Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
математика
2 кл
02.09.2017
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Задачей учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
000a1ae7-5c5d6f2a.docx
1
«Развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе
младших школьников»
«Человек достигнет результата, только делая чтото сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
Современный мир характеризуется постоянной динамичностью
факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Для выбора адекватной
стратегии поведения в меняющихся условиях, человеку сегодня необходима
способность к исследовательскому поведению, которая определяет в целом
его успешность в среде самостоятельной жизнедеятельности, превращается в
ключевую характеристику его личностного стиля.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед
учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми
стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все
учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам
действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации
данных задач в полной мере способствует системно деятельностный подход
в обучении, который заложен в новые стандарты.
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно.
Задачей учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо
было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить,
показать,
даже
наислабейшего, в учебную деятельность.
является включение самого ученика,
рассказать,
Урок нужно организовать так, чтобы дети самостоятельно овладевали
новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении
разнообразных проблем: познавательных, учебнопрактических, жизненных.
Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и
поновому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей
умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться
всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия.
Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной
мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла
обойтись, да и не должна была, без технологии системнодеятельностного
метода обучения.
Системнодеятельностный подход – это организация учебного процесса,
в котором главное место отводится активной и разносторонней,
самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Это подход к
организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема
самоопределения ученика в учебном процессе. 2
Проблемное обучение — это такая организация урока, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и
умениями и развитие мыслительных способностей.
Изучением технологии проблемного обучения занимались такие ученые
как: A.M. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Б. Шумакова, И.А. Ильницкая,
Л.В. Остапенко, М.В. Дубова, К.С. Шерстнева, О. Загвоздина, В.С.
Идиатулин, С.Ю. Коровкин, Е.И. Кузьмина, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева,
В.Е. Никифоров, С.В. Юркина и мн. др.
Для организации проблемного обучения в учебном процессе младших
школьников используются следующие приемы:
создание проблемной ситуации с противоречивыми положениями;
создание проблемной ситуации со столкновением мнений учеников
класса;
создание проблемной ситуации с противоречием между
необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя;
создание проблемной ситуации на основе использования
мотивирующего приема.
Опишем представленные приемы создания проблемных ситуаций.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями
создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов,
теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная
информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция
отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется
репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое
противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы
осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно первому приему можно
представить следующим образом:
Предъявление первого факта.
Предъявление второго факта.
Побуждение к осознанию.
Побуждение к проблеме.
Формулировка проблемы в виде вопроса.
1.
2.
3.
4.
5.
В таблице 1 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке
окружающего мира в 4м классе. 3
Таблица 1
Урок окружающего мира в 4м классе по теме
«Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ
Учитель
Ученики
Предъявление
первого факта
– Ребята! У кого есть собака?
– Какой породы ваши собаки?
– Ученые подсчитали, что
сейчас на Земле существует
несколько тысяч пород собак.
Фиксирует вопрос на
доске.
Поднимают руки.
Называют.
Предъявление
второго факта
– А сколько было пород
собак у древних людей?
– Думаем, одна!
Побуждение к
осознанию
– Так что вас сейчас удивило?
Что интересного заметили?
– Была одна порода, а
стало много. (Осознание
противоречия.)
Побуждение к
проблеме
– Какой возникает вопрос?
(Проблемная ситуация.)
– Откуда взялось столько
пород собак? (Вопрос.)
Вопрос
Фиксирует вопрос на доске
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников
класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос
был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его
как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не
знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из
реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно второму приему можно
представить следующим образом:
Вопрос на новый материал.
Побуждение к осознанию.
Побуждение к проблеме.
Формулировка проблемы в виде вопроса.
1.
2.
3.
4.
В таблице 2 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке
литературного чтения в 4м классе. 4
Таблица 2
Урок литературного чтения в 4м классе по теме
«Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ
Учитель
Ученики
на
Вопрос
новый
материал
Побуждение к
осознанию
Побуждение к
проблеме
– С. В. Михалков уже известен вам как
автор многочисленных стихов, сказок,
басен и пьес для детей. Сегодня мы
будем читать еще одно его
произведение. Оно называется «Ворона
и рак». Послушайте (читает текст).
– Прочитаем текст цепочкой.
– Попробуйте определить жанр нового
произведения.
(Фиксирует мнения на доске.)
– Ребята, отвечая на мой вопрос,
сколько мнений вы высказали?
– Какой возникает вопрос?
Слушают.
Читают.
– Это сказка о
животных.
– Это басня!
(Проблемная
ситуация.)
– Два.
– Каков же жанр
произведения С.В.
Михалкова «Ворона
и рак»? (Вопрос.)
Вопрос
Фиксирует вопрос на доске
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между
необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается
практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию
проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем
затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к
формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно четвертому приему
можно представить следующим образом:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание на известный материал.
Задание на новый материал.
Побуждение к осознанию противоречия.
Побуждение к проблеме.
Формулировка проблемы в виде вопроса. В таблице 6 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке
математики в 4м классе.
5
Урок математики в 4м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Анализ
Учитель
Ученики
Таблица 3
на
Задание
известный
материал
Задание на новый
материал
к
Побуждение
осознанию
противоречия
площадь
– Найдите
прямоугольника
со
сторонами 15 и 3 см.
Работайте в тетради.
– На листочках найдите
площадь прямоугольника со
сторонами 56 и 21 см.
– Смогли выполнить
задание?
– В чем затруднение?
– Чем это задание не
похоже на предыдущее?
Побуждение
проблеме
Тема
к
– Какова сегодня тема
урока?
Фиксирует тему на доске.
Легко выполняют задание.
Испытывают затруднение.
(Проблемная ситуация.)
– Нет, не смогли.
– Это новое умножение.
– Надо умножить на
двузначное число, а мы
такого еще не решали.
(Осознание проблемы.)
–
двузначное число. (Тема.)
Умножение
на
Прием. 4. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть приема
заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо
интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой
значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых
случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Схему создания проблемной ситуации согласно пятому приему можно
представить следующим образом:
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.
Побуждение к проблеме.
Формулировка проблемы в виде вопроса.
1.
2.
3.
В таблице 7 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке
русского языка в 4м классе.
Таблица 4
Урок русского языка в 4м классе по теме «Дательный падеж»
Анализ
Учитель
Ученики «Яркое пятно» в
форме
шуточного
стихотворения
к
Побуждение
проблеме
Тема
– Сегодня мы познакомимся с
падежом, про который Лежебокин,
герой стихотворения Г. Граубина,
сказал так:
Такой падеж как …
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чемнибудь
С друзьями не люблю.
– Кто догадался, о каком падеже идет
речь?
– Значит, тема нашего урока?
Фиксирует тему на доске.
6
–
дательном.
О
– Дательный
падеж.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения,
проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность
реализовать системно деятельностный подход в обучении младших
школьников, что, в свою очередь, способствует успешному обучению
младших школьников.
У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им
успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное
обучение по любому учебнометодическому комплекту. Ведущими
характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность
самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания,
выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие
представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому
вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли не просто
«зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция
определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученикаисследователя – это процесс, который открывает
широкие возможности для развития активной и творческой личности,
способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия,
решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность
за них.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.