"Проблемы эстетического воспитания детей в современной школе"

  • docx
  • 22.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья 23 Проблемы эстетического воспитания современных школьников.docx

Проблемы эстетического воспитания современных школьников

Сегодня для педагогов остро стоит вопрос о нравственности, духовности и эстетическом воспитании детей. Одним из средств формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, театр. Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство. Дошкольники очень легко воспринимают народное искусство. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, знакомясь с декоративно-прикладными изделиями, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Сказки, загадки, пословицы, поговорки — это настоящая сокровищница народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. А как дети любят произведения народного декоративно- прикладного искусства: хохлому, гжель, дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки, матрёшек разных промыслов, вышивку. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку, вологодское кружево. Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному искусству мы организовываем посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводим экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям. Одним из направлений в искусстве является самодеятельное искусство или самостоятельная творческая деятельность. Образы же профессионального искусства служат здесь эталоном прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому у нас в группе оборудованы уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время дети могут применить свои знания и порисовать, слепить, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Также мы организовываем выставки детского творчества, мини-концерты, театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская работа — это кусочек духовного мира ребёнка. Чем он богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества. Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге — это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Поэтому с этим видом искусства я знакомила детей всех возрастных групп, постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывала умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Детей четырех лет учила осознавать содержание рисунка, обращала внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивала художественный вкус, формировала интерес к искусству, знакомила с выразительными средствами книжной графики, давала простейшие представления о средствах художественной выразительности. Например, знакомя детей средней группы с творчеством Ю. Васнецова, я с детьми рассматривала иллюстрации художника, обращала внимание на сходство узора с элементами дымковской росписи (заранее рассмотрев дымковскую игрушку), помогала детям вникать в содержание иллюстраций. В связи с этим мы разучивали потешки, песенки, небылицы к данным иллюстрациям, а на музыкальных занятиях использовали их в песенном творчестве и играх. На занятии по рисованию мы с детьми иллюстрировали книжку — самоделку «Потешки», где украшали узорами героев потешек. Еще один из видов искусства- живопись. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной. Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

 

Список используемой литературы:


Дырда, Г. П. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством / Г. П. Дырда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1151-1154. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18638/ (дата обращения: 19.09.2023).