Проблемные ситуации в школе и пути их решения
Проблемная ситуация: Дети шумят на уроке
Причины |
Пути решения |
Переходный возраст учащихся |
1) Изучить литературу по возрастной психологии подростков; 2) Сменить стиль общения и преподавания; 3) Провести психологический тренинг; 4) Изменить соотношение устной и письменной работы на уроке в сторону увеличения письменной |
Выражение протеста против учителя |
1) Выяснить причину протеста; 2) Найти эмоционального лидера и провести с ним воспитательную беседу; 3) Провести беседу со всем классом в присутствии классного руководителя |
Привлечение внимания учителя |
1) Не обращать внимания на попытки учеников отвлечь учителя от хода урока; 2) Найти индивидуальный подход |
Отсутствие интереса учащихся к теме урока |
1) Найти связи темы урока с жизненным опытом учащихся; 2) Применять наглядность на уроке; 3) В связи с разным типом восприятия окружающего мира (аудиалы, визуалы, кинестетики) сочетать разные формы деятельности учащихся на уроке |
Активная деятельность учащихся на предыдущем уроке |
1) Перейти с устной работы на письменную в начале урока; 2) Провести физминутку |
Монотонное изложение нового материала учителем |
1) Изменить форму изложения нового материала; 2) Ссылаться на жизненный опыт учащихся при изучении новой темы; 3) Использовать наглядность на уроке |
Наличие отвлекающего фактора |
1) Устранить отвлекающий фактор; 2) Переключить внимание учащихся к теме урока |
Низкая успеваемость в классе по данному предмету |
1) Излагать материал на более доступном уровне; 2) Связывать материал урока с жизненным опытом учащихся; 3) Организовать дополнительные занятия по предмету для неуспевающих |
Проблемная ситуация: Неадекватная реакция ученика на замечания учителя (если учитель просит помолчать, ученик начинает разговаривать громче; если учитель просит присесть, ученик начинает ходить по классу во время урока и т.д.)
Причины |
Пути решения |
Ученик хочет привлечь внимание окружающих |
1) Провести воспитательную беседу с учеником; 2) Переключить внимание других учащихся с этого ученика на ход урока |
Ученик хочет привлечь внимание учителя |
1) Не обращать внимания на попытки ученика привлечь внимание; 2) Поговорить с классным руководителем о ребенке, выяснить характер отношений его с родителями (если их нет, то с лицами, их заменяющими); 3) Провести беседу с учеником и выяснить причину его поведения; 4) Сделать ученика своим помощником на уроке |
Ученик не понимает, что такое дисциплина, и не принимает нормы, установленные школой |
1) Изучить литературу по возрастной психологии; 2) Провести беседу с классным руководителем, с родителями; 3) Провести беседу с ребенком в присутствии родителей и школьного психолога |
Ученику тяжело дается данный школьный предмет |
1) Провести беседу с учеником; 2) Позаниматься с учеником дополнительно по данному предмету; 3) Чаще вызывать ученика к доске, чтобы следить за усвоением им материала урока; 4) Поговорить с родителями ученика, поставить их в известность о его низкой успеваемости по данной дисциплине |
Ученику легко дается данная школьная дисциплина |
1) Дифференцировать работу на уроке в расчете на слабых и сильных учеников; 2) Следить, чтобы ученик всегда был занят на уроке. Если он выполнил задание учителя, то дать ему следующее и уровнем выше, чем для остальных учащихся; 3) Привлечь ученика к факультативам и олимпиадам по данному предмету |
Учитель в силу молодого возраста или в силу других причин не имеет авторитета для данного ученика |
1) Провести беседу с учеником и найти к нему индивидуальный подход; 2) Попытаться заинтересовать ученика своим предметом; 3) Не подключать для решения проблемы классного руководителя, родителей и т.д. |
Проблемная ситуация: Учащиеся систематически не готовятся к уроку
Причины |
Пути решения |
Учащиеся считают, что данный предмет не нужен для их дальнейшей жизни |
1) Провести беседу с классом, попытаться объяснить, что изучение всех предметов в школе является необходимым условием для их общего развития; 2) Связывать предмет с жизненным опытом учащихся, постараться на каждом уроке проводить параллели между темой урока и практическим применением полученных на уроке знаний; 3) Попытаться заинтересовать учащихся данным предметом. Например, организовать несколько внеклассных мероприятий по предмету и постараться всех учащихся подключить к участию в нем |
Учитель не имеет авторитета в классе |
1) Сменить стиль общения с учащимися; 2) Провести тренинг на сближение или другое внеклассное мероприятие, чтобы найти контакт с детьми в неформальной обстановке |
Учащиеся не успевают по данному предмету |
1) Излагать новый материал на доступном для учеников уровне; 2) Использовать наглядность на уроке; 3) Дифференцировать задания для учащихся в соответствии с их уровнем развития и подготовки; 4) Решать на уроке типовые задания и разбирать примеры, чтобы учащиеся смогли дома самостоятельно справиться с домашним заданием по образцу; 5) Приводить интересные факты на уроке, развивать у учащихся познавательный интерес; |
Учащимся неинтересен данный предмет |
1) Провести внеклассное мероприятие по предмету; 2) Организовать выездную экскурсию по предмету или беседу с человеком, имеющему отношение к данной дисциплине; 3) Способствовать появлению интереса учащихся к поиску дополнительной информации к уроку. Например, посредством подготовки реферата или мультимедийной презентации на оценку; 4) Поощрять активность учеников на уроке и их домашнюю работу положительными оценками |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.