Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида
Оценка 4.7

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
биология +1
Взрослым
09.12.2018
Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида
Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. Существенной стороной процесса обучения в специальной школе является коррекцион-но-развивающая работа и создание условий для развития личности ребенка, механизмов ком-пенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации. Содержание предмета биологии позволяет решать ряд важных коррекционных задач: развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить находить причинно – следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать. В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения уста-рели, чтобы овладеть вниманием учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Проблемное обучение на тему-1.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «Инсарская общеобразовательная школа­интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Доклад на МО учителей естественно­математического цикла на тему:                      «Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида»                                                                                                                 Выступила:                                                                                                                 Шиляева В.А. Март 2018 г. «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности ­ несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость   наполнить   его   сердце   гордостью   и   чувством   собственного   достоинства   — труда,   первостепенная задача педагогики» В. А. Сухомлинский Обучение   детей   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала, организации учебно­воспитательного процесса и многого другого. Существенной стороной процесса обучения в специальной школе является коррекционно­ развивающая   работа   и   создание   условий   для   развития   личности   ребенка,   механизмов компенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации. Содержание   предмета   биологии   позволяет   решать   ряд   важных   коррекционных   задач: развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить находить причинно – следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать. В   настоящее   время   педагоги     сходятся   во   мнении:   традиционные   формы   обучения устарели, чтобы овладеть вниманием учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать, действия   с   учебным   материалом   должны   носить   преобразующий   характер,   захватывающий личность. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Чтобы сделать обучение интересным для учащихся и чтобы идти в ногу со временем, стараюсь внедрять новые технологии в обучении и воспитании. Передо мной, как и перед каждым учителем, встает задача поиска различных методов, способов, приемов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность учащихся и стимулировать их мыслительные процессы. В   этом   мне   помогает   использование   на   уроках   элементов проблемного, поискового обучения. Проблемное обучение, по мнению ряда авторов (Берг А. И., Криницкий Н. А., и др.) позволяет   оптимально   активизировать   познавательную   деятельность   учащихся   с   умственной отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)     путем   создания   на   уроке   проблемных ситуаций, решение которых осуществляется в процессе учебной поисковой и исследовательской деятельности. Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную   деятельность,   в   которой   он   сам   добывает   знания,   проводя   опыты,   свободно высказывая свои мысли или впечатления. В своей работе  использую следующие методы проблемного обучения: Проблемное изложение ­ это активизирующее изложение, когда в ходе сообщения новых знаний систематически  создаю проблемные ситуации, ставлю вопросы и указываю пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной  деятельности. Здесь может быть применен метод ­ поисковая беседа, когда ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы. Изложение   с   проблемным   началом: создав   в   начале   изложения   новых   знаний проблемную   ситуацию,   далее   объясняю   учебный   материал   традиционным,   информационным способом. Этот метод является наиболее доступным. Поисковая беседа (частично­поисковый метод): "Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Рене Декарт). Исследовательский  метод­   это   организация   поисковой,   познавательной   деятельности   требующих учащихся   путем   постановки   познавательных   и   практических   задач, самостоятельного творческого решения. При проблемном   изложении   материала формулирую   проблему   и   раскрываю   перед учениками пути ее  решения (объясняю материал) тем самым, учу самостоятельно анализировать явления,   ориентироваться   в   новой   ситуации.   Так     поступаю   в   5   классах,   т.к   дети   еще недостаточно владеют навыками самостоятельного поиска. Например: при прохождении темы «Вода»,   мы   рассмотрели   вопросы   «созидательной   и   разрушительной   работы   воды»   На следующем уроке я предлагаю ответить учащимся на вопрос «Вода нам друг?» На уроке мы вспоминаем   кого   мы   называем   другом,   выписываю   на   доске   качества   друга   и   с   помощью вопросов о деятельности воды я подвожу учащихся к определению понятий «друг». Дети сами делают   выводы,   что   «вода­   наш   друг»   и   я   плавно   перехожу   к   вопросу   «Охраны   воды   и экономного ее расходования». В   данном   случае   учитель   выступает     не   информатором   знаний,   а   организатором поискового процесса, активизирующий познавательную деятельность учащихся. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» 6 класс тема «Круговорот воды в природе» Урок начинается с проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда девается вода?» Дети дают противоречивые ответы: ­вода впитывается в доску ­вода испаряется Дальше  провожу объяснение темы, не касаясь этого примера, а разбираем вопрос «Вода, из ручьев течёт в реки, а реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?» В результате   объяснения   нового   материала   дети   приходят   к   выводу,   что   вода   испаряется   с поверхности водоёмов. В конце урока мы возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Учащиеся успешно справляются с ним, они сумели перенести полученные знания в иную проблемную ситуацию.  На уроке в 9 классе « Значение крови и ее состав» ставлю проблему «Почему почти при любом заболевании делают анализ крови?» Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать. Цель   активизации   путем   проблемного   обучения   в   5­6   классах   состоит   в   том,   чтобы понять   уровень   усвоения   понятий   и   обучить   не   отдельным   мыслительным   операциям   в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных  задач.  Эта  активность  заключается  в  том,  что  ученик,   анализируя,  сравнивая, синтезируя,   обобщая,   конкретизируя   фактический   материал,   сам   получил   из   него   новую информацию.   Другими   словами,   это   расширение,   углубление   знаний   при   помощи   ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может   дать   ни   учитель,   ни   книга,   она   ищется   и   находится   учеником,   поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Приемы   подачи   нового   материала   не   обеспечивает   активности   мыслительной деятельности   большинства,   а   тем   более   всех   учеников.   Это   происходит   потому,   что,   как правило, проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые  только приступают к решению.  Значит, в  таких условиях  самостоятельно  усваивают знания   в   основном   сильные   учащиеся,   остальные   получают   их   в   готовом   виде   от   своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение   эффективности   обучения,   она   не   активизирует   умственную   деятельность большинства учащихся. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать со стороны разноуровневого обучения. На   своих   уроках   стараюсь   определить   три   уровня   проблем.   Уровни   проблем   отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Уровни представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблем и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником. Сущность уровней проблем заключается в следующем. Проблемная задача, сформированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки, на среднем уровне содержит  одну подсказку, на низком уровне две подсказки.  Проблемная задача,   сформулированная   на   низком   уровне,   содержит   ряд   последовательно   предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу новых знаний. Проблемная ситуация вызывает активную работу мысли всех учеников класса, вызывает чувство удовлетворения от конечного результата поиска решения проблемы – ведь дети «сами» смогли найти выход из трудной учебной ситуации. Одна из форм умственного поиска ­ установление причинно­следственных связей. Здесь   помогают   задания   типа:   тема   «Пищеварение»   9   класс ­   многие   подростки   не вынимают изо рта жевательную резинку на протяжении всего дня. Какой опасности и почему они подвергают себя? Почему не все люди заболевают, когда в их органы попадают болезнетворные бактерии? Тем самым я побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять   факты.   Этот   прием   способствует   развитию   общеучебных   умений   и   навыков, логического мышления у ребят. Активную   мыслительную   деятельность   учащихся   вызывают   вопросы,   требующие   у ребёнка умения найти сходства и различие объекта.  Этот   прием   использую   часто   для   установления   причинно­   следственных   связей. Например: сравнить строение рыбы и лягушки­ далее какие особенности в строении лягушки позволяют ей жить на суше? И т. д Самым   высоким   уровнем   познавательной   самостоятельности   учащихся   является исследовательский   метод решения   учебной   проблемы.   Его   используют   при   организации лабораторно­практических   занятиях,   когда   учащиеся   имеют теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им поставить задачу   обобщающих   уроках, и найти ее решение. Самонаблюдение,   например,   на   уроках   биологии   в   9   кл   для   выяснения   влияния физических упражнений на сердце, пульс и дыхание. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: ­   при   объяснении   материала   (в   начале   урока),   чтобы   вызвать   интерес   к   изучаемому вопросу; ­ при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; ­ при контроле знаний (творческое применение знаний). Приведу некоторые примеры  При объяснении материала  7 класс тема «Растение – целостный организм» Поспорили   однажды   корень,   стебель   и   лист,   кто   из   них   важнее?   Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. Корень: Я — корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Учитель:   Вовремя   вмешался   в   разговор   человек.   Примирил   спорщиков.   Что   сказал человек листьям, стеблям и корням? Это буде темой нашего урока. Как бы вы решили этот спор? (Учащиеся высказывают свою точку зрения Для   активизации   познавательной   деятельности   возможно   создание проблемной ситуации на   основе   высказываний   или   фактов. Предлагаю   учащимся   прокомментировать высказывания: 1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский 2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен 3)   Известный   географ   и   путешественник   А.   Гумбольт   утверждал,   что   «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? 4) Великий русский ученый М.В. Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Ребятам   предлагается   правильно   ответить   на   определённое   число   вопросов,   чтобы набрать определённое количество баллов.  Дети  с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) в сотрудничестве с педагогом   охотно   используют   различные   способы   решения   поставленных   проблем,   учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели. На   уроках   биологии   для   развития   познавательного   интереса   учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача ­ есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают   различные   предположения,   приводят   доказательства,   а   это,   несомненно, способствует   активизации   мыслительной   деятельности   школьников,   развитию   логического мышления,   познавательной   самостоятельности   и   в   итоге   формированию   и   развитию познавательного интереса к биологии. ­Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей,   и   растение   стало   плодоносить.   Объясните   ситуацию  при   изучении   темы «Насекомые». За сутки одна божья коровка уничтожает до100 тлей. Ее самка за летний период откладывает   до   1000   яиц,   а   каждая   личинка   до   окукливания(40   суток)   может уничтожить   до   1000   тлей   или   3000   их   личинок.   Рассчитайте,   сколько   тлей   может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей. Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут? Дайте обоснованный ответ. Два   человека   поскользнулись   на   льду   и   упали.   Один   из   них   сломал   ногу,   а   другой отделал ся   ушибом.   Предположим,   что   сила   удара   при   падении   его   направление   были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте. Подобные   задания   позволяют   интегрировать   материал   с   другими   предметами: математикой, географией и т. п. Таким   образом,   в   ходе   решения   задач   можно   определить,   умеет   ли   учащийся использовать   свои   знания   и   насколько   успешно   он   это   делает.   Опираясь   на   них,   решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое главное ­ это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности.   Самостоятельное   решение   задачи   –   это   маленькое   открытие   для   каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Вывод:   Рассмотренные   выше   методы   позволяют   активизировать   мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение   самостоятельно   пополнять   свои   знания,   ориентироваться   в   стремительном   потоке информации. Несмотря   на   преимущества   и   большую   роль   проблемного   обучения   в   повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным. Ведь   лишь   часть   знаний   может   быть   усвоена   проблемно.   Приходится   считаться   с содержанием   учебного   материала,   временем   и   другими   факторами   учебного   процесса. Следовательно,   проблемное   обучение   целесообразно   применять   по   возможности   ,   но   в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности. Но   также   система   обучения   не   может   быть   подлинно   развивающей   без   проблемного обучения. Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически   всем.   Однако   уровень   проблемности   и   степень   познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения. Литература:  1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.­1999 №3  2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002. 3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.­ М., 1994  4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.  5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии  //Образование в  современной школе. 2003 г.­ № 66. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего  обучения. – М.: Педагогика, 1989.

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида

Проблемное обучение на уроках биологии в школе VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018