Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 7.1) 2 класс
Оценка 4.7

Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 7.1) 2 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
детская психология +1
1 кл—4 кл
10.05.2023
Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 7.1) 2 класс
программа коррекционного курса Развитие эмоционально-волевой сферы.docx

 

 

 

 

 

Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с ОВЗ

(АООП НОО вариант 7.1)

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1) Пояснительная записка………………………………………………………1-4

2) Общая характеристика коррекционного курса……………………………4-6

3) Описание места коррекционного курса в учебном плане……………………6

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса………………………………………………………………6-7

5) Содержание коррекционного курса………………………………………..7-9

6) Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся…………………………………………………………………………10

7) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                     Пояснительная записка.

1.1 Данная программа коррекционного курса  «Развитие эмоционально-волевой сферы » для обучающихся с задержкой психического развития 2 класса разработана в соответствии:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14.08.2015г. №38528);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2004  №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

        Нормативных документов образовательного учреждения:

1. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития 7.1) МБОУ СОШ № 19 (Приказ №25 от 16.01.2015 г.);

2. Учебный план  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 г. Оренбурга;

А также:

- с практическим пособием «Я учусь владеть собой, удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.  М.: Генезис. 2002.

- авторской Методической разработкой «Эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР»  Н.П.Слободяник. М.: Генезис. 2002.

-  методическими рекомендациями и авторской  программой «Давайте жить дружно» Крюковой С.В., 2010г.

-   практическим пособием  «Азбука общения» Шипициной Л.М., 2011г.

-  практическим пособием  «Учимся помогать друг другу» Андреевой Л.В., 2013г.

- коррекционными  упражнениями для детей с ЗПР, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем.

С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний.  Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложной ситуации.

Общими диагностическими признаками ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции:

- импульсивность;

- неустойчивость внимания;

- слабость контроля;

- инфантилизм;

- отсутствие интереса к учебе;

- школьная неуспеваемость;

- дезадаптация.

 У детей с ЗПР имеются различные нарушения эмоционально-волевой сферы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), ранний детский аутизм (РДА), агрессивное поведение, негативное отношение к школе, депрессивные состояния и т. д.

Все выше описанные характерные особенности детей с ЗПР приводят к увеличению учебных трудностей и сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения недостаточно сбалансированы. Преодолеть возникающие трудности ребёнок с ЗПР самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы не может.

Дети с ЗПР имеют более длительный процесс формирования навыка произвольности поведения, контроля за своими эмоциями, возможности адекватно оценивать себя и свои поступки. Часто неумение управлять своими эмоциями приводит к проявлению агрессии и закреплению агрессивного поведения как норме. Ребёнок  имеет возможность судить об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Целью программы коррекционного курса является развитие и коррекция  эмоционально – волевой  сферы  обучающихся с задержкой психического развития, необходимой для формирования адекватного поведения в обществе.

Задачи:

1.  Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2.  Научить выражать  свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

3.  Способствовать снижению враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.

4.  Помочь детям почувствовать себя более защищенными, повышать уверенность в своих силах.

5.  Развивать навыки социального поведения.

6.  Развивать способность ребенка к эмпатии.

7.  Формировать чувство принадлежности к группе, появлению сплоченности.

Общая характеристика коррекционного курса

Специальные исследования, проведённые в России, указывают на повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. К категории таких детей относят детей с ЗПР. Такие дети имеют следующие эмоциональные нарушения, мешающие им  адекватно взаимодействовать с окружающими:

- тревожность и страхи,

- агрессивность, неадекватное поведение, негативизм,

- неуверенность в себе,

- депрессивное настроение, уход от общения,

- повышенный уровень эмоционального реагирования,

- реакции эмоциональной блокады и общее обеднение чувств.

Школьная жизнь богата разными эмоциями, она требует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Детям с ЗПР необходима квалифицированная психологическая помощь в плане научения пониманию своих и чужих эмоциональных состояний. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы учиться преодолевать возникающие эмоциональные нарушения, которые видимы, или, напротив, скрыты и выступают как причина других проблем, например, таких как – трудности в межличностных взаимодействиях.

Эмоции в норме регулируют высшие психические процессы, внимание и деятельность. Дети с ЗПР не умеют управлять своими эмоциями. Эмоции у них развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны и однообразны.

По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций. Кроме того, проявляются немотивированные колебания настроения -  капризы, плаксивость, смех без причины. Наблюдается возбудимость, нарушение самооценки. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребёнок научился осознавать свои переживания и эмоциональные состояния.

Степень эмоциональных нарушений у всех детей разная. Но в любом случае это сказывается на поведении ребёнка и его умении регулировать свое поведение, а, в конечном итоге, затрудняет развитие форм самостоятельного взаимодействия с окружающими в социуме.

В работе с детьми ЗПР используются групповые формы работы. С учётом специфики эмоциональных нарушений детей, подобраны упражнения для проведения занятий в игровой форме по принципу: от простого к сложному. Игровые взаимодействия предпочтительнее, так как позволяют учащимся свободно и безопасно демонстрировать свои чувства, эмоции, переживания, моделировать ситуации реального общения.

Занятия проводятся в групповой форме. Работа начинается с базовых эмоций. Упор делается на активные методы обучения детей с ЗПР, на подачу материала через моделирование жизненных ситуаций и связь с жизнью, позволяющих актуализировать и обобщить, а также получить новый жизненный опыт в  рамках каждой темы.

Основной характеристикой данного коррекционного курса является коррекция эмоциональных нарушений у детей с ЗПР посредством развития адекватных межличностных взаимодействий.

Главная задача – сформировать у учащихся правильные взаимодействия через понимание своего эмоционального мира и исправить уже имеющиеся эмоциональные нарушения.

Коррекция эмоциональных нарушений становится первой ступенью, ведущей к адекватным межличностным взаимоотношениям и рефлексии.

Работа по коррекции эмоциональной сферы начинается с установочного занятия, которое помогает наладить контакт между детьми и педагогом – психологом. Затем начинается работа с приятными (положительными) эмоциями. Упражнения, игры и этюды построены на принципе антитезы: страдание-удовольствие. При изучении этих эмоций мы включаем в свои обсуждения личные проблемы учеников, при обсуждении которых поощряется сопереживание и помощь учеников друг другу.

Далее идёт работа с эмоциями, которые возникают при взаимодействии с другими людьми. Другой человек может быть источником различных эмоций. Во взаимодействиях друг с другом люди удовлетворяют  большую часть своих эмоциональных потребностей.

Большое внимание уделяется рефлексии полученного опыта, который у детей ЗПР крайне обеднён. Элементы теории обязательно включены в практические занятия.

Описания места коррекционного курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 занятия, 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Планируется достижение следующих видов результатов у обучающихся  2 классов ЗПР:

Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей, умение брать на себя ответственность);

 ценностно-смысловые (умение оценивать поступки в соответствии с нравственно-этическими нормами);

 овладение навыками самообслуживания, стремление к самостоятельности и независимости в быту и в школе;

 формирование доброжелательного и уважительного отношения к иному мнению;

 понимание и сопереживание чувствам других людей;

 формирование установки на безопасный образ жизни;

 развитие мотивации к творчеству.

 Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:

 Познавательные:

 познавательная активность (интерес к новым знаниям);

 формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.

 Регулятивные:

 осознанное построение речевых высказываний, в соответствии с коммуникативными задачами;

 планирование своих действий, умение их контролировать и оценивать;

 умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям;

 умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям.

Коммуникативные:

 умение решать актуальные задачи используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

 овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению;

 умение распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального, со взрослыми и сверстниками);

 освоение культурных форм выражения свои чувств: недовольство отказ, просьбу;

 стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками.

Предметные результаты

ознакомление с понятиями: эмоции, эмпатия, конфликт, сотрудничество.

Содержание коррекционного курса

Все коррекционно-развивающие занятия  имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием,  состоящие из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.  Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая.  На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и волевой  сфер ребенка.

Часть 3. Завершающая.  Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, сплочение группы  и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Занятия коррекции эмоционально-волевой сферы включают в  себя:

- растяжки,

- дыхательные упражнения,

- глазодвигательные упражнения,

- упражнения для языка и мышц челюсти,

- перекрестные  телесные упражнения,

- упражнения для развития мелкой моторики рук,

- упражнения для релаксации,

- функциональные упражнения,

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной    сферы,

- упражнения с правилами.

Функциональные упражнения разработаны  по трем основным направлениям:

- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

- снижение  гиперактивности и импульсивности;

- снижение  гнева и агрессии.

Коррекция проводится  поэтапно, начиная с одной отдельной функции:

- развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность;

- развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание;

- поочередное приписывание каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1 этап - индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2 этап - парные упражнения способствуют расширению "открытости" по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.

3 этап - групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

 Приёмы в работе с детьми с СДВГ:

- Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник психолога и т. д.).

- Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).

Структура занятия:

- растяжка - 2 минуты;

- дыхательное упражнение - 2 минуты;

- глазодвигательное упражнение - 2 минуты;

- упражнения для развития мелкой моторики рук - 5 минут;

- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, снижение гнева и агрессии - 7 минут;

- релаксация - 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2 класс (34 часа)

 

Тема занятия

Виды деятельности

Количество часов

Примечания/ корректировка

1-2

Игры на знакомство, установление контакта

Коммуникативная (учатся    устанавливать контакт)

2 ч

 

3-6

Изучаем себя

Исследуют свои личностные  особенности

4 ч

 

7-8

Робость

Изображают эмоциональное состояние

2 ч

 

9-11

Радость

Знакомятся с чувствами

 

12-14

Страх

Понимают эмоциональное состояние других людей

 

15-16

Удивление

Распознают эмоции

 

17-18

Самодовольство

Изображают эмоциональное состояние в мимике

 

19-21

Злость

Распознают эмоции

 

22-23

Стыд, вина

Совершают выразительные движения

 

24-25

Отвращение, брезгливость

Снимают эмоциональное напряжение

 

26-28

Изучаем себя

Исследуют свои личностные  особенности

 

29-30

Взлохмаченные человечки

Создают портреты

 

32-33

Русские горки

Рисуют горки

 

34

Итоговое занятие

Делятся впечатлениями от пройденного курса

 

 

Итого

 

34ч

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.     Компьютер.

2.     Электронная презентация.

3.     Раздаточный материал с пиктограммами эмоций.

4.     Трафареты круглой и овальной формы.

5.     Листы ватмана.

6.     Карандаши, краски.


 

7.    

Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с

Программа коррекционного курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» для обучающихся с

Содержание: 1) Пояснительная записка………………………………………………………1-4 2)

Содержание: 1) Пояснительная записка………………………………………………………1-4 2)

Пояснительная записка. 1.1 Данная программа коррекционного курса «

Пояснительная записка. 1.1 Данная программа коррекционного курса «

Я учусь владеть собой, удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Я учусь владеть собой, удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Общими диагностическими признаками

Общими диагностическими признаками

Целью программы коррекционного курса является развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития, необходимой для формирования адекватного поведения в обществе

Целью программы коррекционного курса является развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития, необходимой для формирования адекватного поведения в обществе

Эмоции в норме регулируют высшие психические процессы, внимание и деятельность

Эмоции в норме регулируют высшие психические процессы, внимание и деятельность

Основной характеристикой данного коррекционного курса является коррекция эмоциональных нарушений у детей с

Основной характеристикой данного коррекционного курса является коррекция эмоциональных нарушений у детей с

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:

Коммуникативные: умение решать актуальные задачи используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение…

Коммуникативные: умение решать актуальные задачи используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение…

Занятия коррекции эмоционально-волевой сферы включают в себя: - растяжки, - дыхательные упражнения, - глазодвигательные упражнения, - упражнения для языка и мышц челюсти, - перекрестные телесные…

Занятия коррекции эмоционально-волевой сферы включают в себя: - растяжки, - дыхательные упражнения, - глазодвигательные упражнения, - упражнения для языка и мышц челюсти, - перекрестные телесные…

Приёмы в работе с детьми с СДВГ: -

Приёмы в работе с детьми с СДВГ: -

Тема занятия Виды деятельности

Тема занятия Виды деятельности

Раздаточный материал с пиктограммами эмоций

Раздаточный материал с пиктограммами эмоций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2023