколения   ­   это,   в   большей   степени, зависит   от   меня.   Поэтому   одной   из   главных   задач   своей   работы   я   считаю   поиск правильного, часто индивидуального для организма базиса, который мог бы "гарантировать   здоровье,   высокий   потенциал   трудовой   деятельности,   полноценное потомство и поддержание высокого нравственного и физического уровня на протяжении всей жизни. Как я решаю поставленные задачи в своей работе? Сегодня уже не секрет, что педагогика, в определённом   смысле,   есть   наука   об   отношениях.   Поэтому   педагогику   сотрудничества (отношения учитель­­­­­ученик и ученик­­­­­учитель) я считаю первой ступенькой на этом пути к совершенству ­ нравственно и физически развитая личность. В   фокусе   этих   взаимоотношений   ­   ребёнок.   Ведь   именно   взаимоотношения   учителя   с детьми значительно влияют на результаты обучения и воспитания. В. А. Сухомлинский писал: "Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок ­ это совместный труд детей и педагога, что успех   этого   труда   определяется   в   первую   очередь   теми   взаимоотношениями,   которые складываются между преподавателем и учащимися". Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия учителя в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, в томчисле   и  с  учащимися.  Знание  можно   приобрести,  любовь  же  ­  внутренняя  потребность человека отдавать себя людям, детям, делиться с ними всем хорошим, что у тебя есть, думать   и   заботиться   о   них.   Здесь   глубокая   моральная   основа   моей   профессии:   иметь способность   любви   к   детям,   и   эта   способность   не   появляется   на   пустом   месте,   она вытекает из чувства милосердия к окружающим людям, доброты и участия к ним. Школа не должна быть просто местом службы. Здесь происходит формирование личности. И   не   только   личности   ученика,   но   и   личности   учителя.   Моя   роль   как   учителя исключительно ответственна. И она откладывает отпечаток на мою личность, незаметно формируя характер, заставляет работать над собой. Придя в школу, стараюсь забыть обо всех   личных   проблемах,   неприятностях   и   с   удовольствием   окунуться   в   атмосферу школьной жизни. Десятки, сотни глаз, устремлены на меня ежедневно, наблюдают за моей деятельностью, оценивают, требуют... Они заставляют меня смотреть на себя как бы со стороны,   видеть   себя   глазами   детей   и   их   родителей,   коллег,   оценивать   собственные поступки, сравнивать результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы  теми, которые испытывают другие... Еще,   по­моему   мнению,   учитель   должен   обладать   общечеловеческими   гуманными качествами,  прирожденным   тактом.  Именно   это  качество   не  позволит  учителю   унизить ребенка, подскажет ему, как поступить в затруднительной ситуации (а эти ситуации у нас, учителей   физкультуры,   случаются   очень   часто)...   И   тогда   на   уважение   учителя   дети ответят уважением. А это уже немало! Но   сотрудничество   подразумевает   не   только   работу   учитель­­­­­ученик,   но   и   работу учитель­­­­­родитель,   учитель­­­­­учитель.   Не   только   я   воспитываю   детей,   оказываю влияние на родителей, но и дети и их родители "воспитывают" меня. Ведь воспитание ­ процесс многосторонний, в нём влиянию подвержены все взаимодействующие стороны, и субъект   и   объект   часто   меняются   местами.   Поэтому   наиболее   естественными взаимоотношениями   в   школе   являются   отношения   сотрудничества   между   педагогами   и детьми,   педагогами   и   родителями,   отказ   от   авторитаризма,   мелочной   опеки   или вседозволенности. Взаимное уважение и взаимная требовательность ­ обязательное условие успешного   воспитания   и   педагогики   сотрудничества.   Конечно,   учитель   должен     уметь управлять воспитательным процессом, и его место во главе коллектива учащихся и родителей, но не над ним, а вместе с ним. Не   менее   важной   задачей   физического   воспитания   в   школе   является   формирование   у школьников   потребности   в   личном   физическом   и   нравственном   совершенствовании. Поэтому   вторая   ступень­мотивация­   сознательное   стремление   к   нравственному   и физическому совершенству. Порой школьников мало волнует, как отразится сегодняшняя работа на уроке на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное получить сиюминутное   удовлетворение   своих   потребностей.   Ну   а   я   на   своих   уроках   пытаюсь постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые впоследствии будут применяться для достижения более определённых целей. Для   улучшения   здоровья   детей   требуется   улучшение   всего   процесса   физического воспитания. И для того, чтобы решить эти задачи, необходимо увлечь ребёнка. Не секрет,что любая деятельность даёт более весомый и эффективный результат, если у человека имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с' полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Как решаю эту задачу? На своих уроках стремлюсь повысить КПД своего педагогического труда, эффективности своих усилий, отбираю и использую такие методические приёмы, средства   обучения,   которые   стимулируют   активное   участие   в   учебном   труде   каждого школьника   на   каждом   уроке,   пытаюсь   создать   атмосферу   интереса   к   занятиям физкультурой и спортом. Мои обучающие усилия должны совпадать с познавательными учебными усилиями детей. К продуктивному уроку я стараюсь идти, учитывая интересы и потребности детей. Для   поддержания интереса,стараюсь последующий урок делать не похожим на предыдущий,  хотя принципа комплексного воздействия на организм учащихся придерживаюсь  непременно. Ведущим я считаю такой путь: от игры и соревнования к двигательному   навыку, повышению уровня физической подготовленности. Без игры мои уроки  Как без хлеба бутерброд.  Игр подвижных разных много  На уроках тебя ждёт. В них и ловкость, и смекалка,  И веселье, и задор.  Всем порой бывает жарко,  Так горит игры костёр.  Но придерживаться правил  Должен ты в игре любой. Ты нарушил, я поправил ­  Есть в игре закон такой. Необходимо   стимулирование   индивидуальных   творческих   возможностей   школьников   к занятиям физической культурой и спортом на уроках и во внеурочное время. Безусловно, ученики на уроках всегда готовы выступить активной стороной, определённым образом формирующей   педагогический   процесс.   Но   в   одном   случае   дети   могут   преумножать вносимые педагогом усилия, а в другом ­ разрушать. Первое непременно происходит, если учитель систематически от урока к уроку заботится о формировании детского творчества, расширяет   содержательный   потенциал   ученической   активности.   Чем   больше   секретов физического   самосовершенствования,   тонкостей   методики   освоения   двигательных навыков,   техники   выполнения   тех   или   иных   физических   упражнений   я   раскрою   своим ученикам, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе. Воспитание у школьников привычки к самостоятельным занятиям ­ ещё одна моя задача. Стремлюсь   обучить   программным   двигательным   навыкам   и   умениям   на   базе самостоятельного   выполнения   физических   упражнений   с   учётом   их   тренировочного воздействия   на   организм.   Как   правило,   школьники   доверчивы   и   открыты,   они   ещё   непотеряли интерес к учёбе, тянутся к знаниям и любят трудиться. И я постоянно стараюсь направлять их кипучую энергию, необузданные желания в нужное русло, привить интерес     к занятиям физкультурой и спортом, создать условия для обучения с азов какому­либо   виду спорта. На   моих   уроках   происходит   укрепление   здоровья,   развитие   потребности   в самостоятельных   занятиях   избранным   видам   спорта,   развитие   двигательных   качеств. Развитие   силы,   ловкости,   быстроты,   выносливости,   гибкости   постоянно   находится   на первом месте. Ведь развитие, совершенствование умений и навыков происходит гораздо быстрее и без особых проблем, если школьники хорошо физически подготовлены. Главное внимание необходимо уделять именно физическому развитию ребёнка, и обучение должно идти вслед за развитием. И когда развитие двигательных качеств достигает оптимального уровня, освоение двигательных действий намного облегчается. Это является постоянной ведущей   задачей.   Ребята   должны   осознать   необходимость   занятий   физическими упражнениями.   От   уроков   физкультуры   к   тренировочному   процессу,   а   от   него   к самостоятельным   занятиям   ­   так   можно   охарактеризовать   педагогический   процесс школьной физической культуры. И вот тут мои уроки – Радость телу и душе – Повышают жизни токи,  Крепят мускулы в тебе. И скажу я по секрету (А хотя какой секрет?),  Готова  крикнуть всему свету,  Что важней уроков нет! Имея   хорошую   физическую   подготовленность,   многие   учащиеся   испытывают необходимость совершенствоваться в любимом виде спорта, посещая секции в школе или в ДЮСШ (выставка). Здоровье и нравственная, физическая культура – вещи неразделимые. Усталость  спортсмена, мышечная боль после занятий не всегда вызывают только положительные  эмоции. И усталость, и боль нужно преодолеть, а значит, пересилить себя, заставить,  проявить волевые качества, силу духа, терпение и выдержку. Это однозначно, и другого  не дано. И поэтому следующая ступень ­ нравственное совершенство. Стойкость, сила духа, умение  преодолевать усталость, с достоинством принимать как победу, так и поражение,  стремление к этой победе являются важнейшими составляющими нравственного  совершенствования. Но его становление происходит медленно, поэтапно. В нашей гимназии с 2003 года работает программа "Здоровье", основными целями  которой  являются:обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников учебно­ воспитательного процесса;  развитие у школьников навыков здорового образа жизни;  содействие утверждению в жизнь школьников идей добра и красоты, физического и  духовного совершенствования. Одной из задач программы "Здоровье" является ­ содействие физическому развитию  учащихся через организацию здорового досуга. В гимназии работают секции по различным видам спорта, приоритетными являются  футбол, баскетбол, волейбол, группы ОФП, настольного тенниса, национальных игр,  Президентского многоборья. В течение учебного года проводятся соревнования как   внутришкольные, так и городские, (с 2000 года по итогам городской спартакиады  школьников гимназия занимает 1­3 места). А   еще   от   меня   зависит,   чтобы   ребята   не   были   подвержены   вредным   привычкам. Негативные   явления   в   молодежной   среде:   рост   преступности,   беспризорности, безнадзорности, употребление психотропных препаратов, снижение общей культуры ­ эти проблемы   современной   молодежи   я   решаю   с   помощью   физкультуры   и   спорта.   И   если мальчишка   стал   заниматься,   тренироваться,   заботиться   о   своем   здоровье,   ушел   от бесцельного "блуждания" по улицам и подъездам, то можно сказать ­ так держать, учитель... Мои   ученики   учатся,   растут,   развиваются,   и   наступает   такой   момент     (радостный   и грустный одновременно), когда ученики выходят во взрослую жизнь. Последний урок в выпускном классе я посвящаю теме здоровья, физкультуры в будущем моих выпускников. Мы много говорим. Вспоминаем, какими неуклюжими, слабыми они были и какими стали. Вспоминаем и забавные случаи из нашей спортивной жизни. Своим выпускникам я даю последнее   "домашнее   задание"   ­   заботиться   о   своем   здоровье,   продолжать   занятия физкультурой и спортом, укреплять силу духа. Общий лейтмотив нашей беседы можно выразить   так:   "Кто   остановился   в   своем   физическом   и   нравственном   развитии,   тот безнадежно отстал ".  Быть здоровым – это важно Для тебя и для страны.  Коль здоровым будет каждый,  Будем вместе мы сильны.  Если было б в моей воле, Я урок бы важный свой С первых дней учебных в школе В каждый день поставил твой.  И тогда­то в аттестате  Можно будет написать, Что здоров, красив и статен  И по спорту с плюсом пять.Успехи и неудачи своей деятельности я в большей мере связываю с тем, насколько мне удаётся   организовать   учебную   деятельность   моих   ребят,   характеризующуюся   такими признаками, как активность, самостоятельность, сознательность выбора нравственного и физического совершенства.  Чтобы быть учителем­мастером одних природных задатков недостаточно. Любовь к детям не заменит профессионального мастерства. Учитель физкультуры таит в себе огромную кладовую   широких   знаний   и   умений,   потому   что,   избрав   эту   профессию,   в   ответе   за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Учитель должен быть, прежде всего, личностью, служить примером для своих учеников. Только духовно богатая личность может воздействовать на душу воспитанника, обращаться к его сердцу, чувствам, воле, пробуждать готовность к стремлениям и действиям, образовывать характер.  И если человек выбрал учительскую профессию, как говорится, навсегда, он должен при  помощи самоанализа своих достоинств и недостатков, стереотипов поведения вести поиск  гармоничного сосуществования с самим собой и с окружающими. Человек может совершенствоваться всю свою жизнь, и, как говорил великий русский  писатель Л.Н.Толстой, самообразование и самосовершенствование человека  заканчивается только с его смертью. Нет предела и границ в движении вперед, как не может быть  остановок и в самой жизни.