Статья «Проблемы дистанционного образования и способы их решения» ( из опыта работы).
Автор : Холмова Елена Павловна , преподаватель истории и обществознания ЛГМАОУ СОШ №4
города Лангепаса ХМАО -Югры
С 2020года,когда возникла опасность пандемии, возникла необходимость искать новые способы преподавания. Один из них -работа в дистанционном формате. Не могу сказать , что это абсолютно неизведанный путь ( С платформой Учи.ру и Открытая Школа , наши дети знакомы давно, с сыном , которому сейчас 15 , мы еще в начальной школе, с удовольствием ,участвовали в олимпиадах , турнирах и консурсах). С какими же трудностями может столкнуться любой человек, который получает знания с помощью электронного образования?!Мне хотелось бы рассмотреть эти проблемы с двух сторон : со стороны учителя-предметника и со стороны родителя ( я в этом году еще и мама девятиклассника).В традиционной системе учителя могут незамедлительно дать обратную связь. Ученики, которые сталкиваются с проблемами в учебной программе, решают их быстро и непосредственно во время занятия или в часы для консультаций. Персонализированная обратная связь положительно влияет на учащихся, поскольку делает процесс обучения более простым и доступным. Дистанционное обучение по-прежнему не позволяет получить обратную связь от учеников, что вызывает недовольство последних и снижает мотивацию к обучению Решение: этот недостаток можно решать с помощью видеочатов с нами, преподавателями, Например , большая часть наших педагогов работают в ЗУМ. Дистанционное образование может вызвать социальную изоляцию, особенно , у детей младшего возраста. Методы электронного обучения, применяемые в образовательной сфере, как правило, заставляют учащихся испытывать чувство отстранённости и отсутствия взаимодействия. В результате многие учащиеся и преподаватели, которые неизбежно проводят большую часть своего времени в Интернете, могут начать испытывать признаки социальной изоляции из-за отсутствия живого человеческого общения в их жизни. Социальная изоляция в сочетании с отсутствием общения часто приводит к проблемам с психическим здоровьем, таким как повышенный стресс, беспокойство и негативные мысли. Как выход из данной ситуации:. назначать видео-чаты с преподавателями. Электронное обучение требует сильной самомотивации и навыков управления временем. В традиционных классах существует множество факторов, которые постоянно подталкивают учащихся к достижению их учебных целей. Личное общение с преподавателями, занятия с коллегами и строгий график - всё это работает в унисон, чтобы ученики не сбились с пути во время учёбы. Однако в среде онлайн-обучения меньше внешних факторов, которые подталкивают учащихся к хорошей успеваемости. Часто ученики вынуждены сами заботиться о себе во время учебной деятельности, ведь никто не подгоняет их к учебной деятельности. Во время дистанционного обучения дети обнаруживают, что им нередко приходится изучать сложные материалы в уютной домашней обстановке без какого-либо дополнительного давления, В результате соблюдение установленных сроков во время онлайн-обучения может стать трудным. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у учащихся дистанционно . Доказано, что методы электронного обучения очень эффективны для улучшения академических знаний. В то же время развитие коммуникативных навыков учащихся - это область, которой часто пренебрегают во время онлайн-уроков. Из-за отсутствия личного общения между сверстниками, учениками и учителями в онлайн- среде , студенты могут обнаружить, что они не способны эффективно работать в команде. Пренебрежение коммуникативными навыками неизбежно приводит к тому, что выпускники преуспевают в теоретических знаниях , но не знают как их передать их другим. Решение: групповые занятия и онлайн-лекции, требующие общения, должны использоваться даже в среде онлайн-обучения. Это гарантирует, что электронное образование разовьёт и коммуникативные навыки, необходимые для достижения успеха в реальной рабочей среде. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Конечно , я считаю , что дистанционное образование никак нельзя рассматривать как замену существующего института образования, но как один из вариантов , при необходимости , с успехом можно применять. Моя задача как учителя на современном этапе -научить детей учиться: уметь искать нужную информацию, уметь ее интерпретировать, приводить аргументы и т.д. Если же рассматривать дистанционное образование с позиции родителей , то для многих родителей это стало « головной болью». Современные родители , в основном это люди , рожденные в конце 80х –лихих 90х, привыкли к тому , что сначала детские сады , а потом школа ,просто обязаны научить ребенка , подготовить его к будущей жизни .И поэтому , когда началось дистанционное образование , мне , как классному руководителю , приходилось проводить беседы с родителями , «лечить их», объясняя , что все таки дистанционное образование –это вынужденная мера. Многим родителям было просто трудно и тяжело находиться с детьми то время , когда они должны были бы быть в школе, я уж не говорю о контроле или помощи , или проверки задания , которые выполняли их дети. Достаточно часто были сбои технического плана и, это тоже вызывало у некоторых родителей негатив. Для меня , например , как для мамы , наоборот появилась возможность подольше быть рядом с ребенком , быть ему полезной , нужной .мне кажется , что за время дистанта, мы стали еще ближе, отношения стали более доверительней ( это , кстати мнения тоже достаточной большой аудитории родителей). Я думаю, еще пройдет много времени , когда интернет –ресурсы смогут вытеснить нас , педагогов. Да ,это хорошая форма обучения, а для определённой категории, возможно и единственная, я имею в виду детей-инвалидов. Для детей, которые удалены от крупных центров, не имеющие возможности очно посещать курсы, для поступающих., в школах, в школах, где не ведётся тот или иной предмет. Возможно, дистанционное обучение- это обучение будущего. Но сегодня мы понимаем, что учителя в школе никто заменить не сможет. Роль непосредственных контактов с учителем по-прежнему очень высока. Дистанционное обучение – это новое в школе, а все новое – интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением. Дистанционное обучение все еще нуждается в доработке. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Отсутствует постоянный контроль над ними, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Еще одна проблема: как предотвратить, или устранить списывание с решебников и ГДЗ домашних заданий, которые задает учитель? И данным видом деятельности наши дети владеют в совершенстве! И здесь самый простой алгоритм работы: все контрольные и самостоятельные работы составляю сама и обучающиеся знают, что нигде на просторах интернета не найдут ответы, а придется думать самим. И в заключении ,я бы хотела сказать , о замене учителя компьютером не может быть и речи: мы должны воспитать человека, а не робота. Видеть горящие глаза ребенка , чувствовать его энергетику, в жарких спорах искать рациональное зерно ,- что еще может быть лучше ?!Ради этого я, как и многие пошла в учителя ,и ни разу об этом не пожалела .Сейчас у меня учатся дети моих выпускников и как их родителей , я учу их в любой ситуации оставаться порядочными , быть честными , умеющими сопереживать , не быть равнодушными. Образование получить можно - вырастить Человека вряд ли .В этом я убеждена на все сто процентов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.