Проблемный диалог представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В "проблемно-диалогическом"обучении первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения.Рассмотрим примеры приёмов и тексты диалога.
Горяева Л.А..doc
Проблемнодиалогическое обучение как средство
реализации требований ФГОС на уроках химии
Технология проблемного диалога
представляет собой современную
образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать
требования ФГОС. В сложном прилагательном «проблемнодиалогическое»
обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала
должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск
решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока
или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового
знания по предмету. Для технологии ПО ключевым является понятие
творчество.
Первое звено творчества – постановка проблемы.
Второе звено
творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и
проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение
нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.)
может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения.
Последнее звено это звено реализации продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на
уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья
научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и
решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для
исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу
дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение
педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога
логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя
видами диалога.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог и
подводящий к теме диалог Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,
которые помогают ученику работать понастоящему творчески. На этапе
постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем
произносит специальные реплики для осознания противоречия и
формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель
побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом,
побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему,
гипотезу и её проверку.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам
вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает
логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель
пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для
исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к
новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой», что возможно и без
проблемы. У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная
мотивация. Учебная проблема существует в двух формах и побуждение к
формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова
тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
Технология проблемного диалога рассматривает несколько разных
приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма
собственный текст диалога.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями
создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов,
теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная
информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного
человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:
«Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух
возможных реплик по выбору.
Пример 1. Тема: «Элементы 4 группы»
Учитель
Прочитайте формулы соединений.
Найдите схожие по составу формулы
К какому классу относятся?
Определите группу и положение
элементов в ПСХЭ, с.о.
( предъявление 1 факта)
Какое агрегатное состояние имеют
вещества?
( предъявление 2 факта)
Что интересного заметили?
(побуждение к осознанию
противоречия)
Какой возникает вопрос?
Ученики
H2O, CO2 , Al2O3 , SiO2 , N2O5
CO2 , SiO2
оксиды
неметаллы, 4группа, с.о. +4
CO2 газ, SiO2 – твердое вещество
( возникновение проблемной ситуации)
Неметаллы и их оксиды похожи по
составу и строению атома неметалла, но
имеют разные физические свойства
(осознание противоречия)
Почему оксиды углерода и кремния
имеют разные агрегатные состояния?
( учебная проблема как вопрос)
( побуждение к формулированию
проблемы)
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников
класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос
был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его
как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».
Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по
выбору.
Пример2. Тема «Амфотерные соединения»
Учитель
Ученик
Какие свойства проявляет вещество общего
состава H2Zn O2
основные Учитель показывает опыт по взаимодействию
вещества с кислотой и основанием ( реакция
идет в обоих случаях). Оказывается вещество
проявляет основные и кислотные свойства
( предъявление научного факта)
Какое было мнение о свойствах?
А что оказалось? ( побуждение к осознанию
противоречия)
Такое явление называется амфотерностью.
Что будем изучать на данном уроке?
( побуждение к формулированию
проблемы)
кислотные
( возникновение проблемной ситуации)
Только основные или только кислотные
Проявляет свойства и кислот и оснований
( осознание противоречия)
Амфотерные свойства соединений
( учебная проблема как тема урока)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е.
ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом
создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление
учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем
сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный
факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы
что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
Пример 3. Тема: «Гидролиз солей»
Учитель
Ученик
Какую среду имеют кислоты, основания,
вода?
Какую среду будут иметь соли?
Такой среды нет. ( показывается опыт, где
соли имеют кислую, щелочную и
нейтральную среду)
(предъявление научного факта)
среду? ( побуждение к осознанию
противоречия)
Что будем изучать? ( побуждение к
формулированию проблемы)
Почему соли могут иметь разную
кислая, щелочная, нейтральная
соленую (обычный ответ, ошибочный)
(возникновение проблемной ситуации)
Сложно ответить
( осознание противоречия)
Реакция среды растворов солей
( учебная проблема как тема урока) Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью
и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим
заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы
осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Пример 4 Тема: « Элементы 6 группы»
Учитель
Ученики
Определите степени окисления по положению в
ПСХЭ у О и S
( практическое задание)
Какова с.о. S в формулах SO2 и SO3?
электронного слоя одинаково. Почему О не
проявляет аналогичные степени окисления?
( побуждение к осознанию противоречия)
В атомах О и S строение внешнего
Какой вопрос возникает?
( побуждение к формулированию проблемы)
степени окисления 2
+4,+6 .
?
(возникновение проблемной
ситуации)
( осознание противоречия)
Откуда берутся валентные электроны
( учебная проблема как вопрос)
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и
заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и
задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть
посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет
ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо
обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается
в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для
самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно» это может быть ребус,
видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из
жизни. Примеры: Тема: «ТЭД» опыт по исследованию электропроводимости
воды, сухой соли, раствора соли в воде. Тема: «Жесткость воды». Сравнение
образования пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко
демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес.
На проблемнодиалогическом уроке учитель начала побуждающим или
подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем
продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его
классу. Технология проблемного диалога действительно
творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал».
обеспечивает
Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и
является эффективным средством реализации ФГОС.
Литература
1. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы,
средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. –
М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.
2. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» : Опыт
решения проблемы непрерывности и преемственности образования : сб. мат. –
М. : Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.