Проблематика преподавания учебного предмета "Биология" "Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования.
Оценка 4.7

Проблематика преподавания учебного предмета "Биология" "Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования.

Оценка 4.7
docx
20.07.2023
Проблематика преподавания учебного предмета "Биология"  "Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования.
Опыт реализации проекта .docx

Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования.

    Слайд 1 Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.

      Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения  ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся с учетом перспективных направлений развития отечественных и международных исследований.

      В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

Слайд 2 Что такое функциональная грамотность?

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. 

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

- успешно решает разные бытовые проблемы;

- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. 

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Слайд 3Составляющие функциональной грамотности

1. ​Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. ​Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. ​Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. ​Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. ​Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. ​Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Слайд 4 Что такое естественнонаучная грамотность?

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную

гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

 

      научно объяснять явления;

      понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

      интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.  

Пример.  Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере.

Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

 

Слайд 5 Естественнонаучная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

 

Пример.  Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.    

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами. 

Слайд 6 Как использовать задания в учебном процессе?

Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?

Два полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или

с формирующей целью.

Диагностика

Оценка достижения планируемых результатов.

Выявление реальных возможностей учащихся.

Формирующая цель

Различные фазы урока: введение нового материала;

Актуализация знаний;  формирование и развитие умений.

В составе специального естественнонаучного практикума.

 

Слайд 7 Первые результаты

      Учащиеся (5 и 7 классы) успешно работают с заданиями, предлагаемыми в компьютерной форме.

      В основном дают грамотные развернутые высказывания.

      Способны анализировать информацию (в т.ч. в виде графиков и диаграмм) и делать выводы, не требующие сложных логических цепочек.

      У 7-классников есть проблемы с освоением программного материала: физика, биология.

      5-классники действительно часто демонстрируют знания и умения, не предусмотренные программой.

 

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

  • формирование банка заданий;
  • формирование проектов тренировочных работ;
  • прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;
  • проверку развернутых ответов экспертами;
  • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).

В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
  • Руководство пользователя для получения доступа к банку заданий
  • ​Подробная инструкция по работе с системой

Иные ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
  • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
  • Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
  • Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки // ГК "Просвещение"PISA
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
  • Открытые задания PISA
  • Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
  • Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
  • Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы​
  • Тесты для оценки уровня финансовой грамотности​

Информационно-методическое сопровождение

  • Формирование функциональной грамотности // Единое содержание общего образования,  Минпросвещения России
  • Семинары по функциональной грамотности // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
  • Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности // АУ "Институт развития образования", ХМАО - Югра
  • Страницы предметных ГМО на сайте городского сетевого педагогического сообщества SurWiki
  • ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Учебно-методическое пособие
  • Просвещение. Поддержка // Учитель.Club
  • ​Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Глобальные компетенции // Минпросвещения России, ИСРО РАО
  • ​Формирование функциональной грамотности // презентация
  • ​Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации // БФ Сбербанка Вклад в будущее
  • Методические рекомендации для учителей и родителей // БФ Сбербанка Вклад в будущее
  • ​Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов // Самара: СИПКРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования

Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования

Глобальные компетенции . Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде,…

Глобальные компетенции . Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде,…

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать

В случае если учетная запись в

В случае если учетная запись в

Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке

Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2023