Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
02.02.2017
Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Публикация является частью публикации:
Проблемные ситуации на Русский язык.docx
РУССКИЙ  ЯЗЫК На   уроках   русского   языка   наиболее   часто   используется   проблемная ситуация   со   столкновением   мнений   учащихся.   Например,   прошу   учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи   и   т.д.   при   этом   возможна   следующая   форма   организации   работы   в классе.   Один   или   два   ученика   работают   у   доски,   с   мнением   которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой   бы   форме   не   создавалась   проблемная   ситуация,   после   выполнения практического задания озвучиваю полученные результаты. В этот момент и возникает  проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.              Учитель: Поупражняемся   в   определении   спряжения   глаголов... Тема «Глаголы­исключения»         Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке?         Ученики: Спряжение глаголов.   (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее   ­   шаг   1.)   А   теперь   определите   спряжение   глаголов   "смотреть"   и "стелить". (Смотреть ­ глагол первого спряжения, стелить ­ глагол второго спряжения. Далее ­ шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?           Ученики: Смотреть ­ глагол второго спряжения, а стелить ­ первого.                  Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось   выполнить   задание?   (Побуждение   к   осознанию   противоречия.) Значит,   что   это   за   глаголы?   Какой   будет   тема   урока?   (Побуждение   к формулированию            Ученики: Глаголы­исключения.   проблемы.) Тема "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".            Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила.  Определите, какие звуки произносятся чаще?  Лохматый лев увидел сон:  Летит с горы на лыжах он.  Луна и снег ­ быстрей, быстрей.  Вот это лев ­ краса зверей.            Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л']. Учитель: Мяч летает  полосатый.  В мяч играют медвежата.  ­ Можно мне? ­ спросила мышка.  ­ Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель:  Так какая тема сегодняшнего урока? Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему  на доске.) Тема «Неопределенная форма глагола» На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить. Учитель: Определите число и лицо глаголов. Последнее   слово   вызывает   недоумение   учеников,   так   как   задание невыполнимо. Тема «Непроизносимые согласные в корне слова» По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречия в одних словах «т» произносится, в других нет. Учитель.  Что   вы   можете   сказать   об   этих   словах?  Что   интересного заметили? (Побуждение к сознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Почему в  некоторых словах «т» не произносится?   Тема   нашего   урока?   («Непроизносимые   согласные   в   корне слова»). Тема «Наречие»  На доске два столбика слов. Первый столбик: редкий, мягкий, лёгкий. Второй столбик: редко, мягко, легко.  Учитель.Что   вы   можете   о   них   сказать?   (Это   родственные   слова.   В первом столбике прилагательные, во втором – наречие.) Ученики:  Разберите   по   составу   слова   каждого   столбика.   (Ученик   у доски производит разбор слова по составу, выделяет окончание  ­о  в словах второго столбика). Учитель.Проверим. Слова второго столбика – наречие. Вспомните, что такое наречие? (Неизменяемая часть слова). Ученики: Но тогда у наречий чего не может быть? (Окончания) Учитель.Итак, что вы сначала думали по поводу   о? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию наречия). Учитель.Значит,   какой   второй   вопрос   возникает?     (Побуждение   к формированию проблемы). Ученики:Что же такое «о»  в наречиях?  (Проблема как вопрос) Тема «Имена существительные с суффиксом –ник­).  Работаем   с  существительными,   образованными   суффиксальным способом.  Учитель.Прочитайте   слова   и   образуйте   от   них   существительные   с помощью   суффикса   ­ник­.   (Выполнимое   задание.   Обучающиеся   образуют существительные: чай­ чайник, ель – ельник и другие). На доске слова: шкаф, пол, портрет. Попробуйте образовать слова с суффиксом   –ник.   (Невыполнимое   задание).   Обучающие   испытывают затруднение).  Учитель.В чем затруднение?  ­   От   этих   слов   нельзя   образовать   существительные   с   помощью суффикса ­ник­.  Учитель.Какой возникает вопрос?  Ученики:  Почему   от   некоторых   слов   нельзя   образовать существительные   с   помощью   суффикса   ­ник­?   (В   результате   выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока «Существительные с суффиксом –ник­»).  Тема «Правописание парных согласных в конце слова» Ученикам предлагается рассмотреть две иллюстрации с изображением пруда   и   прута   (часть   ветки   дерева).   Попробуйте   записать   эти   слова. Сравнивают по произношению –т прут, а как записали?  (У детей как правило получаются при  записи разные  варианты.  Выясняем,   кто  прав).  Проблема обозначается знаковой проблемой  д или т? После решения задачи формируем обобщённое орфографическое действие. Тема «Перенос слов» Учитель   говорит   о   том,  что     мы   будем   наблюдать   за   тем,  как   надо переносить   слова     и   зачем   их   переносить.   Дети   выдвигают   разные предположения. Идеи детей   и учителя записываются на доску. Все вместе приходят   к   выводу,   чтобы   правильно   его   разделить   на   слоги.   Учащиеся самостоятельно   ставят   и   решают   проблему,   но   с   участием   и   помощью учителя. Тема «Правописание суффиксов ­чик­ и –щик» Учитель:  От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов   ­чик­   и   ­щик­(Класс   разбивается   на   группы.   Завершив   работу, каждая  группа  записывает  ответ  на  отдельном  листе  и вывешивает  его  на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова   у     Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение   к  осознанию   противоречия.)  Почему   так  вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема              Ученики: Правописание суффиксов ­чик­ и ­щик­.  Ученики: Грузчик   и   грузщик,   буфетчик   и   буфетщик. получились. урока? вас                       Тема “Повторяем гласные звуки и буквы” На доске запись букв: Д Б Е М К А Т С У Х Ц Э Ш Ь И ­ Прочитаем буквы. ­ Назовите каждую третью букву (Е,А,У,Э,И) ­ Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные буквы и их  звуки) Тема «Правописание   мягкого   знака   после   шипящих   на   конце   имён существительных» Учитель:  Запишите   имена   существительные   [мыш],[борщ,],[луч,]   в соответствии   с   правилами   орфографии   русского   языка   (практическое задание). Работа в группах Предъявляют выполненное задание на карточках. Дети допускают ошибки (возможные варианты записи слов: мыш, борщь, луч и др.) Учитель:  Проверим, как выполнено задание. Ученики: Слова мышь, борщ, луч написаны по­разному с мягким знаком и без мягког Тема  «Род имен существительных» Учитель:  За   столом   обедали   3   женщины:   русская,   немка   и   армянка. Внезапно со стола упала суповая ложка Ага!  –  проговорила   русская   женщина,   вспомнив   старинную   примету. Какая­то дама собралась к нам в гости. Ложка упала! ≪ Почему дама? – удивилась немка. – Ложка –  der Loffel ≫  – мужского рода. Должен прийти мужчина. Русская возмутилась: Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик  мужского рода das≪ Messer Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет,  ≫  – род средний: если ножик упадет, это ничего не значит. Армянка   сидела   молча   и   с   недоумением   смотрела   то   на   ту,   то   на другую: ­ Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем­то напоминать мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим. Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация). Тема   «Род имён существительных» Учитель: Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц: воробей, ворона, сорока, корова, собака, заяц, лиса, волк ­ Распределите их на две группы по любому признаку ( птицы и звери, домашние и дикие животные)  ­ Замените эти слова на более короткие ОН и ОНА. ­ Запишите следующие слова: окно, дерево, поле. Можно ли эти слова соотнести   со   словами   ОН   и   ОНА?   Какой   вывод   можно   сделать? (Существует ещё одна группа слов) ­ Замените эти слова местоимением  (ОНО). Подберите слово к этой группе. Дети выводят правило, а затем сравнивают по учебнику. Тема «Слова, которые обозначают действие предмета» На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группирую слова. В один столбик записываю слова, которые отвечают на вопрос кто?, что? Во второй столбик – все остальные слова. Далее детям предлагаю задать вопросы к словам второго столбика о объяснить, что обозначают эти слова? Если возникает трудность, можно   предложить   соотнести   слова   –   предметы   с   подходящими   словами, обозначающими действие. Тема «Спряжение глаголов» Учитель:Что общего в словах:  стро…шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица, ед. числа, безударные гл. окончанния). ­ Попробуйте определить какие гласные пропущены? После вариантов предложенных детьми пишу окончания. ­   Какой   вопрос   возникает?   (Почему   в   одних   глаголах   2   лица,   ед.   числа пишется гласная –е, а в  других – и?). Тема «Сложные слова» Учащимся   предлагается   выделить   корень  в  слове  «пароход».  В  ходе обсуждения возникают различные мнения.. на основе словообразовательного анализа дети приходят к выводу, что в данном слове два коня. Тема «Сложные слова» Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухоловка. При проверке выясняется, что у одних учащихся  один корень в слове мухоловка, а у других два. ­ А что существуют слова с двумя корнями? ­   Какой   вопрос   возникает?     (Сколько   корней     в   слове   мухоловка?)   Дети выясняют значение слова. ­ Как же быть? (Подобрать однокоренные слова) ­ Давайте подберём однокоренные слова к слову мух и к слову ловит. ­ Так какой первый корень? ­ Второй? ­ Значить в слове мухоловка один или два корня? ­ Как бы вы назвали такие слова? ­ Почему их назвали сложные? (сложили два корня). ­ Сформулируйте тему урока. ­ Нарисуйте схему сложных слов. Тема «Суффикс – чик и ­ щик» Учитель:От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов   ­чик и –щик. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая   группа   записывает   ответна   отдельном   листе   и   вывешивают   его   на доску).  ­ Посмотрим, как группы выполнили задание. ­ Прочитайте, какие слова у вас получились.(Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик). ­ Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а как вы его выполнили? (Побуждение к сознанию противоречия). ­ Почему так вышло? ­ Чего мы с вами ещё не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса). ­ Какой будет тема урока? Тема «Существительные с суффиксом  ­ ник» Учитель:  Продолжаем   работать   с   существительными,   образованными   и   образуйте   от   них суффиксальным   способом.   Прочитайте   слова   существительные с помощью суффикса  ­ник.  (Пожар, сапог, чай, ель, соус). ­   Проделайте   то   же   самое   с   другими   столбиком   слов.   (Шкаф,   пол, портрет.  Невыполнимое задание. Обучающиеся испытывают затруднения). Уч­ся: от этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник. ­   Какой   возникает   вопрос?   (Почему   от   некоторых   слов   нельзя образовать   существительные     с   помощью   суффикса     ­ник?)   /В   результате выявленных   закономерностей   после   выполнения   заданий   обучающихся формулируют тему урока  «Существительные с суффиксом  ­ ник»/ Тема «Три склонения имён существительных» Задание:   прочитайте   предложение   и   найдите   однородные   члены предложения. Определите их падеж и род. Старая женщина волновалась о подруг… и дочер… ­ Что вы можете сказать об окончаниях? (высказывают свои предположения) Я вставляю окончания. ­ Что заметили? (Окончания разные) ­ Какой вопрос возникает? (Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?) ­   Сформируйте   проблему?   (Отчего   зависит   правописание   безударных окончаний имён существительных). Тема: Склонение имён существительных. В   предложении   “Старая   женщина   волновалась   о   сестре   и   дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают   удивление,   возникает   проблемная   ситуация:   Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные. Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие­то   знания   об   имени   существительном,   делают   обобщения   и   выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).  Тема «Склонение имён прилагательных женского рода».  На доске: на каменист.. дне, о весенн.. солнце, о весёл.. клоуне, о близк.. лете, о бел.. берёзе. Учитель: — Прочитайте словосочетания. — Чем похожи все  имена  прилагательные? — Одинаковые   или  разные  окончания  будут  у этих   прилагательных?   —   Почему?   —   Назовите   окончания   имён прилагательных.   После   выполнения   задания   я   предлагаю   сформулировать тему урока. Тема «Связь слов в предложении».            Учитель:  Прочитайте   предложение   на доске. Выделите   его  основу. Луг покрылся зелѐной  травой. Выделяют основу.  Испытывают затруднение.  (Проблемная ситуация). ­ Установите связи остальных слов в предложении. ­Вы смогли выполнить задание? Ученики: Нет, не смогли. Учитель:  В   чем   затруднение?   ­Чем   это   задание   не   похоже   на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия). Ученики: Мы такого еще не делали. ­Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные слова. (Осознание противоречия) Тема «Ударение» На   доске   записаны   слова:   пропасть,   замок,   свёкла,   кружки,   белки, хлопок, мука, плачу,  полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где   ударение   падает   на   первый   слог,   во   второй   –   на   второй   слог.   После выполнения работы, учащиеся записывают свои ответы. Ребята понимают, что вариантов   много   и   теряются   в   своих   догадках.   Учитель   предполагает обратиться   к   словарю.   Ребята   приходят   к   выводу,   что   ударение   может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным.

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Скачать файл