«Проблемное обучение»
« Учёный – это не тот,
кто дает правильные ответы,
а тот, кто ставит правильные вопросы».
Клод Леви-Стросс
В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Т.е. в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации и саморазвитию.
Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Поэтому, в последнее время «передача готовых знаний перестаёт быть главной задачей учебного процесса».
Поэтому сегодня на основе трудов многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система деятельностного метода, ориентированная на ценности саморазвития личности, и концепция, реализующая эту систему в практической деятельности школ.
В нашей школе семь лет назад учителя начальных классов начали изучать и использовать в своей работе технологию деятельностного обучения, перейдя на обучение учащихся по образовательной системе «Школа 2100».
Но всё новое – это хорошо забытое старое, т.к. история о методах , позволяющих сформировать деятеля, активно участвующего в процессе познания окружающего мира, уходит своими корнями в эпоху античности. И считается, что Сократ стал основоположником деятельностного подхода, ориентированного на познание ребёнком действительности в результате его самостоятельной деятельности. А так же пути решения этой проблемы можно найти в трудах великих философов Платона, Аристотеля и Пифагора.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивает системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания.
Одной из форм реализации деятельностного метода обучения является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Учитель наиболее полно раскрывается на уроке изучения нового материала. Показателем профессионализма педагога является примерное педагогическое кредо «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».
От грамотно построенного урока зависит качество знаний учащихся, а так же «развитие способностей к самодеятельности, благодаря которым человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни» (А.Дистервег).
Наиболее возможно это достигается на проблемном уроке, суть которого можно определить как «творческое усвоение знаний».
Что же можно сказать о творчестве в науке за партой? Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Существуют разные виды творчества: техническое, художественное и научное.
Результатом научного творчества являются новые знания.
А всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Исследователь испытывает чувство удивления или затруднения, ему необходимо осознать противоречие и сформулировать вопрос. Это и есть первое звено творчества – постановка проблемы. Дальше разворачивается второе творческое звено – поиск решения. Выдвигаются самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Третьим звеном творческого процесса является выражение решения. В результате получается вполне материальный продукт – рукопись. Данный продукт представляется широкой аудитории. А следующий этап – это реализация продукта. Т.о. научное творчество – процесс, включающий 4 звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.
Так и на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл. Школьники ставят учебную проблему и открывают знание, новое лишь для него самого.
Поэтому , посредством 4 звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально-творческое развитие, и воспитание инициативной личности.
Однако единой для всех схемы урока не существует. Во–первых, есть специфика урока, обусловленная образовательной ступенью. Структура урока в начальной школе отличается от урока в среднем и старшем звене. Так, например, в старших классах, особенно при лекционной системе, урок может состоять из единственного этапа введения знаний.
А так же осуществляется предметная специфика урока. На математике, изучение нового материала , как правило, успевает завершиться этапом решения задач и выполнения упражнений (первичным закреплением).т.о. реальный проблемный урок может содержать 4-5 разных этапов (а может и меньше). Этап введения нового материала обязателен, а этап воспроизведения знаний очень-очень желателен. (структура проблемного урока).
Повышается результативность любого урока, если мы умеем правильно анализировать урок и делать самоанализ урока. Аспекты анализа проблемного урока:
Основные аспекты анализа проблемно-развивающего урока.
1. Готовность учителя и учащихся к уроку: внешняя, внутренняя, психологическая.
2. Организационные действия учителя, планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, развивающих и воспитательных задач.
3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.
4. Применение проблемных методов обучения.
5. Подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения.
6. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
7. Владение учителем способами создания проблемных ситуаций.
8. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.
9. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения.
10. Умение учащихся осуществлять логические операции.
11. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока.
12. Затруднения, возникающие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены.
13. Соблюдение требований проблемно-развивающего урока к домашней работе учащихся: какие задачи были предложены ( на продолжение исследования, начатого на уроке; решение новой/нетиповой задачи4 актуализацию опорных знаний и умений; применение знаний и умений в новой ситуации; самостоятельное теоретическое осмысление).
14. Что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.
Самоанализ урока.
Самоанализ учебного занятия – процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведённого им учебного занятия.
Аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа урока и необходимости развития умений проводить его:
1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьёзные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала.
2. Самоанализ – прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий К.С.Станиславский называл «творческим рабочим самочувствием».
3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы.
4. Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок.
5. Без оперативного самоанализа только что проведённого урока невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель-учащиеся».
6. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют учителя от снижения качества обучения и воспитания школьников.
7. Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу.
Памятка для самоанализа урока.
А. Каков был замысел, план проведённого урока и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты?
1.5. В чём видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывался выбор структуры и темпа проведения урока? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства и формы обучения?
Б. Были ли изменения по сравнению с данным планом в ходе урока, если – да, то какие, почему и к чему они привели?
В. Удалось ли :
ü Решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
ü Избежать перегрузки и переутомления учащихся;
ü Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие; какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведённого урока? Каковы неиспользованные резервные возможности ? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по – другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Блез Паскаль «Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать».
Современные технологии обучения требуют и современного оборудования рабочего места учителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.