«Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Составила: Коломиец Валерия Викторовна
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с множественными нарушениями.
Основное внимание уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке и дальнейшему приспособлению к жизни.
В процессе воспитания и обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо развить у них жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с умственной отсталостью в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять простую необходимую работу в быту.
Начинать трудовое воспитание надо с самообслуживания, так как навыки самообслуживания формируют трудовые привычки. Работа должна проводиться в системе, необходимо приучать учащихся к постоянным обязанностям, т.к. они воспитывают ответственность за порученное дело. С возрастом перечень обязанностей растет и поручения усложняются. Навыки играют огромную роль в жизни человека и составляют 90 % всех действий, которые они совершают. Поэтому вырабатывая у учащихся трудовые привычки путем постоянных упражнений и повторений, надо развивать навыки трудовой деятельности пока не приобретётся автоматизм в движениях и действие не будет выполняться механически, при незначительном контроле со стороны сознания. Навыки закрепляют трудовую привычку.
Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным, а глубоко индивидуальным. Учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1-ом классе приучаешь к трудовым навыкам через силу, вопреки их воли, так как родители зачастую не ставят главной целью воспитать в своем ребенке самообслуживающие навыки до школы. Поэтому педагоги сталкиваются с проблемой воспитать в таком ученике жизненно-необходимые навыки самообслуживающего труда. Особенно важно на первоначальном этапе и в последующих, фиксировать внимание ученика на приятных ощущениях от самостоятельно сделанного труду.
Поощрять, хвалить за выполненное поручение, избегать резкой критики, повышенного тона в речи, раздражительности. Добиться, чтобы предвкушение результата стало стимулом к активной деятельности.
Педагогу необходимо помнить, что любое порученное трудовое дело должно быть посильным, т.е. соответствовать уровню потенциальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии, уровню имеющихся у него знаний, умений и трудовых навыков, а также возрастным, половым и индивидуальным особенностям.
Механизм формирования навыков самообслуживания у учащихся с нарушениями интеллекта сложен, так как требует определенного уровня развития моторики, восприятия, действий по подражанию. В задачи обучения и воспитания также входит формирование положительного отношения к труду, желания трудиться, умения преодолевать посильные трудности.
Участие детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, во всех трудовых процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Есть все основания полагать, что социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды, способности жить в нормальных средовых условиях.
Важнейшим условием компенсации дефекта учащихся с интеллектуальной недостаточностью является трудовое обучение. Необходимо своевременное включение учащихся в трудовую деятельность, выступающую и как средство коррекции, и как способ адаптации этих людей в обществе. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания себя и своего жизненного пространства не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Учащиеся становятся более самостоятельными, если они сами могут приготовить себе пищу, умеют содержать в чистоте свое жилище, произвести мелкий ремонт одежды. Вся практическая деятельность является средством активного познания окружающей действительности.
В ходе коррекционно-воспитательной работы у учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью появляется потребность трудиться, за ней и привычка, а на более поздних этапах вырабатывается необходимый для практической деятельности динамический стереотип.
В заключении, необходимо отметить огромную роль самообслуживающего труда в психическом развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью, способствующего развитию умственного, нравственного воспитания, социально-бытовой адаптации, формированию моторных навыков, укреплению физически. В процессе социально-трудовой адаптации расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт, развивается самостоятельность в организации своей жизни, формируется умение выполнять работу качественно и доводить начатое дело до завершения. (завершающего этапа)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.