Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Оценка 4.6

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Оценка 4.6
Семинары
doc
химия
9 кл—11 кл
27.03.2019
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемный диалог представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В "проблемно-диалогическом"обучении первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения.Рассмотрим примеры приёмов и тексты диалога.
Горяева Л.А..doc
Проблемно­диалогическое обучение как средство  реализации требований ФГОС на уроках химии Технология   проблемного   диалога    представляет   собой   современную образовательную   технологию   деятельностного   типа   и   позволяет   реализовать требования   ФГОС.    В   сложном   прилагательном   «проблемно­диалогическое» обучение     первая   часть   означает,   что   на   уроке   изучения   нового   материала должны быть проработаны два  звена: постановка  учебной проблемы  и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания   по   предмету.   Для   технологии   ПО   ключевым   является   понятие творчество. Первое   звено   творчества   –   постановка   проблемы.  Второе   звено творчества   –   поиск   решения,   т.е.   мыслительная   работа   по   выдвижению   и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения.    Последнее звено­ это звено реализации продукта.   Смысл   технологии   проблемного   диалога   заключается   в   том,   чтобы   на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.   На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить   проблему,   т.е.   сформулировать   сначала   тему   урока   или   вопрос   для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети   могут   только   в   диалоге   с   учителем.   Поскольку   проблема   и   решение педагогу  известны заранее, к ним есть два пути:     тропа догадок  и   дорога логического   вывода.   Это   значит,   что   педагог   волен   выбирать   между   двумя видами   диалога.  Побуждающий   от   проблемной   ситуации   диалог   и подводящий к теме диалог Побуждающий   диалог  состоит   из   отдельных   стимулирующих   реплик, которые   помогают   ученику   работать   по­настоящему   творчески.   На   этапе постановки   проблемы   учитель   создаёт   проблемную   ситуацию,   а   затем произносит   специальные   реплики   для   осознания   противоречия   и формулирования   проблемы   учениками.   На   этапе   поиска   решения   учитель побуждает   учеников   выдвинуть   и   проверить   гипотезы.   Таким   образом, побуждающий  диалог  позволяет   ученикам  угадать  противоречие  и  проблему, гипотезу и её проверку.   Подводящий диалог  представляет  собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое   мышление   учеников.   На   этапе   постановки   проблемы   учитель пошагово   подводит   учеников   к   формулированию   темы   или   вопроса   для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой», что возможно и без проблемы. У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация.   Учебная   проблема   существует   в   двух   формах   и   побуждение   к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?»  или «Какой возникает вопрос?» Технология   проблемного   диалога   рассматривает   несколько   разных приёмов   создания   проблемной   ситуации   и   предлагает   для   каждого   приёма собственный текст диалога.  Прием   1.  Проблемная   ситуация   с   противоречивыми   положениями создается   одновременным   предъявлением   классу   противоречивых   фактов, теорий,   мнений.   В   данном   случае   факт   понимается   как   единичная   научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение   к   формулированию   проблемы     осуществляется   одной   из   двух возможных реплик по выбору. Пример 1. Тема: «Элементы 4 группы» Учитель ­ Прочитайте формулы соединений. ­ Найдите схожие по составу формулы ­ К  какому классу  относятся? ­ Определите группу и положение  элементов в ПСХЭ, с.о. ( предъявление 1 факта) ­ Какое агрегатное состояние имеют  вещества? ( предъявление 2 факта) ­ Что интересного заметили?   (побуждение к осознанию  противоречия) ­ Какой возникает вопрос?  Ученики ­ H2O, CO2 , Al2O3 , SiO2 , N2O5 ­ CO2 , SiO2   ­ ­ оксиды неметаллы, 4группа, с.о. +4  ­ CO2  ­газ,  SiO2 – твердое вещество  ( возникновение проблемной ситуации) ­ Неметаллы  и их оксиды похожи по  составу и строению атома неметалла, но  имеют разные физические свойства  (осознание противоречия) ­Почему оксиды углерода и кремния  имеют разные агрегатные состояния?  ( учебная проблема как вопрос) ­ ( побуждение к формулированию  проблемы)  Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса   создается   вопросом   или   практическим   заданием   на   новый   материал. Побуждение   к   осознанию   противоречия   осуществляется   репликами:   «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору. Пример2. Тема «Амфотерные соединения» Учитель Ученик ­  Какие свойства    проявляет вещество общего  состава H2Zn O2  ­основные ­ Учитель показывает опыт  по взаимодействию   вещества с кислотой и основанием  ( реакция  идет в обоих случаях). Оказывается   вещество    проявляет основные и кислотные свойства ( предъявление научного факта) ­Какое было мнение о свойствах? ­А что оказалось? ( побуждение к осознанию  противоречия)  ­Такое явление называется амфотерностью.  ­Что будем изучать на данном уроке?  ( побуждение к формулированию  проблемы)  ­ кислотные   ( возникновение  проблемной ситуации) ­Только основные или только кислотные ­Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия)  ­ Амфотерные свойства соединений  ( учебная проблема как тема урока)  Прием 3.  Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным   или   ошибочным)   представлением   учеников   и   научным   фактом создается   в   два   шага.   Сначала   учитель   выявляет   житейское   представление учеников   вопросом   или   практическим   заданием   «на   ошибку»,   затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».  Пример 3. Тема: «Гидролиз солей» Учитель Ученик ­ Какую среду имеют кислоты, основания,  вода?   ­ Какую среду будут иметь соли? ­Такой среды нет. ( показывается опыт, где соли имеют кислую, щелочную и  нейтральную среду)  (предъявление научного факта)  ­ среду? ( побуждение к осознанию  противоречия) ­ Что будем изучать? ( побуждение к  формулированию проблемы)   Почему соли могут иметь разную   ­кислая, щелочная, нейтральная   ­соленую (обычный ответ, ошибочный)  (возникновение проблемной ситуации) ­Сложно ответить ( осознание противоречия) ­ Реакция среды растворов солей ( учебная проблема как тема урока) Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и   невозможностью   выполнить   задание   учителя   создается   практическим заданием,   не   сходным   с   предыдущим.   Побуждение   к   осознанию   проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».  Пример 4  Тема: « Элементы 6 группы» Учитель Ученики ­Определите степени окисления  по положению в  ПСХЭ у О и S  ( практическое задание) ­Какова с.о.  S  в формулах  SO2  и   SO3? ­ электронного слоя одинаково. Почему   О  не  проявляет аналогичные степени окисления? ( побуждение к осознанию противоречия) В атомах О и  S строение внешнего  Какой вопрос возникает? ­ ( побуждение к формулированию проблемы)  степени окисления ­2  ­  +4,+6 .  ­? (возникновение проблемной  ситуации)  ( осознание противоречия)  Откуда берутся валентные электроны  ( учебная проблема как вопрос) Подводящий   к   теме   диалог  представляет   собой   систему   вопросов   и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам   сформулировать   тему   урока.   По   ходу   диалога   необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в   том,   что   учитель   предваряет   сообщение   готовой   темы   либо   интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»­  это может быть ребус, видеосюжет,   картина,     отрывок   из   текста,   любой   интригующий   материал   из жизни. Примеры:   Тема: «ТЭД» опыт по исследованию   электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. Тема: «Жесткость воды». Сравнение образования пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес. На   проблемно­диалогическом   уроке   учитель   начала   побуждающим   или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным   заданием   стимулирует   их   создать   продукт   и   представить   его классу.   Технология   проблемного   диалога   действительно   творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал».   обеспечивает Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. Литература 1.  Мельникова, Е.Л.  Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55. 2.   Е.Л.   Мельникова   //   Образовательная   система   «Школа   2100»  :   Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования : сб. мат. – М. : Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019