Тематическое планирование по психокоррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ (задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени)
Цель – развитие познавательной деятельности и коррекция недостатков когнитивных функций у детей с ОВЗ (задержка психического развития, легкая степень уо).
Задачи:
1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
2. Развитие познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, слухового восприятия.
3. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности.
4. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Категория и возраст участников: учащиеся с ЗПР/ легкой степенью УО 7-9 лет (1-4 классы), в зависимости от выраженности нарушения.
Возможно проведение коррекционных занятий с нормотипичными учащимися 1 классов, имеющими трудности в обучении.
Количество часов: 18/36 (в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностях учащихся).
Длительность коррекционно-развивающей работы: 4/8 месяцев. (4 месяца – занятие 40 минут по 5 заданий; 8 месяцев – занятие 20-30 минут по 2-3 задания).
Длительность занятия и продолжительность коррекционной работы определяется в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей.
Для детей с ЗПР в 1-2 классе возможно проведение как в полной объеме, так и разделенное на 2 занятия (по 2-3 упражнения из одного занятия).
Для детей с ЗПР в 3-4 классе рекомендуется формат занятия по 40 минут и выполнение заданий в полном объеме.
Для детей с легкой УО рекомендуется смена видов деятельности при проведении занятий, а также длительность занятия может быть от 20 до 40 минут, при этом одно занятие из рабочей тетради делится на 2 занятия (по 2-3 упражнения из занятия).
Для нормотипичных учащихся 1 классов, имеющих трудности в обучении, рекомендуется формат занятия по 40 минут и выполнение заданий в полном объеме.
Режим коррекционно-развивающей деятельности: занятия проводятся 1 раз в неделю по 20/40 минут. Возможен как индивидуальный, так и подгрупповой формат.
Возможен режим проведения занятий в индивидуальном/подгрупповом формате по 20 минут (занятие, разделенное на 2 части), в зависимости от индивидуальных особенностей и выраженности нарушения.
Форма работы: подгрупповая/индивидуальная в рабочих тетрадях.
Структура занятия:
1. Упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания («раскрась по образцу», «дорисуй недостающее», «дорисуй вторую половину», «раскрась по номерам»).
2. Расширение объема и устойчивости зрительной и слуховой памяти, формирование навыков запоминания («запомни картинки и нарисуй», «запомни на слух и раскрась», «раскрась по памяти», «что изменилось на картинке», «обведи картинку по памяти», «что пропало на картинке?», «какие картинки появились?»).
3. Коррекция и развитие мыслительной деятельности: операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей («подбери по смыслу пару», «четвертый лишний», «подбери по аналогии», «объедини картинки», «из каких частей состоит фигура?», «судоку»).
4. Коррекция и развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, внимания («нарисуй двумя руками», «графический диктант», «раскрась правой и левой рукой», «повтори узор по образцу», «повтори по клеточкам», «раскрась в соответствии с заданием»).
5. Коррекция и развитие устойчивости, концентрации внимания, а также расширение его объема («посчитай и запиши», «найди отличия», «найди такую же картинку», «найди и обведи», «найди без пары»).
Используемые источники:
1. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство поиспользованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.
2. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем пространственное мышление. Пространство вокруг нас –– М.: АСТ, 2007 - 26 с.
3. Графические диктанты. Интернет-источник: https://raskraski.link
4. Думай. Сборник головоломок для развития мышления / Наташа Буцик, Валентин Буцик, Грегор Буцик; пер. со словенского А. Моругиной — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 136 с.
5. Нейропрописи для тренировки мозга. Универсальный развивающий тренажёр / сост. В.Г. Дмитриева. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 79 с.
6. Умозаключения. Серия «Умный малыш». Весна-Дизайн, 2013. – 32 с.
7. Упражнения на развитие психических функций. Интернет-источник: https:beclever.cc
Тематический план занятий:
Занятие |
Содержание занятия |
Количество часов |
Занятие 1 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Запомни и нарисуй по памяти 3. Подбери по смыслу пару 4. Графический диктант 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 2 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Запомни и нарисуй по памяти 3. Найди 4 лишний 4. Обведи правой и левой рукой 5. Найди отличия |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 3 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Запомни и раскрась по памяти 3. Подбери по аналогии 4. Графический диктант 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 4 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Раскрась в те цвета, которые запомнил 3. Объедини картинки 4. Пройди лабиринт 5. Обведи правой и левой рукой |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 5 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Что изменилось в табличке? 3. Найди 4 лишний 4. Повтори узор по образцу 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 6 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Раскрась по памяти 3. Подбери по смыслу пару 4. Графический диктант 5. Обведи правой и левой рукой |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 7 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Что изменилось на рисунке? 3. Из каких частей состоят фигуры? 4. Повтори узор по образцу 5. Найди отличия |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 8 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Отметь те картинки, которые ты запомнил 3. Объедини картинки 4. Обведи правой и левой рукой 5. Найди такую же картинку |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 9 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Раскрась по памяти 3. Найди недостающее 4. Графический диктант 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 10 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Отметь те картинки, которые ты запомнил 3. Найди 4 лишний 4. Повтори узор по образцу 5. Найди отличия |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 11 |
1. Раскрась картинку по номерам 2. Отметь те картинки, которые ты запомнил 3. Подбери по аналогии 4. Графический диктант 5. Нарисуй вторую половину |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 12 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Запиши цифры по памяти 3. Найди лишнюю картинку 4. Обведи правой и левой рукой 5. Найди такую же картинку |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 13 |
1. Раскрась картинку по номерам 2. Отметь те картинки, которые ты запомнил 3. Объедини картинки 4. Графический диктант 5. Повтори узор по образцу |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 14 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Перечисли все названия по памяти 3. Подбери по смыслу пару 4. Раскрась картинки в соответствии с заданием 5. Найди и обведи |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 15 |
1. Раскрась картинку по образцу 2. Что пропало? 3. Подбери картинку 4. Графический диктант 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 16 |
1. Дорисуй чего не хватает 2. Раскрась по памяти 3. Найди лишнюю картинку 4. Повтори узор по образцу 5. Посчитай и запиши |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 17 |
1. Нарисуй вторую половину 2. Какие картинки появились? 3. Судоку 4. Графический диктант 5. Раскрась рыбок |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Занятие 18 |
1. Раскрась картинку по номерам 2. Запиши имена по памяти 3. Подбери по аналогии 4. Найди без пары 5. Обведи правой и левой рукой |
1 час – ЗПР 2 часа– легкая УО |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.