"Педагогические приёмы для формирования УУД"
Оценка 5

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
27.02.2017
"Педагогические приёмы для формирования УУД"
Новые Федеральные образовательные стандарты требуют формирования универсальных учебных действий. В своей работе я столкнулась с проблемой, как это реализовать в действительности. Поэтому это меня сподвигло на составление данного материала. В работе описаны приёмы, которые педагоги могут использовать на каждом уроке при изучении любой темы для формирования определённого УУД.В работе описаны приёмы, которые педагоги могут использовать на каждом уроке при изучении любой темы для формирования определённого УУД.
Педагогические приёмы для формирования УУД.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района» Педагогические приёмы для формирования УУД Подготовила руководитель методической службы школы Моисеева Т.В. Описание приёма 1. ЛИЧНОСТНЫЕ Личностные   УУД обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   учащихся (умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими   принципами,   знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:  самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  мыслообразование   —   установление   учащимися   связи   между   целью   учебной деятельности   и   ее   мотивом,   другими   словами,   между   результатом   учения   и   тем,   что побуждает   деятельность,   ради   чего   она   осуществляется.   Учащийся   должен   задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  нравственно­этическая   ориентация   —   действие   нравственно   –   этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Задание массивом. Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный   выбор   задания   дает   возможность   самореализации   для   ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает. Идеальное задание Учитель   не   дает   никакого   определенного   задания,   но   функция   домашней   работы выполняется,   то   есть   учитель   предлагает   школьникам   выполнить   дома   работу   по   их собственному выбору и пониманию. Лови ошибку. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – «пусть поработает учителем». Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. Отсроченная реакция. Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик­ флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ. Дай себе помочь. Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для   дальнейшего   использования   на   уроках   (это   могут   быть   задания   для   контрольной работы, кроссворд на повторение). Выход за пределы. В   ходе   конструирования   урока   учитель   выходит   за   пределы   учебника,   предмета, гармонично   вплетая   в   ткань   урока   последние   события,   примеры   из   окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый   образ   жизни»   обсуждается   одна   из   серий   мультфильма   "Смешарики")   или детских сериалов. Лови ошибку   Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – «пусть поработает учителем». Игровая цель Если   необходимо   проделать   большое   число   однообразных   упражнений,   учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели.   Эстафета. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно. Кредит доверия В   некоторых   случаях   ставим   отметку   в   "кредит”.   Спорная   четвертная.   Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть­чуть не доработал. Но у меня   создалось   впечатление,   что   ты   можешь   и   хочешь.   Это   так?   Если   да,   то   давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.  2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Функция регулятивных УУД ­ организация учащимся своей учебной деятельности.  К ним относятся: ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­ планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом  конечного результата; составление плана и последовательности действий; ­ прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его  временных характеристик; ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ  действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; ­ оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно  усвоить, осознание качества и уровня усвоения; ­ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Рейтинг Завершив   работу,   ученик   сам   ставит   себе   отметку.   Затем   ее   оценивает   учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием   используют   с   целью   согласования   критериев   отметки.   Через   некоторое   время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд Обсуждаем домашнее задание.  Учитель   вместе   с   учащимися   обсуждает   вопрос:   каким   должно   быть   домашнее задание,   чтобы   новый   материал   был   качественно   закреплён?   При   этом,   естественно, изученный   материал   ещё   раз   просматривается.   Приём   при   регулярном   использовании значительно   повышает   сознательность   выполнения   домашнего   задания.   Приём   особенно хорошо   работает,   когда   способы   и   виды   домашнего   задания,   которые   обычно   даёт преподаватель, достаточно разнообразны. Резюме. Ученики   письменно   отвечают   на   вопросы,   отражающие   их   отношение   к   уроку, учебному предмету, учителю Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.  Вопрос к тексту. При изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список   репродуктивных   и   расширяющих,   развивающих   вопросов.   Затем   они распределяются   на   группы:   —вопросы,   на   которые   можно   ответить   на   уроке;   —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. Организация работы в группах. Группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. Знакомьте с критериями Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. Лист защиты Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что   его   сегодня   не   спросят.  Зато   учитель,  подшивая   эти   листы,  держит   ситуацию   под контролем. Повторяем c контролем Ученики составляют серию контрольных   вопросов к изученному материалу. Затем одни   ученики   задают   свои   контрольные   вопросы,   другие   на   них   отвечают   в   парах. Постепенно   можно   приучить   учеников   к   тому,   чтобы   система   контрольных   вопросов перекрывала учебный материал. Светофор При   опросе   ученики   поднимают   светофор   (полоску   картона,   с   одной   стороны красного, а с другой зеленого цвета), при опросе ученики поднимают «светофор» красной или   зеленой   стороной   к   учителю,   сигнализируя   о   своей   готовности   к   ответу.   Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.Зеленый сигнал — «Знаю!»  Логическая цепочка Всем известна игра в города. Например: Русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее Удивляй Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует коммуникативные   и   познавательные   УУД:   Хорошо   известно,   что   ничто   так   не привлекает   внимания   и   не   стимулирует   работу   ума,   как   удивительное:   Например,   Окружающий мир   «О воде », 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Этот урок можно начать с загадки: «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь. «Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств». Пересечение тем Ученики   подбирают   свои   примеры,   задачи,   вопросы,   связывающие   последний  изученный темой.                    Например:   Русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».  изученной материал ранее       с   любой     3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также  действия постановки и решения проблем. К ним относятся:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;   применение   методов   информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое   чтение;   понимание   и   адекватная   оценка   языка   средств   массовой информации;  постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Свои примеры Ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала. Дай себе помочь Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для   дальнейшего   использования   на   уроках   (это   могут   быть   задания   для   контрольной работы, кроссворд на повторение). Повторяем с контролем Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни   ученики   задают   свои   вопросы,   другие   (по   вызову   учителя   или   спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. Блицконтрольная Учитель   в   течение   7­10   мин   проводит   письменный   опрос   в   быстром   темпе   для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы.   Работы   сдаются   учителю,   либо   проводится   самопроверка   (учитель   диктует   или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть­семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.). Использование символов, схем , таблиц , алгоритмов.  Например,   при   выполнении   работы   над   ошибками   дети   должны   сами   отличить орфограмму и воспользоваться нужной памяткой. На уроках математики использую схемы­опоры для решения различных видов задач. Речевые  Придумать продолжение текста. Творческие пересказы текста от лица разных героев­ персонажей. Пропущенный вопрос У   детей   карточки   с   заданием   :   «Вставь   пропущенный   вопрос».   Дети   должны прочитать все вопросы, восстановить   последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который пропустил учитель.  «Пропущенный вопрос».  1. О чём попросила мама девочек? 2. 3. Хотелось ли им мыть посуду? 4. 5. Что пообещала Наташа? 6. 7. Почему Оля съела Наташино пирожное? Угадай вопрос Учить   детей   слушать   и   слышать,   общаться,   развивать   речь,   активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».  Ученику, вышедшему к доске,   даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух  и  не  показывая, что  написано  на  карточке, громко  отвечает  на  него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.   Ромашка Блума Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. 1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». ­ Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них. 2.   Интерпретационные   (объясняющие)   вопросы   начинаются   со   слов   «Почему?».   ­ Задайте объясняющие вопросы. 3.   Оценочные   вопросы.   Задавая   их,   используем   слова:   «Почему…хорошо,   а   …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем. ­ Задайте оценочные вопросы. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы   предположения,   прогноза:   «Что   изменилось   бы…»,   «Что   будет,   если….».   ­ Задайте творческие вопросы. 5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что­то уточнить. 6.   Практические   вопросы.   Данный   тип   вопроса   направлен   на   установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?». «Ромашку» можно использовать актуализации, включения в систему знаний  Синквейн Правила написания синквэйнов: 1. 2. 3. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).   Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4.  Четвертая      строчка     –      это     фраза      из     четырех        слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя   строчка   ­   это   синоним   (метафора)   из   одного   слова,   который повторяет суть темы.  Пример синквейна по стихотворению И.Пивоваровой «Вежливый ослик»: 1. 2. Ослик Недоброжелательный, невоспитанный 3. 4. 5. Обманывает, обзывается, врёт. Не будь похожим на него Плохо. Верные и неверные утверждения  Универсальный   прием,   способствующий   актуализации   знаний   учащихся   и активизации мыслительной деятельности. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на   обратной   стороне   в   табличке   записаны   номера   с   1   по   8.   Я   буду   читать   вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «­», если не верите Вопросы: 1…первый велосипед изобрели 212 лет назад. 2…он был деревянный. 3…у велосипеда не было педалей. 4…самокат, паук, костотряс, драндулет ­ это всё название одного транспорта. 5…есть велосипед с одним колесом. 6….есть двухместный велосипед 7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов 8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.  Кластер В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки­лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Давайте вспомним что мы знали про суффикс и что   нового   сегодня   узнали?   (на   чистых   листах   учащиеся   записывает   все   то,   что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы  "Да" и "Нет" говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты   в   единую   картину;   систематизировать   уже   имеющуюся   информацию;   слушать   и слышать учеников. Суть  игры:  учитель  загадывает   число,  предмет,  литературного  или  исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".  Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или   литературного   героя   во   времени;   исключением   его   из   произведения;   добавлением нового   героя   и   анализом   того,   как   в   этом   случае   будут   развиваться   события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников. Опрос по цепочке. Учитель   жестом   прерывает   рассказ   одного   ученика   и   предлагает   продолжить   его другому. Проектная деятельность – Наиболее   эффективный   метод   формирования   УУД.   Начиная   с   3   ­   го   класса, школьники   учатся   составлять   компьютерные   презентации,   электронные   фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи.    Инсерт «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для  стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное  путешествие. 1. Чтение индивидуальное.  Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал;  + – новое;  – – думал иначе;  ? – не понял, есть вопросы.  4. КОММУНИКАТИВНЫЕ Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других   людей,   партнера   по   общению   или   деятельности,   умение   слушать   и   вступать   в диалог. К ним относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;  постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;  управление   поведением   партнера   –   контроль,   коррекция,   оценка   действий партнера;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и   условиями   коммуникации,   владение   монологической   и   диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  «Тонкие» и «толстые» вопросы  «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,   требующие подробного,   развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать   умение   формулировать   вопросы   и   умение   соотносить   понятия.   После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса,   связанных   с   пройденным   материалом.   Затем   они   опрашивают   друг   друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.    «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Советуйтесь Учитель   советуется   с   учащимися,   обсуждая,   например,   проблемы   отношений.   Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение. Вопросы к тексту При изучении научного текста перед группой учеников ставится задача — составить к   нему   список   репродуктивных   и   расширяющих,   развивающих   вопросов.   Затем   они распределяются на группы: вопросы, на которые можно ответить на уроке; ­ вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. Доводящие карточки Для того, чтобы узнать, как дети поняли содержание текста, можно использовать эту методику. Одной из задач является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу,   поделиться   своими   знаниями   с   другими.   Рассказа   Ю.   Ермолаева   «Два пирожных» Карточка №1. Вопрос Ответ 1. О чём попросила мама дочек? (Вымыть посуду) 3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме? (Оля) 5. Кто из девочек был старше? (Наташа) 7. Чем были вымазаны губы Оли, когда она вернулась из кухни? (кремом) 9.Кто велел Оле съесть два пирожных?  Почему? (Мама. Она сказала, что пирожные могут испортиться, пока Наташа вернётся из Африки) Карточка №2. Вопрос Ответ 2. Чем были заняты девочки? (Наташа читала книгу о путешествиях, а Оля лепила из пластилина булочки и крендельки.) 4. Что сказала Наташа вдогонку Оле? (Сейчас приду, только главу дочитаю) 6. Что ответила Наташа, когда Оля за ней вернулась в комнату? (Меня здесь нет, я путешествую) 8. За кого Оля съела второе пирожное? (За Наташу) 9.За что мама наказала Наташу? (За то, что Наташа не помогла им с Олей мыть посуду) Шесть шляп Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание   Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.  Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.  Чёрная шляпа ( критик)  ­ что плохого в поступках героев.  Синяя шляпа (управление, размышление) ­ дайте совет герою или читателю.  Белая шляпа ( учёный)   ­    чему следует поучиться у героя.  Зелёная шляпа (творчество)  ­ продолжите рассказ. Вертушки Так, работая в группе, дети отрабатывают  необходимые каждому из них навыки: один,   по   просьбе   учителя,   проверяет   написание   заглавных   букв   в   тексте   на   карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции,  характеристику предложения. Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо   сильный   ученик,  либо   слабый,  при   этом   выполнение   любого   задания   объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель   организует   обсуждение,   если   задание   было   одинаковым   для   всех   групп.   Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания. Зигзаг Основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным   вопросам   изучаемой   темы.   Проведя   личную   экспертизу   по   своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты.   Изучив   фрагмент,   члены   экспертной   группы   обсуждают   и   планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп. Педагогические игры Игры   своим   содержанием,   формой   организации,   правилами   и   результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"

"Педагогические приёмы для формирования УУД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017