Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Оценка 4.9

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
математика
2 кл
02.09.2017
Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Задачей учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
000a1ae7-5c5d6f2a.docx
1  «Развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе младших школьников» «Человек достигнет результата, только делая что­то сам...»  (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,  востоковед, профессор Лондонского университета)   Современный   мир   характеризуется   постоянной   динамичностью факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Для выбора адекватной стратегии поведения в меняющихся условиях, человеку сегодня необходима способность к исследовательскому поведению, которая определяет в целом его успешность в среде самостоятельной жизнедеятельности, превращается в ключевую характеристику его личностного стиля.          В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС   перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,   формирование   универсальных   действий,   обеспечивающих   все учебные   предметы,   формирование   компетенций,   позволяющих   ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно ­ деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Задачей учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было   просто   как   можно   нагляднее   и   доступнее   на   уроке   всё   объяснить, показать,   даже наислабейшего, в учебную деятельность.   является   включение   самого   ученика,   рассказать, Урок нужно организовать  так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми   знаниями   и   самостоятельно   же   применяли   эти   знания   в   решении разнообразных   проблем:   познавательных,   учебно­практических,   жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по­новому   ответить   на   вопросы:   как   обучать,   как   сформировать   у   детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере,  тогда  и  дальше   детям  несложно  будет  учиться.  И  здесь  я   не  могла обойтись,  да   и   не   должна   была,   без   технологии   системно­деятельностного метода обучения. Системно­деятельностный подход – это организация учебного процесса, в   котором   главное   место   отводится   активной   и   разносторонней, самостоятельной,   познавательной   деятельности   школьника.  Это   подход   к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. 2 Проблемное   обучение  —   это   такая   организация   урока,   которая предполагает   создание   под   руководством   учителя   проблемных   ситуаций   и активную   самостоятельную   деятельность   учащихся   по   их   разрешению,   в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.  Изучением технологии проблемного обучения занимались такие ученые как:   A.M.   Матюшкин,   В.Т.   Кудрявцев,   Н.Б.   Шумакова,   И.А.   Ильницкая, Л.В.   Остапенко,   М.В.   Дубова,   К.С.   Шерстнева,   О.   Загвоздина,   В.С. Идиатулин, С.Ю. Коровкин, Е.И. Кузьмина, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева, В.Е. Никифоров, С.В. Юркина и мн. др.   Для организации проблемного обучения в учебном процессе младших школьников используются следующие приемы: ­ создание проблемной ситуации с противоречивыми положениями;  ­   создание   проблемной   ситуации   со   столкновением   мнений   учеников класса; ­   создание   проблемной   ситуации   с   противоречием   между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя; ­   создание   проблемной   ситуации   на   основе   использования мотивирующего приема.  Опишем представленные приемы создания проблемных ситуаций. Прием   1.  Проблемная   ситуация   с   противоречивыми   положениями создается   одновременным   предъявлением   классу   противоречивых   фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация,   теория   –   система   научных   взглядов,   мнение   –   позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:   «Что   вас   удивило?   Что   интересного   заметили?   Какое противоречие   налицо?».   Побуждение   к   формулированию   проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору. Схему создания проблемной ситуации согласно первому приему можно представить следующим образом:  Предъявление первого факта. Предъявление второго факта. Побуждение к осознанию. Побуждение к проблеме. Формулировка проблемы в виде вопроса.  1. 2. 3. 4. 5. В таблице 1 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке окружающего мира в 4­м классе. 3 Таблица 1 Урок окружающего мира в 4­м классе по теме  «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)» Анализ Учитель Ученики Предъявление первого факта – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? –   Ученые   подсчитали,   что сейчас   на   Земле   существует несколько тысяч пород собак. Фиксирует   вопрос   на доске. Поднимают руки. Называют. Предъявление второго факта –   А   сколько   было   пород собак у древних людей? – Думаем, одна! Побуждение   к осознанию – Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? –   Была   одна   порода,   а стало   много.  (Осознание противоречия.) Побуждение   к проблеме – Какой возникает вопрос?  (Проблемная ситуация.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.) Вопрос Фиксирует вопрос на доске   Прием   2.  Проблемная   ситуация   со   столкновением   мнений   учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?».   И   далее   общий   текст:   «Почему   так   получилось?   Чего   мы   еще   не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору. Схему создания проблемной ситуации согласно второму приему можно представить следующим образом:  Вопрос на новый материал. Побуждение к осознанию. Побуждение к проблеме. Формулировка проблемы в виде вопроса.  1. 2. 3. 4. В таблице 2 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке литературного чтения в 4­м классе. 4 Таблица 2 Урок литературного чтения в 4­м классе по теме  «Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак» Анализ Учитель Ученики   на Вопрос новый материал Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме – С. В. Михалков уже известен вам как автор   многочисленных   стихов,   сказок, басен   и   пьес   для   детей.   Сегодня   мы будем   читать   еще   одно   его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст). – Прочитаем текст цепочкой. – Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) –   Ребята,   отвечая   на   мой   вопрос, сколько мнений вы высказали? – Какой возникает вопрос? Слушают. Читают. –   Это   сказка   о животных. – Это басня! (Проблемная ситуация.) – Два. –   Каков   же   жанр произведения   С.В. Михалкова «Ворона и рак»? (Вопрос.) Вопрос Фиксирует вопрос на доске   Прием   3.  Проблемная   ситуация   с   противоречием   между необходимостью   и   невозможностью   выполнить   задание   учителя   создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору. Схему   создания   проблемной   ситуации   согласно   четвертому   приему можно представить следующим образом:  1. 2. 3. 4. 5. Задание на известный материал.  Задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к проблеме. Формулировка проблемы в виде вопроса. В таблице 6 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке математики в 4­м классе. 5 Урок математики в 4­м классе по теме «Умножение на двузначное число» Анализ Учитель Ученики Таблица 3   на Задание известный материал Задание   на   новый материал   к Побуждение осознанию противоречия      площадь –   Найдите прямоугольника со сторонами   15   и   3   см. Работайте в тетради. –   На   листочках   найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. –   Смогли   выполнить задание? – В чем затруднение? –   Чем   это   задание   не похоже на предыдущее? Побуждение проблеме Тема   к –   Какова   сегодня   тема урока? Фиксирует тему на доске. Легко выполняют задание. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) – Нет, не смогли. – Это новое умножение. –   Надо   умножить   на двузначное   число,   а   мы такого   еще   не   решали. (Осознание проблемы.) –   двузначное число. (Тема.)   Умножение на Прием.  4.  Сообщение  темы  с  мотивирующим  приемом.  Суть  приема заключается  в том, что учитель  предваряет сообщение готовой темы либо интригующим   материалом   (прием   «яркое   пятно»),   либо   характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Схему создания проблемной ситуации согласно пятому приему можно представить следующим образом:  «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.  Побуждение к проблеме. Формулировка проблемы в виде вопроса.  1. 2. 3. В таблице 7 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке русского языка в 4­м классе. Таблица 4 Урок русского языка в 4­м классе по теме «Дательный падеж» Анализ Учитель Ученики «Яркое   пятно»   в форме   шуточного стихотворения   к Побуждение проблеме Тема –   Сегодня   мы   познакомимся   с падежом,   про   который   Лежебокин, герой   стихотворения   Г.   Граубина, сказал так: Такой падеж как … Я с детства не терплю. Давать, делиться чем­нибудь С друзьями не люблю. – Кто догадался, о каком падеже идет речь? – Значит, тема нашего урока? Фиксирует тему на доске. 6   – дательном. О –   Дательный падеж. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения,  проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность  реализовать системно ­ деятельностный подход в обучении младших  школьников, что, в свою очередь,  способствует успешному обучению  младших школьников.    У учащихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им   успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное  обучение по любому учебно­методическому комплекту. Ведущими  характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность  самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания,  выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие  представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому  вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли ­ не просто  «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция  определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания. Воспитание ученика­исследователя – это процесс, который открывает  широкие возможности для развития активной и творческой личности,  способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия,  решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность  за них.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.

Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017