Министерство образования Пермского края
ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Тренинги для детей младшего школьного возраста
Выполнил студент
Группы: Ш -27
Специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Виноградов Данил Иванович
Соликамск 2021 год
Тренинги для детей
№ 1: «Подарки»
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:
Таня – книга
Лена – ручка и т. д.
Такой тренинг очень информативен и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.
№2: «Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз.) Вместе с тем проверяется умение просчитывать клеточки»
Текст задания. Задание будет выполнено на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо четыре клетки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зелёный карандаш и клетку, расположенную
4. слева от синей и через одну клеточку от неё, закрасьте зелёным карандашом.
5. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной
6. клетки вверх пять клеток, нужную закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла - всё выполнено, верно;
2 балла - выполнено, верно, 2 – 3 пункта задания;
1 балл - выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в направление, счёте, начале отсчёта);
0 баллов - задание не выполнено. В случае если клетки плохо раскрашены в дополнение к баллу ставится "-".
№3: «Выявление интуитивных топографических представлений, понимания терминов «внутри», «вне».
Текст задания. Посмотрите на доску (учитель, чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертёж (указывается чертёж к заданию). На своих листочках найдите круг, найдите квадрат.
• Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
• Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
• Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри квадрата, и внутри круга.
• Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата.
Оценка выполнения задания:
3 балла — всё выполнено, верно.
2 балла - выполнено, верно, 2-3 пункта задания;
1 балл - выполнен, верно, только 1 пункт задания;
0 баллов - задание не выполнено.
№4: «Выявление умения классифицировать, умение находить признаки, по которым произведена классификация».
Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с] значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания;
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова;
ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з]);
Если в ходе выполнения работы ребёнок допустил ошибки в определении картинок, название которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.
1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».
2. Вернуться к заданию №7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».
Если ребёнок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребёнок показал наряду с картинами, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш] - [ж], [ш] - [с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш] - [ж], [ш] - [с] даже при восприятии образца учителя; за принятие задания ставится 0 баллов.
№5: «Умение определять местонахождение конкретного предмета».
Текст задания. Вы видите белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
Оценка выполнения задания:
3 балла - линия проведена правильно (к зверям);
2 балла - линия проведена к птицам;
0 баллов - задание не выполнено.
Если ребёнок ошибся при выполнении задания №7 , необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провёл линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?». В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) - изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение даётся с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребёнок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется - 0 баллов.
№6: «Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове».
Текст задания. Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко- звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания;
2 балла - наличие ошибок в один звук;
0 баллов - непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».
Детям, не справившимся в ходе работы с заданием №8, предлагается дополнительное задание. В слове «мак» три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук. Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию №8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.
Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?»
Если ребёнок самостоятельно справляется с этим заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.
Если ребёнок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием - оценка не изменяется, 0 баллов.
Данные тренинга позволят вам с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом ещё до начала систематического обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.