ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Введение
Само развитие высшего образования в Казахстане, началось на ряду с появлением на карте мира огромной коммунистической державы под названием СССР. Первые университет на территории Казахстана был открыт
в городе Алматы в 1928 году. Название этого университета « Казахский государственный университет » ( ныне КазНПУ имени Абая ). Качество образования советской системы обучения полностью выдерживало критику и требования того времени. Правильная подготовка кадров и точный рассчет новых нужных специалистов, не давало поводу кадровому голоду по всей стране. Так же условия предоставляемые студентам, были на более высоком уровне чем в нынешнее время. Стипендии 70-е годы прошлого века составляли 35-50 рублей. Комплексный обед обходился в 50-60 копеек (1$ по курсу того времени). Общежития выдавались в порядке очереди, причем гостиничного типа. Готовили специалистов конкретно по государственному заказу.
После развала СССР, Казахстан как и остальные постсоветские страны, столкнулась с жестокой реальностью глобализации культуры, образования, и международных отношений. Новые вызовы и стандарты, нового однополярного мирового порядка, заставили нас двигаться в новом направлении. Модернизация и обновление системы высшего образования началось сразу при обретении независимости нашей страны.
Этапы становления системы образования Республики Казахстан
Развивающее демократическое государство ставит перед собой задачу создания условий для свободного развития и процветания граждан. Преобразования, происходящие в Республике Казахстан, преследуют двоякую цель: поднять уровень качества жизни населения и создать более гуманное и демократическое общество.
Поиск в системе образования приобрел особенную четкую направленность после провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан стать частью общего потока казахстанских реформ, которые продолжаются до сегодняшнего дня.
Для первого периода (1991-1994 гг.), после обретения независимости Республики Казахстан, актуальной задачей стало формирование законодательной базы, соответствующей изменившимся условиям. Поэтому главными вопросами стали:
закрепление за гражданами государственных грантов на образование;
создание правовой основы для реализации новых подходов к экономическому
обеспечению сферы за счет рационального использования бюджетных
средств;
привлечение внебюджетных средств и регулирование прав собственности. Были выработаны основные приоритетные направления по реформированию системы образования:
совершенствование финансирования образования, т.е. расширение их
финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование
дополнительных источников финансирования;
равномерное развитие системы образования в регионе с учетом как местных,
так и республиканских интересов;
создание эффективной системы управления образованием на
республиканском и региональном уровнях;
совершенствование и обновление образовательных процессов - усиление
практической значимости приобретаемых знаний и навыков;
обеспечение интеграции в международное образовательное пространство,
приближение национального уровня образования к международным
стандартам;
создание эффективной правовой базы системы образования. [1.2]
Начиная со второго периода (1995-1999 гг.) в казахстанской системе образования отмечаются положительные сдвиги, обусловленные развитием процессов демократизации и экономических преобразований. Эти преобразования нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» от 07.06.1999 года.
Одной из основных задач, возложенных на систему образования, стало требование обеспечить кадрами все отрасли экономики страны. В этой связи была разработана и утверждена постановлением Правительства «Новая модель формирования студенческого контингента государственных заведений
в Республике Казахстан» (1999 г.), которая была призвана повысить объективность оценки знаний абитуриентов, отобрать наиболее одаренную молодежь среди поступающих в государственные вузы по государственному заказу.
Третий этап (1999-2000гг.) - децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. Важным этапом в реформировании системы образования стал четвертый период (2001-2010 гг.). Была разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая - в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года. В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего
образования к условиям рыночной экономики. Программа реализовывалась в два этапа: первый этап -2005-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы. Программой предусмотрены следующие основные направления развития: переход на 12-летнее среднее общее образование; создание системы технического и профессионального образования; обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров - бакалавриат-магистратура-докторантура (Ph.D), - основанной на системе академических кредитов, соответствующей положениям Болонской декларации и международным стандартам; создание национальной системы оценки качества образования. Основные направления данной программы законодательно закреплены в новом Законе РК «Об образовании», утвержденного 27 июля 2007г., который соответствует потребностям экономической и общественной модернизации и учитывает международные требования к новым образовательным системам.
Структура казахстанской системы приведена в соответствие с критериями классификации образовательных программ Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, рекомендованной ЮНЕСКО. Так, согласно статье 8 нового закона, образовательная система включает семь уровней. Первый из них — дошкольное воспитание и обучение. Затем следуют начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и, наконец, послевузовское образование. [3.4]
О приверженности казахстанских вузов общепринятым принципам университетского образования свидетельствует факт подписания вузами страны Великой хартии университетов. На сегодня 18 вузов Казахстана подписали данную Хартию[4]. С 2007 года ведется целенаправленная работа по внедрению программы двухдипломного образования. По международной программе «Болашак», которая инициирована Главой государства Н.А.Назарбаевым, ежегодно 3000 студентов обучается за рубежом. С 2008 года все вузы перешли на кредитную технологию обучения. Она призвана обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, признание отечественных образовательных программ и академических дисциплин за рубежом. В Казахстане была создана национальная система аккредитации, учитывающая международные стандарты. В 2009 году пять национальных университетов ( КазНУ им. аль-Фараби, КазНТУ им. К.
Сатпаева, КазНПУ им. Абая, КазНАУ и ЕНУ им. Л. Гумилева) провели аккредитацию 10 образовательных программ [5].
Система образования в Казахстане нацелена на обеспечение открытого доступа к образованию всех учащихся. В этой связи в республике была внедрена новая модель формирования студенческого контингента. Суть ее заключается в том, что государственные образовательные гранты предоставляются конкретным лицам по результатам Единого национального тестирования выпускников школ. Гранты выделяются государством из республиканского бюджета на наиболее приоритетные для страны специальности .[6] Это было связано с тем, что развитие неурегулированного рынка
образовательных услуг в быстро изменяющейся экономической ситуации,
отсутствие социального партнерства между работодателями и системой профессионального образования привели к диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Так, в 2005 году количество подготовляемых специалистов технического обслуживания труда было на 10 тысяч человек населения значительно ниже, чем в сфере высшего образования, и составило в колледжах 162 учащихся, в профессиональным школах - 66 учащихся, а в вузах - 439 студентов. Наблюдается увеличение подготовки кадров для сферы обслуживания и непроизводственного сектора,
в то время как потребность в технических, строительных и сельскохозяйственных специальностях оставалась неудовлетворенной.[7]
Гвоздь самой проблемы
Необходимо отметить, что в нашей стране высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. Вузам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Вузам надо было выживать, а для этого требовались деньги. И много денег. А если финансовые поступления от государства уменьшались, то деньги можно было брать у потребителей – абитуриентов. А чтобы абитуриентов привлечь, надо было сделать высшее образование более доступным. Что и произошло. Множество вузов предпочло поставить во главу угла увеличение численности обучаемых, а уже потом – качество предоставляемых знаний.
Эффективное управление системой образования затрудняет и
несогласованность образовательных норм, и наличие разнообразных
организационно-правовых форм учреждений образования. Современные вузы
функционируют в разных формах, в том числе: в форме национальных
(государственных предприятий, имеющих особый статус), республиканских
государственных казенных предприятий и учреждений, акционерных обществ
с долей государства и без, товариществ с ограниченной
ответственностью, учреждений образования и многих других. Разнообразие
форм создает правовые коллизии с едиными нормативно-правовыми актами в
сфере образования. Например, Ученый совет и ректорат в вузе – акционерном
обществе обладают принципиально другими компетенциями, так как
основную стратегическую роль в управлении АО играют совет директоров и
правление.
Увеличение спроса на образовательные услуги привело не только к росту образовательных организаций, но и появлению недобросовестной конкуренции. Особенно ярко это проявляется в сфере экономического образования. Большой спрос на экономическое образование привел к организации различного рода учебных заведений с усеченными программами обучения и привлечением сторонних, зачастую непрофильных преподавателей. Выпускников по экономическим специальностям готовит практически каждый вуз. И именно эти специальности являются донорами для
существования всего вуза. Но насколько качественно происходит такая подготовка? Кто несет ответственность за содержание образования, качество преподавания, выделение всех видов необходимых ресурсов в полном объеме? Насколько содержание экономического образования, отвечая запросам работодателей, одновременно является фундаментальным? Насколько выпускник «заточен» под конкретную специфику деятельности?
Существует риск несистемного характера образования, набор читаемых
курсов выбирается в зависимости от наличия преподавателей. Часто за
красивыми названиями курсов скрывается объективно старое содержание.
Формируя программы, большинство вузов думают не о системе знаний, а
стремятся удовлетворить некомпетентного потребителя образовательных
услуг. Несовершенство законодательства не позволяет отследить места
работы ППС, что приводит к их перегрузке и снижает качество образования в
целом.[8]
Старение кадров – одна из актуальных проблем современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходится брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах.
Государству наравне с университетами следует всячески стремиться повышать активность профессорско-преподавательского состава. Для этого надо постепенно повышать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п.
На сегодняшний момент, в современном независимом Казахстане мы столкнулись с рядом проблем в плане качества высшего образования. Ничтожные заработные платы учителей и педагогов. Подготовка специалистов дипломщиков которые не понимают даже что они учили и закончили. Отсутсвуют практические навыки, не понимание своей
специализации, отсутствующие институты направления будущих специалистов. То есть, абитуриент даже не знает, куда ему податься, чего он хочет сам, и что из этого будет востребовано в реальной будущей жизни. Даже успешно закончив своими силами университет, выпускник сталкивается с проблемой безработицы, либо работа с ничтожной заработной платой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.