Проблемная ситуация как средство мониторинга сформированности общих компетенций студентов

  • docx
  • 15.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблемная ситуация как средство мониторинга сформированности общих компетенций студентов.docx

Проблемная ситуация как средство мониторинга сформированности общих компетенций студентов

 

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

На современном этапе развития СПО все более востребованным результатом образования становится компетентность, рассматриваемая не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Именно такой подход обеспечивает признание результатов, даваемых системой образования и за ее пределами.

Мобилизация и активизация студентов в учебном процессе, а конкретно при решении проблемных задач, позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, навыки и умения, проявлять творческие способности и расширять возможности их применения в различных сферах деятельности. Обсуждение проблемных ситуаций – особая форма групповой работы, в которой студенты занимают активную позицию, а усвоение учебной информации происходит в процессе проживания личного опыта нового поведения в групповом взаимодействии.

При такой форме работы отчетливо просматривается реализация таких педагогических принципов как:

- принцип исследовательской позиции. Сконструированные ситуации создают определенную креативную среду и дают возможность студентам осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения.

- принцип осознания поведения. В процессе принятия решений поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.

- принцип партнерского общения. При взаимодействии в группе, студенты учитывают интересы и мнения друг друга, учатся признавать ценность личности другого человека.

- принцип оптимальности. В процессе обсуждения проблемных вопросов появляется возможность своевременно принимать решения и производить в образовательном процессе корректирующие воздействия, направленные на получение качественного результата на его выходе.

Проблемная ситуация – как способ оценки сформированности компетенций студентов – апеллирует непосредственно к накопленному опыту обучающихся, который обогащается в процессе выполнения учебных заданий.

При проведении подобных контрольных мероприятий используются задания, требующие не воспроизведения усвоенной информации (репродуктивный уровень усвоения), а направленные на создание модельной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней. Живое и доказательное обсуждение проблемы позволяет включать в активную познавательную деятельность слабых студентов, повышает их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда.

В интересах студентов мониторинг общих компетенций при решении проблемных задач должен быть построен на гуманистических принципах и с учетом возможности индивидуального подхода. С этой точки зрения правильным станет использование нормоориентированной интерпретации, когда результаты студента сравнивают не с результатами других студентов, а с установленным в образовательном учреждении стандартом. Акцент делается на то, насколько каждый студент улучшил свой результат, а не на то, насколько он лучше или хуже других справился с контрольными заданиями. Такой способ в большей степени способствует саморазвитию и стимулирует к обучению. 

При использовании метода решения проблемных задач следует определить признаки исследуемой компетенции, которые и станут объектом оценивания и покажут, в какой степени сформировано данное умение у учащегося. Признаки должны быть явными, фиксируемыми и позволять делать выводы о сформированности анализируемой нами компетенции.

Правильная организация подобной формы работы активизирует такие деятельностные компоненты, которые предполагают развитие коммуникативной компетенции: умение работать с различными видами литературы (научной, справочной, художественной), способность перерабатывать и усваивать, а так же создавать собственный текст (в виде устного выступления или эссе). Кроме того, деятельностный компонент позволяет студентам самостоятельно и критически мыслить, определять уровень собственных достижений, выявлять пробелы и разрабатывать систему путей решения проблем.


 

Посмотрите также