Проблемы бытовой адаптации аутичных детей
Оценка 4.7

Проблемы бытовой адаптации аутичных детей

Оценка 4.7
docx
09.03.2022
Проблемы бытовой адаптации аутичных детей
Проблемы бытовой адаптации аутичных детей.docx

Проблемы бытовой адаптации аутичных детей

В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. Отстаивая свою самостоятельность или стремясь поскорее добиться желаемого результата или чужого расположения, ребенок старается сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Постепенно, несмотря на индивидуальные особенности и возможные трудности, он приспосабливается к требованиям общества.

Для аутичного ребенка описанный путь обучения чаще всего невозможен. У него отсутствует мотивация к овладению социально-бытовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах. Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.

В процессе освоения бытовых навыков у аутичного ребенка развиваются внимание, моторика, целенаправленность деятельности.

Сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации.

Особенности контакта

Тем не менее как можно раньше старайтесь подключать его и его руки как пассивного участника к выполнению некоторых действий, когда помогаете ему раздеться, умыться, причесаться и т.д., отмечая при этом: "как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю". Необходимо учитывать пресыщаемость аутичного ребенка в контактах с другими людьми, быть внимательным к устанавливаемому им самим ритму взаимодействия.

В то же время часто возникает опасность гиперопеки в отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогом.

Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая, как у него самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п. Очень важно, чтобы взрослые были очень последовательны в отношениях с ребенком и договорились об общих требованиях к нему.

Страхи, тревожность и сверхчувствительность аутичного ребенка

Нередко трудности в адаптации аутичного ребенка к быту семьи, его отказ что-то сделать связаны со сверхчувствительностью и страхами. Подобный негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо ободряют его, подчеркивая, какой он уже большой и сильный, дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации.

Нередко после преодоления страха наступает не менее трудный для семьи период, когда ребенок начинает восторженно экспериментировать с прежде пугающей ситуацией, например, без конца открывать воду и наливать ванну, спускать воду в туалете и т.п. Необходимо в этом случае избегать эмоциональной реакции и постараться усилить привлекательные для ребенка впечатления в других занятиях.

Трудности произвольной организации поведения и нарушения мотивации

Аутичный ребенок не выполняет инструкции, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот. Нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость нередко дополнительно усиливают его стремление отказаться от любых занятий руками.

Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Трудности произвольности и целенаправленного поведения во многом связаны с нарушениями мотивации.

Если ребенка научить выполнять простейшие поручения, его будет легче организовать в повседневных ситуациях и обучать более сложным навыкам. Важно, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, заключали в себе привлекательные для него действия.

Прежде чем требовать что-либо, понаблюдайте, что Ваш ребенок сможет выполнить.

Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, невыполненными. Не стоит "бросать требование в воздух", повторяя много раз одно и то же ребенку, занятому своим делом в другом конце комнаты.

Подобное отношение к просьбам требует от Вас особого внимания к своей речи. Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите. Простые, краткие и четкие инструкции могут постепенно усложняться и облекаться в более естественную разговорную форму речи по мере того, как он начинает их выполнять. Если Вы обращаетесь к ребенку, не собираясь особенно настаивать на своих словах, лучше сформулировать их как пожелание: "Давай уберем игрушки"

Один из важных моментов, который может помочь легче овладеть разными навыками и смягчить некоторые поведенческие проблемы, это готовность родителей отмечать мельчайшие удачи ребенка. Очень важно, чтобы похвала была специфической, т.е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: "молодчина, здорово собрал мусор", вместо просто "молодец".

Многие аутичные дети поедают в больших количествах печенье и конфеты, пользуясь их доступностью, в то время как родители жалуются, что ребенок ничего не хочет делать и не существует для него значимой награды. Учитывая трудности обучения аутичного ребенка, отсутствие заинтересованности в приобретении навыка, очень важно использовать его естественные привязанности для закрепления успеха и ограничивать доступность используемых наград в другое время. Постепенно, удается расширить круг значимых для ребенка поощрений и сделать их более естественными.

Пространственная организация жизни аутичного ребенка

Организация пространства помогает в обучении и способствует душевному покою любого ребенка. Порядок, отсутствие отвлекающих деталей, свой рабочий уголок делают плодотворнее деятельность практически каждого человека. Особенно необходима пространственная организация аутичному ребенку с его нецеленаправленным поведением, отвлекаемостью, тревожностью. Важно простроить пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы ему стало ясно, где он занимается со взрослым, где он одевается, где ест, где удобнее порисовать, а где посмотреть книжки или построить железную дорогу, где он может попрыгать и побыть один.

Организацию места обучения можно рассмотреть на примере одевания. Одеваться удобнее на стульчике, чтобы ребенок не мог развалиться в нем как в кресле или на диване. Важно, чтобы ему легко было нагнуться к своим ботинкам и чтобы взрослый мог помочь ему сзади или сбоку. Необходимо продумать, где лучше разложить вещи в нужном порядке, чтобы трудноорганизуемому ребенку не нужно было вставать за очередным предметом и возвращаться обратно. Позиция взрослого позади ребенка во время обучения создает у последнего ощущение, что он сам выполняет действие, но одновременно чувствует готовность взрослого помочь. В то же время в момент обыгрывания удачи взрослый находится лицом к лицу с ребенком, что облегчает зрительный контакт, позволяет порадоваться и заразить ребенка своей радостью от его успеха.

Организация времени в жизни аутичного ребенка

Восприятие временной последовательности событий, действий представляет большую проблему для аутичного ребенка.

Необходимо, чтобы при организации дня малыша взрослый обращался к его эмоциональной и смысловой жизни. Для успешного овладения бытовыми навыками и их самостоятельного использования (что представляет для аутичного человека особую проблему) крайне важно, чтобы конкретные повседневные действия приобретали для него особый значимый смысл. Лишь понятная и приятная ситуация может помочь ему начать учиться новому делу или подтолкнуть к тому, чтобы самостоятельно воспользоваться приобретенными знаниями. Постарайтесь построить день Вашего ребенка, опираясь на привычные любимые им дела, так, чтобы ситуация обучения навыку или его самостоятельное выполнение стали закономерной и необходимой "ступенькой" к удовольствию.

Использование естественных ситуаций для обучения и очень постепенное усложнение требований, как мы можем заметить, значительно облегчает процесс освоения навыками

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда - только в определенный час и т.п. Изменение привычной ситуации вызывает тревогу, которая часто находит свое выражение в самоагрессии или усилении стереотипных движений и вокализаций. Очень трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок.

Можно использовать при обучении стереотипность ребенка. Когда он держится за свои привычки, ритуалы, установленный порядок, его можно легче научить новому действию, если сначала регулярно повторять обучение в похожих условиях. В то же время, ребенок легче примет новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка. Можно сказать ему: "после завтрака, если будет ясная погода, пойдем гулять, а если пойдет дождь, будем играть в кубики." После завтрака предложить ему посмотреть в окно: "ну как, что будем делать?"

Зрительно представленная последовательность действий в виде дневного расписания помогает ребенку видеть, что он будет делать сейчас, когда сможет посмотреть любимый мультфильм, сколько осталось сделать до прогулки или чая. Если он понимает ситуацию, уменьшается тревожность и, как следствие, снимается часть поведенческих проблем. Важно, чтобы такое расписание было на доступном ребенку уровне восприятия и реально проясняло ситуацию.

Для кого-то это могут быть объекты, непосредственно включенные в деятельность: чашка - "идем пить чай", зубная щетка - "чистить зубы", пирамидка - "заниматься". Другому ребенку могут помочь усвоить общий распорядок дня фотографии или картинки, на которых изображено, как он ест, готовится ко сну, спит, читает на диване с мамой, одевается, гуляет и т.п.

Перед началом следующей деятельности ребенок вместе со взрослым заглядывает в расписание: "посмотрим, что мы сейчас будем делать". Подобный прием может помочь Вам вносить в привычный порядок действий что-то новое. Непривычное задание или событие легче принимается, если задано извне. Появляется возможность объединиться с ребенком по отношению к "внешнему" расписанию: "я понимаю, что тебе не хочется сейчас убирать тарелки со стола, но это то, что мы с тобой должны сделать по нашему расписанию, а потом, смотри-ка, мы сможем пойти в парк". Очень важно действительно выполнить пункт плана, пусть свернуто и быстро, но завершить действие.

Для аутичного ребенка нередко бывает очень трудно ждать, когда желанное событие откладывается, часто само слово "подожди" может вызвать негативную реакцию. Часто это связано с тем, что у ребенка не сформировано представление о времени, и ему непонятно, насколько откладывается удовольствие. В этом случае зрительная организация дня в виде расписания может прояснить ситуацию. Возможным приемом также является не произносить слово "подожди", а сказать, например: "мы обяза-тельно почитаем вместе после того как я почищу картошку, а пока ты можешь посидеть порисовать (почитать, поиграть) рядом со мной" (приготовив для него все необходимое). Таким образом, акцент ставится не на тягостном ожидании, а на приятной активности. Полезно подключать детей к деятельности взрослого с помощью мелких поручений: мыть и бросать в кастрюлю очищенную картошку, принести "забытую" на видном месте вещь, приготовленную для стирки, или укатившийся моток ниток при шитье и т.п. Благодаря таким иногда спонтанным, иногда специально организованным мелким поручениям, аутичный ребенок, крутясь около мамы, не просто "мешается под ногами", но потихоньку включается в бытовую ситуацию, которая приобретает для него новый эмоциональный смысл совместного со взрослым дела.

Наряду с временной организацией дня также важен ритм занятий. Аутичный ребенок может выдерживать ситуацию активного взаимодействия очень недолго. Иногда он может вступать в контакт на короткие промежутки времени, самостоятельно дозируя продолжительность и насыщенность своего общения с другими людьми.

Нужна ли четкая последовательность действий?

Прежде чем начать обучение, необходимо определить порядок действий. Полезно сначала расписать последовательность своих шагов при выполнении данной деятельности, сравнить ее с действиями других членов семьи, выбрать наиболее удобный для всех, кто будет учить ребенка, вариант и попробовать его друг на друге. Необходимо также проверить доступность всех необходимых материалов. Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше держать щетку. Эти детали, не имеющие большого значения для взрослых или для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка - моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения, проблемами организации целенаправленного поведения

Взрослый хвалит ребенка за мельчайшие самостоятельные действия ("ты сам одеваешься, сам подтянул чулок"). В то же время, чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, желательно ослаблять похвалу за те действия, которые становятся уже автоматическими, и переносить свое внимание на те операции, которые еще требуют освоения.

Когда ребенок в целом освоит необходимые моторные навыки, взрослый может занять более пассивную позицию, отступая в сторону. При этом важно не забывать радоваться успеху ребенка, не обозначая вслух неудачу.

Многие специалисты считают, что при обучении бытовым навыкам важно предупреждать ошибку ребенка, вовремя направляя его по верному пути, т.к. аутичные дети склонны превращать повторяющиеся ситуации совершения и исправления ошибки в стереотипную последовательность. Нередко отмечают быстро появляющуюся у аутичного ребенка зависимость от словесной подсказки

Нельзя пытаться научить ребенка всему сразу, необходимо сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, очень постепенно подключая его к простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

ПРОБЛЕМЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Туалет

Нередко аутичный ребенок отказывается пользоваться горшком, причем часто это связано со страхом. Возможно, однажды горшок оказался холодным или слишком яркой расцветки, или у него возникли болевые ощущения из-за запоров. Очень важно постараться понять, в чем причина отрицательного отношения, а затем - создать максимально возможный комфорт, в том числе и эмоциональный, найти значимое для ребенка подкрепление успеха. Решается эта проблема очень индивидуально. Кому-то важно согреть горшок, другому подложить удобное сиденье, одного достаточно ласково потрепать по плечику и похвалить, а другому за успешный результат необходима шоколадка.

Сначала бывает важно составить примерный график, когда Ваш ребенок обычно хочет в туалет. В это время имеет смысл чаще высаживать его на горшок, чтобы "подловить момент". Другая проблема - научить ребенка проситься на горшок или пользоваться им самостоятельно. Если он уже спокойно пользуется им с Вашей помощью, стоит постепенно уменьшать свое участие. Горшок желательно ставить в одном и том же месте, лучше всего в туалете или, если есть страх туалета - рядом. В этом случае ребенку может оказаться легче начать пользоваться горшком самому или пересесть на унитаз.

Некоторые дети получают удовольствие, поедая свой кал и размазывая его по стенам. Следует отметить, что за подобным "развлечением" можно застать многих маленьких детей, однако, у некоторых аутичных ребят эта привычка задерживается надолго. Поймав своего ребенка за таким занятием, следует избегать бурных эмоций, но решительно умыть его. Если ребенок размазал кал по полу или стенам (или сделал кучу на полу), не убирайте грязь сами: важно, чтобы это сделал ребенок сам или с вашей помощью. При этом лучше, если уборка происходит молча, без комментариев, положительных или отрицательных. В случае с одним мальчиком, мама заметила, что такая уборка ему даже нравится; обычно, это знак, что ребенку не хватает эмоционального контакта и переживаний и совместная уборка стала для него способом привлечь мамино внимание.

Навыки личной гигиены: чистка зубов

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте. Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка - купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Хорошо, если ребенок мог понаблюдать как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.

Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку. Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка.

Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.


1. Включить воду

2. Открыть пасту

3. Взять зубную щетку и смочить ее

4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины

5. Почистить зубы слева

6. Почистить зубы справа

7. Почистить зубы спереди

8. Положить щетку

                                                                                           9. Взять стакан с водой и прополоскать рот

                                                                              10. Поставить стакан на место

11. Вымыть щетку и поставить в стакан

12. Закрыть зубную пасту и убрать на место

13. Умыться

14. Закрыть кран

15. Вытереть лицо и руки

16. Повесить полотенце на место


Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу несмотря на сохранившиеся трудности поведения.

Еда

Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает возможно подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание

Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес. Иногда успешной попытке ребенка побробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, "чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке", пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: "ах, какая клубника сладкая и сочная". Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане. Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу.

Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок -правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку. Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его.

Одежда

С одеждой в семье аутичного ребенка связано множество проблем. Некоторые дети стараются снять с себя все при первой удобной возможности и дома предпочитают бегать голыми. Другие проявляют крайнюю стереотипность в выборе одежды, из-за чего переход от летнего костюма к зимнему, и наоборот, сопряжен с огромными трудностями и бурным протестом. Некоторые из вышеперечисленных проблем связаны со сверхчувствительностью аутичного ребенка к прикосновению, тепловым ощущениям и другим телесным раздражителям, о чем ранее уже упоминалось

С детьми, стереотипными в одежде, бывает важно заранее начать обсуждать, что "скоро наступит весна, снег растает, станет тепло, люди снимут шапки, шубы. " Можно вместе порисовать как все по-весеннему будут одеты, и что будут делать. Можно наметить, когда весна "сообщит нам", что пора менять куртку, а потом шапку, а потом сапоги.

Безопасность

Чаще всего вопрос о безопасности встает, когда аутичный ребенок не имеет чувства края, то есть не чувствует опасности. Во время прогулки необходимо научить ребенка ходить за руку или рядом с взрослым. Можно попытаться удержать его внимание эмоциональным комментарием того, что он может видеть вокруг

Особые трудности возникают с теми подросшими аутичными детьми, для которых остаются характерными "полевое" поведение и разнообразные влечения. Такие ребята склонны подбирать с пола и тянуть в рот самые разные вещи и иногда бывает крайне ловкими и изобретательными, чтобы достать привлекающий их объект. В данном случае многим родителям приходится организовывать свой быт подобно тому, как делают семьи, у которых в доме полуторагодовалый ребенок, начавший передвигаться самостоятельно: прячутся все лекарства, химические растворы, опасные, мелкие и острые предметы.

Дома важно организовать место для "самостоятельной деятельности", где находились бы доступные ребенку игры и задания, которые своим содержанием и формой подсказывали бы ему, что с ними можно делать: это может быть конструктор "Лего", мозаика, ящик для геометрических форм и т.п.

На детской площадке

Поведение ребенка на детской площадке, также как и в остальных случаях посещения общественных мест, часто приводит к конфликтам между родителями аутичного ребенка и окружающими людьми. Сравнение аутичного ребенка со сверстниками, насмешки и нередко злые шутки других детей заставляют многих родителей выбирать маршруты, минующие детские площадки. Некоторые аутичные дети, однако, подрастая, начинают очень тянуться к обществу сверстников и нередко ради коротких моментов общения готовы терпеть насмешки и издевательства детей, что доставляет много болезненных переживаний их родителям. В то же время аутичному ребенку необходим опыт общения с обычными сверстниками, но эти контакты должны быть, особенно на первых порах, организованы взрослыми и осуществляться при их поддержке.

Важно вместе проговорить различные наиболее типичные ситуации, придумать, что можно сказать или предложить другому человеку при встрече или обращаясь с просьбой. Обычно аутичному ребенку бывает легче общаться либо с младшими, либо со старшими детьми

Магазин

Многие родители часто жалуются, что с ребенком невозможно ждать в очереди, что стоит маме отвернуться, он хватает что-нибудь с прилавка, залезает в чужие сумки, кричит, убегает и т.д. Это вовсе не от того, что он плохой: аутичному ребенку сложно отделить себя от мамы, других близких, трудно контролировать собственное поведение. Когда неуверенным и расстроенным чувствует себя взрослый, являющийся его опорой и защитой, внешний конфликт может спровоцировать внутренний. Некоторые родители стараются по возможности избегать совместных с ребенком походов в магазин, предпочитают покупать в киосках, ходить в сопровождении второго взрослого, но реальная жизнь не позволяет исключить подобных ситуаций.

Важно поэтому, с одной стороны помочь ребенку научиться ждать, найти способы переключать его внимание с "опасных" объектов, а с другой стороны постараться определить возможную для Вас форму отношений с окружающими, нейтрализующую конфликтную ситуацию. В данном случае также желательно обговорить с ребенком предварительно, куда вы идете, что необходимо купить на обед "для бабушки. Иногда он явно откликнется на Ваш комментарий, в другой раз внешне не отреагирует, однако, подобный "разговор" с опорой на знакомые ему образы может настроить его на предстоящую ситуацию, уменьшить тревогу, вызванную неопределенностью происходящего, иногда сам ритм вашей речи может подействовать успокаивающе. Если ребенок склонен хватать товары с прилавков или скидывать их на пол, необходимо занять его внимание и руки. Можно обсуждать с ним, что мы сейчас покупаем, что мы из этого приготовим, как папа удивится. Можно приберечь для этого случая булочку или яблоко. Наряду с экстренными покупками важно устраивать "тренировочные" походы, чтобы купить игрушку, которую хочется ребенку, или что-то к чаю. Сначала лучше выбрать очень маленький магазинчик, где мало народу и можно быстро совершить покупку, а затем обсудить с ребенком, как хорошо он ждал, как удачно и весело вы вместе сходили в магазин, какую хорошую вещь купили.

НАВЫКИ ПОМОЩИ ПО ДОМУ

Наряду с навыками самообслуживания крайне важно подсоединять аутичного ребенка к бытовой жизни семьи. Необходимо, чтобы он с раннего детства участвовал в повседневных домашних делах: мог убрать свои игрушки, помочь маме в уборке, накрыть стол для всей семьи, убрать посуду после чая и т.п. Маленьких детей целесообразно обучать бытовым навыкам, естественным образом подключая их к своей деятельности.

Вытирание пыли

При обучении данному навыку мы использовали различные варианты зрительной поддержки, которые подсказывали, где и что нужно вытирать. Для С. наглядным ориентиром служили лужи, которые появлялась на столе во время чаепития или рисования, а для Н. - нарисованные мелом стрелки и крестики, обозначающие направление движения, и план-список объектов, которые необходимо протереть. После того, как Н. вытирал один объект, он должен был поставить "галочку" напротив соответствующего места в списке, и посмотреть, что следующее.

 

Начинать вытирать стол или пыль лучше сухой тканью, чтобы сначала отработать необходимые движения, т. к. необходимость споласкивать и выжимать тряпку представляет собой более серьезную задачу. На начальном этапе при выполнении всех действий рука учителя находилась поверх руки подростка. Постепенно взрослый ослаблял свою руку и убирал ее, помогая в случае необходимости коротким подталкивающим движением. Еще одной помехой данному действию являлось раскачивание телом взад-вперед.

Подметание и мытье пола

При обучении подметать или мыть пол возникает много трудностей, связанных с недостаточной структурированностью ситуации: необходимы зрительные ориентиры, показывающие направление движения. Многие специалисты предлагают разделять плоскость пола с помощью клейкой ленты или краски на зоны, чтобы было понятно, что мыть сначала, когда полоскать тряпку, в каком направлении двигаться. Для Н. оказалось трудно передвигать швабру из стороны в сторону; более естественными для него являются движения на зад-вперед, аналогичные его двигательным стереотипиям. В случае с С, обучая его подметать, мы поначалу ограничивали задачу куском ковра (1,5мХ1 м), с которого надо было смести мусор.

Для некоторых ребят бывает трудно присесть на корточки, собирая мусор, возможно из-за повышенного тонуса в ногах и нарушений общей координации движений. Поэтому на первых порах иногда приходится привлекать помощь другого человека, который помог бы подростку присесть.

Важно подчеркнуть положительный смысл ситуации ("ты мой помощник, такая чистота теперь") и, главное, не пережать, не превратить совместное занятие в нескончаемую, однообразную и тягостную рутину.

Разборка белья

Для многих аутичных детей и подростков с тяжелыми последствиями РДА характерно такое времяпрепровождение, как выбрасывание на пол всех вещей из шкафов и с полок. Обратно чаще всего вещи убирают родители.

Наряду с общей коррекционной работой, направленной на разнообразие стереотипов поведения, расширение круга интересов и развитие произвольности, необходимо сформировать стереотип самостоятельной уборки и разборки белья. Для организации самостоятельного поведения, как уже говорилось выше, аутичным детям крайне важна зрительная поддержка. В данном случае могут помочь наклеенные на полки картинки или слова, обозначающие, где лежит соответствующая вещь (майки, трусы, рубашки).

Мытье посуды

В зависимости от расположения раковины здесь возможны различные варианты организации рабочего места. Постарайтесь организовать пространство таким образом, чтобы аутичному ребенку или подростку было понятно, откуда брать грязную посуду, куда ставить намыленную, куда складывать вымытую посуду. Некоторые отдают предпочтение организации рабочего процесса слева направо, как более привычному (для правшей) стереотипу движений (слева - грязная посуда, в мойку ставится намыленная посуда, а справа находится сушилка).


1 открыть кран

2. намылить губку

3. намылить чашку, блюдце

4. положить губку на край раковины

5. ополоснуть чашку, блюдце

6. положить в сушилку

7. взять следующий предмет (вернуться к п.3)

8. вымыть губку

9. вымыть руки

10. закрыть кран

11. вытереть руки

 


Очень желательно уборку посуды проводить не изолированно, а как естественный эпизод чаепития - деятельности, привлекательной для большинства детей и взрослых. Во время этого приятного для всех занятия ребенок может научиться накрывать на стол, готовить бутерброды, резать пирог, разливать чай, после чаепития относить посуду к раковине.

 

Рекомендации, которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей в процессе организации их бытового поведения.

-Основой обучения служит эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Необходимо дозировать нагрузку, приспосабливая ее к его внутреннему ритму.

-Необходимо начинать с раннего возраста обучать ребенка самостоятельно раздеваться и одеваться, пользоваться туалетом оставаться рядом со взрослым на улице, выполнять простейшие поручения.

-Важно выделить наиболее доступный ребенку навык, на котором следует сосредоточиться. Нельзя учить его всему одновременно.

-Необходимо создать ситуацию успеха. Очень постепенно следует подключать его к наиболее простым операциям в регулярно повторяющихся ситуациях.

-Крайне важно предоставлять возможность ребенку сделать самому то, что он может выполнить самостоятельно, даже если быстрее сделать за него.

-Усложнение требований и целенаправленное обучение навыкам возможно лишь после того, как ребенок начинает выполнять простейшие инструкции взрослого. Для этого необходимо, чтобы он стал заинтересованным в выполнении просьбы.

-Подобный интерес появляется, если выполнение инструкции связывается для ребенка с радостным переживанием, приятные ощущением. Он должен получать награду непосредственно сразу после правильного поведения.

-Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведение ребенка, ограничивать его лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо, но в этом случае добиваясь выполнения своей просьбы.

-При обучении навыкам бытового поведения нужна четкая схема действий, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов.

-Во время обучения взрослый помогает ребенку, стоя сзади него. Такая позиция создает у последнего ощущение, что он сам выполняет действие, и одновременно, чувствует готовность взрослого помочь. Отмечая успех ребенка, взрослый, напротив, находится лицом к лицу с ним, что облегчает зрительный контакт, позволяет порадоваться вместе его удаче.

-Следует избегать словесных подсказок при обучении тем навыкам, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В этом случае более эффективной помощью будет управление руками ребенка, использование картинок с изображением необходимых действий или (для более целенаправленных детей) демонстрация правильного поведения.

-Важно использовать спонтанный интерес ребенка к окружающему миру, быть готовым творчески обыграть объект, привлекший его внимание, самому побыть ребенком, радуясь и удивляясь случившемуся событию или общей удаче.

-Бытовые навыки усваиваются гораздо легче и эффективнее, если обучение встроено в естественную ситуацию, связано эмоционально и по смыслу с жизнью ребенка: одеваться он учится, собираясь на прогулку в любимый парк, накрывает на стол для чая с вкусным печеньем, убирает со стола, чтобы помочь маме после чаепития с пирогом, который она приготовили.



 

Проблемы бытовой адаптации аутичных детей

Проблемы бытовой адаптации аутичных детей

Подобное отношение к просьбам требует от

Подобное отношение к просьбам требует от

Перед началом следующей деятельности ребенок вместе со взрослым заглядывает в расписание: "посмотрим, что мы сейчас будем делать"

Перед началом следующей деятельности ребенок вместе со взрослым заглядывает в расписание: "посмотрим, что мы сейчас будем делать"

При этом лучше, если уборка происходит молча, без комментариев, положительных или отрицательных

При этом лучше, если уборка происходит молча, без комментариев, положительных или отрицательных

Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде,…

Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде,…

НАВЫКИ ПОМОЩИ ПО ДОМУ Наряду с навыками самообслуживания крайне важно подсоединять аутичного ребенка к бытовой жизни семьи

НАВЫКИ ПОМОЩИ ПО ДОМУ Наряду с навыками самообслуживания крайне важно подсоединять аутичного ребенка к бытовой жизни семьи

Очень желательно уборку посуды проводить не изолированно, а как естественный эпизод чаепития - деятельности, привлекательной для большинства детей и взрослых

Очень желательно уборку посуды проводить не изолированно, а как естественный эпизод чаепития - деятельности, привлекательной для большинства детей и взрослых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022