Проблемы эффективности воспитательной системы
Оценка 4.6

Проблемы эффективности воспитательной системы

Оценка 4.6
doc
21.09.2020
Проблемы эффективности воспитательной системы
Косарева (статья).doc

Проблемы эффективности воспитательной системы

    Согласно ФЗ «Об образовании» воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
 
Воспитательная система - это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности

     Воспитание как система включает следующие элементы: цель, содержание, механизм (движущие силы), принципы. Системообразующим началом (тем, для чего создана эта система?) является цель воспитания (какого человека требует и ожидает общество?).

     Чтобы педагогическое воздействие и взаимодействие было эффективным, необходимо учитывать принципы воспитания. Буквальный смысл термина «принцип» – «первоначало, основа, основное правило, требование, вытекающее из закономерностей». Принципы воспитания – это определенная система требований, выполнение которых обеспечивает эффективность воспитания.

   Существуют различные классификации принципов воспитания. Предлагаем следующий перечень (по А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачеву):

· принцип общественно-ценной целевой направленности воспитания (совпадения содержания воспитания с общественными целями, с ситуацией, обстановкой);

· принцип осуществления комплексного подхода к воспитанию (организация различных видов деятельности – игровой и познавательной, умственной и физической);

· принцип связи воспитания с жизнью;

· принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

· принцип коллективного характера воспитания;

· принцип адаптивности к индивидуальным особенностям воспитанников;

· принцип сочетания руководства и управления жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы;

· принцип эстетизации всей детской жизни, начиная с воспитания аккуратности, чистоплотности;

· принцип воспитания в труде;

· принцип последовательности, систематичности воспитательных воздействий;

· принцип искренности и открытости;

· принцип сочетания поощрения и наказания.

Система всегда состоит из элементов и требует их взаимодействия и взаимосвязи, если один из элементов не соблюдает принципы, то прекращает работу вся система. То есть, воспитательная система подразумевает под собой взаимодействие, как школы, образовательного пространства, так и семьи.

Но в нашем обществе на протяжении многих лет прогрессирует проблема, которая заключается в том, что семья свою ответственность по воспитанию поколения перекладывает на образовательные учреждения. Педагоги же считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Соответственно в сложившейся ситуации нарушена та самая система воспитания, и она теряет свою эффективность.

    Можно рассмотреть данную проблему в совершенно простой жизненной ситуации: педагог на протяжении долгого времени объясняет ребенку, что такое понятие «норма поведения», что существует общественный порядок и что бывает за его нарушение. И тут же этот ребенок, гуляя  со своими родителями,  видит, как его родители переходят дорогу на красный свет, не платят за проезд  в общественном транспорте и т.п. какое понятие нормы может сложиться? Ребенок сделает вывод что то, о чем ему говорят в школе ерунда, оказывается можно и дорогу переходить, когда хочешь и где хочешь, и за проезд можно не платить ничего не будет за это. Теряется понятие «нормы» и в итоге мы получаем  правонарушения, преступления совершаемые несовершеннолетними лицами – детьми.

В связи с этим возникает вопрос: кто же должен отвечать за воспитание наших детей? Кто должен взять на себя ведущую роль?

Ответ мы можем увидеть в самом определении понятия «воспитание» с которого и начинается статья. В нем говорится, что воспитание осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства – это значит, что и заниматься этим должны все и семья, и школа, а не перекладывать ответственность друг на друга.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет большое значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — служит развитию личности, на благо общества и государства. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.

2.   Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.

3.   Танхасаева А.С., Юмсунова Л.Н. Воспитательный процесс в школе / Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2003. - 114 с.

4.   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2014. – 128 с.

5.   Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61


Проблемы эффективности воспитательной системы

Проблемы эффективности воспитательной системы

Система всегда состоит из элементов и требует их взаимодействия и взаимосвязи, если один из элементов не соблюдает принципы, то прекращает работу вся система

Система всегда состоит из элементов и требует их взаимодействия и взаимосвязи, если один из элементов не соблюдает принципы, то прекращает работу вся система

Ребенок сделает вывод что то, о чем ему говорят в школе ерунда, оказывается можно и дорогу переходить, когда хочешь и где хочешь, и за проезд…

Ребенок сделает вывод что то, о чем ему говорят в школе ерунда, оказывается можно и дорогу переходить, когда хочешь и где хочешь, и за проезд…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020