Проблемная ситуация как средство мониторинга сформированности общих компетенций студентов
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
На современном этапе развития СПО все более востребованным результатом образования становится компетентность, рассматриваемая не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Именно такой подход обеспечивает признание результатов, даваемых системой образования и за ее пределами.
Мобилизация и активизация студентов в учебном процессе, а конкретно при решении проблемных задач, позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, навыки и умения, проявлять творческие способности и расширять возможности их применения в различных сферах деятельности. Обсуждение проблемных ситуаций – особая форма групповой работы, в которой студенты занимают активную позицию, а усвоение учебной информации происходит в процессе проживания личного опыта нового поведения в групповом взаимодействии.
При такой форме работы отчетливо просматривается реализация таких педагогических принципов как:
- принцип исследовательской позиции. Сконструированные ситуации создают определенную креативную среду и дают возможность студентам осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения.
- принцип осознания поведения. В процессе принятия решений поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.
- принцип партнерского общения. При взаимодействии в группе, студенты учитывают интересы и мнения друг друга, учатся признавать ценность личности другого человека.
- принцип оптимальности. В процессе обсуждения проблемных вопросов появляется возможность своевременно принимать решения и производить в образовательном процессе корректирующие воздействия, направленные на получение качественного результата на его выходе.
Проблемная ситуация – как способ оценки сформированности компетенций студентов – апеллирует непосредственно к накопленному опыту обучающихся, который обогащается в процессе выполнения учебных заданий.
При проведении подобных контрольных мероприятий используются задания, требующие не воспроизведения усвоенной информации (репродуктивный уровень усвоения), а направленные на создание модельной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней. Живое и доказательное обсуждение проблемы позволяет включать в активную познавательную деятельность слабых студентов, повышает их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда.
В интересах студентов мониторинг общих компетенций при решении проблемных задач должен быть построен на гуманистических принципах и с учетом возможности индивидуального подхода. С этой точки зрения правильным станет использование нормоориентированной интерпретации, когда результаты студента сравнивают не с результатами других студентов, а с установленным в образовательном учреждении стандартом. Акцент делается на то, насколько каждый студент улучшил свой результат, а не на то, насколько он лучше или хуже других справился с контрольными заданиями. Такой способ в большей степени способствует саморазвитию и стимулирует к обучению.
При использовании метода решения проблемных задач следует определить признаки исследуемой компетенции, которые и станут объектом оценивания и покажут, в какой степени сформировано данное умение у учащегося. Признаки должны быть явными, фиксируемыми и позволять делать выводы о сформированности анализируемой нами компетенции.
Правильная организация подобной формы работы активизирует такие деятельностные компоненты, которые предполагают развитие коммуникативной компетенции: умение работать с различными видами литературы (научной, справочной, художественной), способность перерабатывать и усваивать, а так же создавать собственный текст (в виде устного выступления или эссе). Кроме того, деятельностный компонент позволяет студентам самостоятельно и критически мыслить, определять уровень собственных достижений, выявлять пробелы и разрабатывать систему путей решения проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.