Проблемы и перспективы использования деятельностной модели обучения

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблемы и перспективы использования деятельностной модели обучения младших школьников.docx

 

 

 «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели обучения младших школьников»

 

Аннотация

Статья посвящена проблемам и перспективам использования деятельностной модели обучения младших школьников, рассматривается способ организации обучения и воспитания учащихся. Деятельностный подход в обучении позволяет использовать различные способы организации  учебного процесса. Информатизация общества предполагает, что выпускники школы должны   иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией. Отсюда одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Использование деятельностного подхода позволяет быстро реагировать на меняющиеся условия обучения. А реализация принципов деятельности, непрерывности, системности, целостного представления о мире, психологической комфортности и вариативности творчества способствуют воспитанию гармонично развитой творческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.1  Введение.

1.2  Трудности в процессе обучения.

1.3  Системно-деятельностный подход, как методологическая основа стандартов.

1.4  Заключение

2.   Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый день я с радостью встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации вижу свое предназначение как педагога, учителя, наставника. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Этот афоризм Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега в своей педагогической работе я взяла за аксиому, так как мне хотелось, чтобы  мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудности в процессе учения

Процесс учения, разумеется, всегда сопряжен с трудностями, было бы педагогической ошибкой пытаться устранить их полностью из школьной жизни ученика. Больше того, суть развития именно в преодолении трудности. Для того, чтобы обучение стало успешным надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, т. е предлагаемая учителем деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем и принимает его помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.

Целью современного образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, навыков самообразования и самосовершенствования.  Начальная школа должна формировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также набор ключевых компетентностей.

Я считаю, что учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – научить его самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. Я должна на уроке инициировать его действия.

На сегодня главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы. Следовательно, сердцевина педагогического труда – управление всеми процессами, которые сопровождают становление человека.

Как реально сделать школьников активными  и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании? Все эти вопросы задаёт себе каждый учитель - практик.

Современный этап педагогической практики - это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно-развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Личностно - ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системно-деятельностный подход как методологическая основа стандартов

Заявленный системно-деятельностный подход как методологическая основа стандартов поставил педагогические коллективы перед проблемой выбора механизмов его реализации, ориентирует образовательные учреждения на применение передовых инновационных образовательных технологий. Я считаю, что конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения.

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. Раскрытие личности обучающегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма её организации.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же

вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной

системе знаний и ценностных ориентаций

Технология деятельностного метода помогает мне в этом. По данной технологии постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания. Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

 

 

 

 

 

Заключение

 Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании».

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.    Закон РФ «Об образовании».

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

3.    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р)

4.    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638)

5.    Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». Научная библиотека КиберЛенинка

6.    Разумова Н. П. Развитие социальной компетентности школьников в образовательном процессе учреждения дополнительного образования./ Н. П. Разумова // www.omsk.edu.ru/_august/2007/razumova.doc